Леонид Полозов

Нелегальных таксистов ударят рублем

Московские власти приняли решение не устанавливать жесткие квоты на количество такси в городе, но призвали всех перевозчиков получать лицензии. За оказание таксомоторных услуг без разрешения нарушителя будет ждать крупный штраф

Закон «О такси» должен вступить в силу с 1 сентября этого года. Среди прочего, он обяжет таксистов регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а также оснащать машины счетчиками (таксометрами) и выдавать чек и квитанцию каждому пассажиру. По мнению властей, таким образом можно будет избавиться от нелегальных таксистов и повысить качество обслуживания пассажиров. В настоящее время в столице насчитывается около 40 тысяч нелегальных таксистов и всего около 9 тысяч легальных.

«Вхождение в этот закон в Москве будет плавным, мы не будем ограничивать количество перевозчиков в городе и призываем всех перевозчиков, в том числе и нелегальных, стать профессиональными таксистами. Приходите и получайте разрешение, но следуйте определенному порядку. У нас действует гибкий подход, который позволит нам перейти к цивилизованной работе таксомоторов», — сообщил в пятницу заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов.

Директор Московского транспортного союза Юрий Свешников считает, что процедура выхода на рынок легальных такси не потребует от юридических лиц значительных затрат, зато она четко определяет ответственность перевозчиков. Он рассказал, что обязательными требованиями для получения разрешения являются наличие таксометра, оранжевого фонаря на крыше, цветографической схемы на борту машины, а также подтвержденный водительский стаж пять лет и соответствующее техническое состояние автомобиля.

В частности, законом предписана административная ответственность за невыдачу чека пассажиру и за отсутствие информации о тарифе в салоне такси. Самый крупный штраф в размере 5 тысяч рублей предусмотрен за отсутствие у таксиста разрешения на перевозку или соответствующих опознавательных знаков («шашечек») на автомобиле.

Чтобы организовать работу таксистов у каждого транспортно-пересадочного узла (их планируется создавать у новых станций метро) будут выделять места специально для стоянки такси. Спецпарковки планируется организовать и на городских улицах. В будущем в столице с введением большого числа выделенных полос для общественного транспорта, будет рассмотрен вопрос допуска на них и такси.

Между тем, столичные власти уже давно тревожит ситуация, сложившаяся на рынке такси. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин, активно взявшийся за решение транспортных проблем, решил навести порядок и в этой сфере. В частности, он поручил сформировать городской реестр официальных такси, ввести аттестацию водителей и использовать специальный знак «Московское городское такси», а также создать для них городские стоянки.

При этом в 2008 году столичный парламент уже принимал закон «О такси в городе Москве», предусматривающий создание реестра перевозчиков и службы заказа «Московское городское такси». Предполагалось, что в него войдут организации с хорошими автомобилями, квалифицированными сотрудниками, а также с приемлемым и зафиксированным прайс-листом. Тем не менее, московский закон так и не заработал из-за того, что не были выпущены необходимые подзаконные акты.

В существующей ситуации так называемые бомбилы ежегодно зарабатывают в Москве около 1 млрд рублей, не платя налоги. При этом легальные таксисты зачастую не могут конкурировать с нелегалами, которые не несут дополнительные расходы и предлагают более низкие цены за извоз.

По идее, закон «О такси» должен навести порядок в этой сфере, однако некоторые профсоюзы таксистов недовольны некоторыми его положениями и считают необходимым пересмотреть сроки вступления его в силу. В частности, 7 июня они провели в Москве акцию в поддержку своих требований.

Лидер межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин считает, что у законодателей получился «сырой закон, с большими недочетами». По его словам, этот закон лоббировали крупные компании, которые хотят убрать с рынка всех конкурентов.

«Я думаю, что кроме нескольких крупных компаний, которым он выгоден, всем остальным он испортит бизнес. Средний и малый бизнес он просто заставит уйти с рынка», — заявил Щербинин.

«До вступления в силу этого закона осталось меньше ста дней, а в Москве порядка 40 тысяч человек занимается извозом. Можете представить, что даже если они завтра начнут выдавать эти разрешения, то это 400 человек в день. А если они опубликуют все за три дня до вступления закона в силу, то 40 тысяч человек за минимально короткий период времени должны будут где-то достать эту лицензию», — отметил эксперт.

По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза (МТС) Юрия Свешникова, все легальные таксисты «за» введение соответствующего закона, однако возникают вопросы, как он решит проблему нелегальных таксистов.

«Хватит ли сил и желания у контролирующих органов навести порядок в этой сфере? Конечно же, здесь все зависит от того, насколько четко будут работать правоохранительные органы», — сказал Свешников.

В свою очередь, представители ряда транспортных компаний предполагают, а столичные пассажиры опасаются, что с введением нового закона стоимость проезда в такси значительно возрастет. Так, по мнению представителя таксомоторной компании «Цель», принятие закона может иметь обратный эффект: цены на такси возрастут, и «бомбил» станет больше. «Правительство создает все условия, чтобы вместо понижения тарифов, мы эти цены вынуждены были поднимать. Людям станет невыгодно ездить по дорогим тарифам, и они также продолжат просто ловить частников», — считает эксперт.

http://www.bfm.ru/articles/2011/06/12/n … ublem.html