Марина Эфендиева
Facebook теряет «друзей»
Популярнейшая соцсеть Facebook теряет пользователей — если в развивающихся странах высокий темп роста аудитории сохраняется, то на развитых рынках он значительно замедлился. А многие в прошлом активные поклонники Facebook и вовсе покинули соцсеть
Популярность социальной сети Facebook в Великобритании падает второй месяц подряд, пишет британская газета The Guardian. Аналогичная ситуация наблюдается в США, Канаде и Норвегии, что может указывать на снижение интереса к социальным сетям в целом. Для Facebook это не очень радостная новость на фоне подготовки к IPO, которое может состояться уже весной следующего года.
Напомним, сразу два авторитетных источника — в начале мая американская газета The Wall Street Journal, а позже и телеканал CNBC — со ссылкой на анонимные источники сообщили о планах Facebook провести первичное публичное размещение акций (IPO) в первом квартале 2012 года. Согласно информации, просочившейся в СМИ, стоимость социальной сети может достичь 100 млрд долларов. В таком случае Facebook обойдет по цене многие крупные технологические компании, например, Amazon и Cisco Systems и приблизится к такому гиганту, как Google.
Сеть может упасть в цене
Стоит отметить, что позитивный прогноз по поводу IPO Facebook во многом основан на ожиданиях роста доходов социальной сети от рекламы. Они, в свою очередь, напрямую зависят от роста аудитории социальной сети и ее активности. Эксперты аналитической компании eMarketer прогнозировали, что в текущем году Facebook может заработать около 4 млрд долларов на размещении рекламы, тогда как в прошлом году этот показатель не достиг и двух млрд долларов.
При этом некоторые аналитики считают стоимость сети в 100 млрд долларов завышенной. Так, руководитель отдела стратегических инвестиций компании Point View Financial Дэвид Дитце (David Dietze) в интервью CNBC заявил, что на выручку от IPO может повлиять снижение роста аудитории соцсети. По его оценке, стоимость компании может составить «всего» 40 млрд долларов.
Или взлететь, если отложит IPO
При увеличении доходов Facebook, цена компании может взлететь выше 200 млрд долларов к 2015 году, считают аналитики. Хотя для этого соцсети необходимо повременить с первичным размещением акций.
Необходимость проведения IPO в следующем году для Facebook обусловлена требованиями американской Комиссии по ценным бумагам (Securities and Exchange Commission, SEC), согласно которым компании обязаны раскрывать финансовые показатели при превышении лимита в 500 акционеров. Между тем, данные правила сейчас пересматриваются, и при изменении возможного максимального числа частных инвесторов, сроки выхода Facebook на биржу могут сдвинуться.
Она их теряет
В то же время в СМИ появилась информация о том, что дела у соцсети обстоят не так хорошо, как может показаться. Согласно данным компании Inside Facebook, популярнейшая в мире соцсеть теряет пользователей, пишет The Guardian.
В целом по миру аудитория соцсети продолжает расти, отмечает британское издание — число зарегистрированных пользователей достигло 687 млн. Однако прирост аудитории заметно снизился: в мае было зарегистрировано 13,9 млн человек, а в апреле 11,8 млн новых пользователей. Средний месячный рост в прошлом году составлял 20 млн пользователей.
Наибольшее число новых адептов Facebook появляется в развивающихся странах, где соцсеть относительно недавно начала свою экспансию. Так, в Бразилии и Мексике рост составил около 10% за месяц.
В США, напротив, наблюдается заметное сокращение аудитории. По данным отчета Inside Facebook, число активных пользователей в Америке с мая по июнь упало почти на 6 млн — со 155,2 до 149,4 млн. Также заметно снижение интереса к соцсети в Канаде, где число активных пользователей снизилось на 1,52 млн — до 16,6 млн. В Великобритании, Норвегии и России соцсеть также несет потери по числу пользователей — они составили около 100 тысяч за месяц.
Интерес к глобальной соцсети у российских пользователей традиционно ниже, чем к локальным сетям. Как отмечалось в отчете ComScore, активность россиян в Facebook — самая низкая в Европе, хотя в целом по соцсетям она, наоборот, самая высокая. Согласно исследованию по итогам 2010 года, Facebook пользуются лишь около 20% аудитории Рунета. При этом в общем соцсетями активно пользуются 83,4% российских интернет-пользователей.
Самой популярной площадкой такого типа в Рунете является социальная сеть «ВКонтакте». Следом за ней идут «Одноклассники», затем «Мой мир» и лишь за ними — Facebook.
Бурный рост аудитории Facebook традиционно замедляется в тех странах, где более половины пользователей Интернета уже зарегистрированы в соцсети, отмечает The Guardian. Развивающиеся рынки были и будут в ближайшее время основным источником новых пользователей для этой соцсети. Однако для подлинного успеха нужно, чтобы только что зарегистрировавшиеся на сайте пользователи оставались в Facebook, что происходит далеко не всегда.