Марина Эфендиева
«МегаФон» купил столичного интернет-провайдера за $270 млн
До настоящего момента «МегаФон» не присутствовал на московском рынке широкополосного доступа в Интернет. Сделка по покупке NetByNet стала очередным шагом в реализации стратегии по созданию универсального оператора связи
Компания «МегаФон» сегодня, 10 июня, объявила о приобретении 100% акций группы компаний NetByNet — оператора фиксированного широкополосного доступа в Интернет и цифрового телевидения. Сумма сделки составила около 270 млн долларов, а условия выплаты этой суммы зависят от финансовых результатов компании в текущем году, говорится в сообщении «МегаФона».
Финансовым консультантом сделки выступил «ВТБ-Капитал», юридическими — Linklaters CIS и Lawrence Graham LLP.
Группа компаний NetByNet была создана для консолидации столичных домовых сетей в 2002 году группой компаний «Консул». В нее вошли более полутора десятков интернет-провайдеров из различных районов Москвы. Сейчас активы объединены на базе компании «Нэт Бай Нэт Холдинг», предоставляющей услуги доступа в Интернет по технологии Ethernet и цифрового телевидения. До недавнего времени собственниками компании выступали основатель NetByNet Грегори Беренштейн с долей около 35% акций, 31% принадлежал Газпромбанку, по 16% контролировали Aton Capital Partners и совладелец «Медиа-1» Иван Таврин. Остальные акции распределялись между менеджментом.
До настоящего момента «МегаФон» не присутствовал на московском рынке широкополосного доступа в Интернет. Сделка по покупке NetByNet стала очередным шагом в реализации стратегии компании по созданию универсального оператора связи. В 2010 году с приобретением «Синтерры» «МегаФон» вышел на рынок межоператорских и корпоративных услуг фиксированной связи. Приобретение провайдера NetByNet выводит оператора на четвертое место по количеству абонентов ШПД в московском регионе. По данным iKS-Consulting, абонентская база NetByNet на конец прошлого года составляла 450 тысяч физических лиц и 6 тысяч корпоративных клиентов. В сумме это почти 10% рынка.
По мнению экспертов рынка, сделка выгодна обеим сторонам. «Для NetByNet — это хорошая возможность выйти из конкурентного и низкодоходного бизнеса с прибылью. Для «МегаФона» — шанс начать работу на рынке фиксированного ШПД в Москве не с чистого листа, а имея определенный задел», — пояснил BFM.ru эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.
«Обе компании достаточно долго шли к сделке. Акционеры NetByNet хотели продать актив, а «МегаФон» должен был переломить сложившуюся ситуацию — отсутствие на рынке ШПД для частных лиц, что не позволительно для оператора, предлагающего конвергентные услуги», — рассказал BFM.ru руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков.
В марте текущего года Федеральная антимонопольная служба дала разрешение «МегаФону» и МТС на покупку 100% акций компании Fairlie Holding & Finance, являющейся головной структурой группы компаний NetByNet. Ранее переговоры о покупке провайдера вел также «Ростелеком». Уже тогда эксперты рынка отмечали, что для «МегаФона» сделка является наиболее логичной, так как два других претендента уже представлены на рынке ШПД в Москве — МТС через свою «дочку» «Комстар», а «Ростелеком» — через «Национальные кабельные сети».
По словам Дениса Кускова, для «МегаФона» сделка с NetByNet была важнее всех. «В прошлом году «Ростелеком» смог войти на рынок ШПД Москвы, купив активы НКС, и таким образом вся федеральная четверка — я думаю, о тройке нужно постепенно забывать — уже полноценно присутствует на московском рынке».
Как уже отмечалось, благодаря сделке «МегаФон» получит контроль почти над 10 % рынка ШПД для частных лиц. Конкуренты компании, по данным ИАА TelecomDaily, контролируют более значительные доли: МТС — 29,5 %, «Акадо» — 21% и «ВымпелКом» — 20,2%.
«Думаю, что используя свои маркетинговые инструменты, «МегаФон» сможет до конца года сократить отставание от первой тройки на 2–3%. — прогнозирует Денис Кусков». По его словам, в ближайшие 2 недели компания должна закрыть сделку по приобретению петербургского провайдера «Вэб Плас». «На частном рынке Санкт-Петербурга у «МегаФона» также не все гладко и абонентов пока не много, но сделка позволит компании и в этом регионе войти в первую десятку игроков рынка ШПД для частных лиц», — отмечает эксперт.
Что касается рынка цифрового ТВ, то сделка с NetByNet, по словам руководителя ИАА TelecomDaily, никак не повлияет на ситуацию, так как компания не имеет значительной доли. «Основными игроками рынка платного телевидения Москвы на сегодня являются «Акадо» и «Стрим-ТВ» (МТС). Возможно кардинальное изменение ситуации, если «МегаФон» совершит еще одну сделку и купит «Акадо», которая не досталась в прошлом году «Связьинвесту». Если это произойдет, то будет совершен полноценный переворот ситуации с Интернетом и ТВ в столице — «МегаФон» станет лидером в обоих сегментах», — прогнозирует Денис Кусков. Но пока есть одна проблема — слишком высокая стоимость компании, отметил он.
После подобных сделок у абонентов часто возникают опасения, что приход «большого» оператора скажется на ценах и негативно повлияет на качество предоставления услуг — как по части интернет-доступа, так и сервиса техподдержки. «Думаю, что все же это больше тень сомнения, чем реальная картина. Вряд ли компания сможет позволить себе упустить свою купленную абонентскую базу, наоборот, она постарается сделать пользователей более лояльными, предложив какие-то дисконтные программы, например, при использовании от 2 и более услуг от оператора. С технической точки зрения я вообще не вижу проблем», — говорит Денис Кусков.
У эксперта MForum похожее мнение. «Опасения в отношении роста цен в целом справедливы, но я бы не опасался резких изменений. Скорее всего, для имеющихся абонентов сохранятся прежние условия, но в дальнейшем будут предлагаться и альтернативные варианты, например, пакеты «фиксированный интернет + сотовая связь» и другие конвергентные версии тарифов. Качество техподдержки, думаю, лишь возрастет, как и качество обслуживания клиентов в целом. Кроме того, у «МегаФона» больше возможностей по инвестированию в развитие сети, что является актуальным в связи с постоянным ростом потребления трафика», — пояснил Алексей Бойко.