Легко ли русским найти работу в Лондоне?
Хедхантеры, которые охотятся за русскими, клуб для русских, работающих в Сити, и другие сведения для ищущих работу в британской столице
Фото: Reuters
Десять лет назад при слове «русский» английский обыватель представлял себе говорящего по-русски сантехника или строителя. При этом сантехник мог быть украинцем или литовцем. За последние годы имидж «русского» изменился. Не только потому, что русские стали покупать в Лондоне футбольные клубы, книжные магазины, газеты, но и потому, что в этот город приехали те русские, кого здесь называют профессионалами: юристы, финансисты, маркетологи, пиарщики, программисты, то есть люди с высокой квалификацией и соответствующими амбициями. Так где же сегодня работают русскоговорящие в Лондоне?
РУССКИЕ В СИТИ
Точной статистики о том, сколько же русскоговорящих профессионалов успешно работает в Лондоне, нет. Как нет и реальных данных о том, сколько россиян проживает в Великобритании. Обычно называется цифра от 250 000 человек до полумиллиона. Сразу надо оговориться, что англичане всех говорящих по-русски называют «русскими». Но если учесть, сколько в Лондоне живет и работает граждан стран постсоветского пространства, то количество «русских», а точнее русскоговорящих, увеличивается в разы.
В 2002 году Ксения Бобкова училась на юридическом факультете в одном из британских вузов. После окончания устроилась на работу в лондонский Сити. Ксения и ее подруга и сокурсница Юлия Загонек решили, чтобы не терять университетские связи, создать своеобразный клуб – Russians in The City (Русские в Сити). «Мы начали с 10 человек, потом нас стало 200, 500. Идея была в том, чтобы поддерживать профессиональные и социальные связи с равными себе по интересам, по образованию, по языку и по месту работы», – рассказывает Ксения Бобкова, одна из создателей RIC и партнер управляющей компании Fusion Assets Management. На сегодняшний день RIC насчитывает около 2000 членов: в основном это русскоговорящие профессионалы, работающие в лондонском Сити.
«Чем больше нас становится, тем лучше мы понимаем, что одна из наших задач – это еще и расширить представление местной общественности о том, что «русские» в Лондоне – это не только строители и олигархи, – говорит Ксения. – На своем примере мы показываем, что в Лондоне сформировалось среднее звено высокообразованных профессионалов, которые хорошо зарабатывают, платят здесь высокие налоги, вступают в браки с англичанами и в целом способны на полнейшую интеграцию».
ЭЛИТНЫЙ КЛУБ
Эту неформальную организацию можно назвать элитным клубом (стать ее членом можно лишь по рекомендации), где на вечеринках люди обмениваются не только последними профессиональными, но и культурными новостями. Члены RIC – это еще и лакомый пирог для местных рекрутеров и хедхантеров, специализирующихся на поиске работы для специалистов со знанием русского языка. «Я лично знаю около 15 рекрутеров, находящихся в Лондоне, которые с нами постоянно сотрудничают и советуются, когда им нужен специалист по России или СНГ», – говорит Ксения Бобкова.
«Конечно, сейчас, особенно после отмены в апреле рабочей визы для высококвалифицированного персонала из-за границы, российским гражданам стало сложнее найти хорошую работу в Англии», – продолжает Бобкова. «Но с другой стороны, за последние десять лет многие русскоговорящие получили второе образование либо в Англии, либо в США, у нас есть опыт работы в международных организациях, мы работаем на равных с англичанами и с другими иностранцами в Лондоне», – констатирует Ксения Бобкова.
Тем, кто приезжает в Лондон, сейчас легче найти работу хотя бы потому, что за последние 10 лет появились специализирующиеся на русскоговорящих профессионалах рекрутинговые агенства, есть опыт других давно работающих в Лондоне русских, которым они охотно делятся. С другой стороны, найти работу стало сложнее из-за возросшей конкуренции и отмены виз для высококвалифицированных специалистов.
ЗА КЕМ ОХОТЯТСЯ ХЕДХАНТЕРЫ?
Кому в Лондоне нужен русскоговорящий работник? «В Лондоне очень много компаний, которые работают с Россией и СНГ. Это могут быть банки, юрфирмы, финансовые организации. Я привожу потенциальных сотрудников из США, Прибалтики, ну, и в самом Лондоне нахожу специалистов со знанием русского языка», – рассказала в интервью bbcrussian.com Екатерина Добровольская, основатель и директор хедхантинговой компании Talent Investors.
«После отмены рабочей визы для высококвалифицированного персонала, так называемой Tier 1, вариантов для граждан России осталось немного – это либо спонсорская виза, то есть приглашение от работодателя, но обычно только очень большие компании готовы этим заниматься, или инвесторская виза, когда вкладываешь миллион в экономику Великобритании», – подчеркивает Добровольская. Средняя зарплата ее клиентов – 75 тысяч фунтов в год, в то время как средняя годовая зарплата в Великобритании – 25–30 тысяч фунтов.
Екатерина Добровольская говорит, что одна из главных проблем в поиске работы для русскоязычного человека в Англии – это неумение себя продать, основанное во многом на различиях в культуре и менталитете. «Русские куда более резки в написании электронных сообщений, например, – рассказывает Добровольская. – Мы учим людей, как написать хорошее резюме, как правильно проходить собеседование на работу именно здесь, в Англии».
Потенциальные клиенты для работодателей, обращающихся в компанию Добровольской, проверяются со всех сторон. Рекрутинговый бизнес небольшой компании завязан на личных связях и рекомендациях. «При этом, – отмечает директор Talent Investors, – у нас очень высокий уровень закрытия вакансий, из десяти мы закрываем девять». «Появилось много умных, талантливых людей. И на них появился спрос. Сейчас русский язык – нужный язык, чего раньше не было», – добавляет она.
КАК НАЙТИ РАБОТУ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В поисках интересной работы в Лондон едут и российские ученые. Найти вакансию в академической среде не так просто, как в Сити, но самое обидное, говорит мне культуролог из университета в Лидсе Влад Струков, что часто ученые из бывшего СССР «проваливают экзамен» еще до его сдачи. «Тут несколько причин. Одни присылают очень короткое резюме, в то время как англичане ожидают подробного CV со всеми приложениями, ссылками на научные публикации, участие в конференциях и так далее», – объясняет Струков. Другие считают, что все хорошие академические посты можно получить только по блату, как это было в советское время, и вообще не участвуют в конкурсных отборах.
«Но это глупость, – говорит Струков, – британские университеты, наоборот, стремятся заполучить к себе преподавателей из разных стран, и конкурс – не фикция, а серьезный отбор лучших из лучших». В целом, отмечает Влад Струков, ученые из бывшего СССР, особенно гуманитарии, до сих пор не включены в международную академическую жизнь так же активно, как их европейские коллеги. «Чтобы быть в курсе новых академических вакансий в Великобритании, надо подписываться на специальные рассылки, заходить на такие сайты, как academjobs.co.uk, например», – советует преподаватель из университета Лидса.
Проблема многих ученых из бывшего Союза, отмечает Струков, – это боязнь покинуть насиженное место, их недостаточная мобильность. «Работа в другой стране до сих пор воспринимается многими российскими учеными как иммиграция, а не как карьерный шаг, – считает Влад Струков. – Но их тоже можно понять: вернуться в оставленный российский вуз очень трудно, так устроена система». А вот европейские ученые изначально настроены на работу в разных странах, для них переезд – это не проблема, а скорее, наоборот, преимущество.
ВОЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ
Актер и радиоведущий Олег Калныньш приехал в Лондон около пяти лет назад. Чтобы найти работу по профессии, ему тоже постоянно приходится участвовать во всевозможных кастингах и отборах. «Многие мои знакомые как начали здесь со съемок в массовках, так до сих пор этим и занимаются, – рассказывает Олег. – За день съемки можно заработать от 60 до 250 фунтов. Если у вас 15–20 массовок в месяц, получается неплохая зарплата». В Лондоне и его окрестностях много киностудий, съемки идут практически каждый день. «Так что найти работу в массовках не проблема», – говорит Олег. Но сам он предпочитает искать работу через агента. «Другой вариант – искать самому по разным специализированным сайтам, типа startnow.co.uk, еще очень помогает газета Stage, там всегда много объявлений об открытых кастингах», – рассказывает Олег Калныньш.
Человеку творческой профессии найти работу в Лондоне не так сложно, уверен Олег. «Культурная жизнь здесь бурлит, люди, тем более те, кто знает несколько языков, всегда нужны в любой индустрии», – резюмирует актер Калныньш.
СВОЙ БИЗНЕС
Ольга Скотт живет в Лондоне уже более 20 лет. Она приехала в Англию, уже имея высшее экономическое образование, но найти работу никак не удавалось. «Меня никто не хотел брать на работу, я не вписывалась ни в одну корпорацию», – смеется Ольга. И тогда она решила создать собственную туристическую компанию. «Когда мы с моим тогдашним мужем создавали эту компанию в 1991 году, мы мало что знали про турбизнес, но у нас было огромное желание работать на себя», – вспоминает Ольга Скотт.
Компания Scott's Tours существует и по сей день, хотя Ольга, оставаясь акционером и управляющим директором, переключилась на другой бизнес. Получив второе образование психолога, она создала свой вебсайт, через который ведет поиск клиентов, нуждающихся в бизнес-консультациях. Ольга считает, что карьерный успех человека не зависит от его национальности, поэтому совершенно неважно, откуда ты приехал в чужую страну. Главное, говорит Ольга, это характер и воля к победе. «Когда я принимаю на работу нового человека, мне не столько важно его резюме, много ли оно говорит о нем, – уверена Ольга. – Мне важно увидеть целостную картину: понять его отношение к работе и оценить, как новый сотрудник впишется в уже существующий коллектив». Тем же, кто не хочет или не умеет вписываться в какую бы то ни было систему или коллектив, Ольга Скотт предлагает следовать ее примеру и создавать собственное дело.
«Создать свой бизнес в Лондоне стало и легче, и сложнее, – говорит Ольга. – Легче, потому что практически любой бизнес можно начать в интернете без особых капиталовложений, а сложнее, потому что конкуренции стало гораздо больше, чем 20 лет назад». Имидж «русских» в Лондоне однозначно изменился за последние годы, считает Ольга Скотт. Люди из бывшего СССР владеют в Лондоне своими школами, магазинами, галереями, салонами красоты и так далее. «Нельзя не заметить, какие вложения русскоговорящие лондонцы делают в экономику страны», – подчеркивает Ольга. А деньги в Британии уважают, добавляет она, а значит, уважают и их обладателей.