Леонид Полозов
ФАС дает команду операторам связи закругляться
Федеральная антимонопольная служба настаивает на том, чтобы единицей тарификации услуг связи была не минута, как в большинстве случаев сейчас, а секунда. Это ударит по доходам сотовых операторов и, не исключают эксперты, они отыграются на другом
ФАС считает целесообразным введение посекундной тарификации для сотовой и фиксированной связи вместо поминутной. В Минкомсвязи пока согласились на то, чтобы размер максимальной единицы тарификации был снижен с одной минуты до 20 секунд.
Практически полный отказ операторов «большой тройки» от посекундной тарификации стал ее ответом на введение в России принципа «платит звонящий», В результате внедрения которого в 2006 году операторы потеряли часть выручки, получаемой при входящих вызовах, и компенсировали ее вводом новых тарифных планов с поминутной тарификацией всех минут разговора (вопреки прежней традиции, когда у московских абонентов округлялась только первая минута, а в регионах были распространены посекундные тарифы). Большинство старых тарифных планов также были переформатированы на поминутный расчет.
«Когда оператор округляет длительность разговора в большую сторону и выставляет счет за не полностью использованную минуту разговора как за полностью выговоренную, он просит оплатить неоказанную услугу», — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
В ведомстве считают, что никаких технологических препятствий для того, чтобы отказаться от поминутной тарификации, нет. Единственное, что препятствует этому, по словам замглавы ФАС, — это нежелание операторов. При этом Голомолзин уточнил, что указанные предложения могут касаться не только возвращения к старой посекундной тарификации. В частности, он привел пример Казахстана, где нормативно закреплен шаг тарификации не выше 10 секунд.
Кроме того, замглавы ФАС добавил, что снижение шага также должно быть распространено и на оплату услуг в роуминге. Кроме того, это предложение касается не только сотовых компаний, но и операторов фиксированной связи.
В Минкомсвязи, между тем, заявляют, что в новой редакции проекта правил оказания услуг мобильной связи, который сейчас готовится, размер максимальной единицы тарификации снижен с одной минуты до 20 секунд. По предварительным оценкам экспертов, абонент, выбравший тарифный план с поминутной оплатой, при введении 20-секундных интервалов тарификации будет экономить примерно 20%.
Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева рассказала BFM.ru, что в большинстве регионов абонент компании может выбрать тарифный план как с поминутной, так и посекундной тарификацией — исходя из собственных потребностей. «При этом тарифы с поминутной тарификацией запускаются для привлечения более активных абонентов, которые за измененную тарификацию получают сниженную цену за одну минуту либо предложения с дисконтом последующих минут. У нас был опыт введения тарифа в одном из регионов с тарификацией по 10 секунд, но со временем абоненты предпочли другие тарифные планы. Если говорить о роуминге, то далеко не у всех роуминг-партнеров, например, есть возможность тарифицировать трафик посекундно», — сообщила Айбашева.
В пресс-службе МТС BFM.ru сообщили, что в настоящее время российские операторы предлагают одни из самых низких тарифов на связь в Европе. «На наш взгляд, при существующем низком уровне цен поминутная тарификация достаточно удобна и позволяет упростить расчеты. Абоненты МТС имеют возможность выбрать подходящий для себя тарифный план с различными условиями тарификации в зависимости от длительности звонков, интенсивности разговоров. В отдельных регионах действуют тарифы и с посекундной тарификацией», — сообщили в пресс-службе.
В компании отметили, что в России основная часть тарифов не предполагает абонентской платы, и законодательство не предусматривает возможности заключения долгосрочных контрактов между абонентом и оператором (как, например, в Европе). «В Правилах оказания услуг связи основной единицей измерения объема услуг связи названа минута, поэтому, используя поминутную тарификацию, операторы действуют в рамках действующего законодательства. Расчеты с большинством роуминговых партнеров мы также осуществляем на основе поминутной тарификации», — сообщили в пресс-службе МТС.
Пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина рассказала BFM.ru, что в настоящее время у каждого из операторов подвижной связи действует до двух десятков тарифных планов с разными единицами тарификации: одна секунда, десять секунд, одна минута; тарификация каждой второй минуты, тарификация первых пяти (десяти) минут разговора в день и так далее. «Вместе с тем, если будет принят нормативный акт устанавливающий обязательную единицу тарификации менее одной минуты, мы, конечно, будем ее применять. Однако есть сомнения, что это приведет к сколько-то заметной пользе для потребителей», — считает Дорохина.
Сергей Савин, директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners, считает, что участники рынка будут не в восторге от инициативы ФАС. «Как показывают многие исследования, зачастую пользователи услуг связи не всегда выговаривают минуту, поэтому введение более низкого порога тарификации позволит потребителям услуг сэкономить. По приблизительным подсчетам, снизить расходы на связь можно примерно на 20%. Конечно, участникам рынка подобное нововведение должно не очень-то понравиться, но посмотрим, как будет развиваться ситуация», — рассказал BFM.ru эксперт.
По словам Савина, если инициатива ФАС будет все-таки одобрена, то это может привести к тому, что тратить на услуги сотовой связи придется меньше. «Но здесь вопрос в том, не найдут ли операторы, предоставляющие эти услуги, какие-то дополнительные лазейки, позволяющие им как-то компенсировать те доходы, которые выпадут из-за инициативы ФАС», — не исключает директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners.
Эксперт предположил, что компании, возможно, пересмотрят тарифную политику применительно к отдельным категориям абонентов, например, к тем, кто любит говорить подолгу. «Безусловно, у всех есть бизнес-планы и никому не нравится терять деньги. Участники рынка, скорее всего, будут пытаться минимизировать возможные потери», — полагает Савин.
Напомним, в прошлом году ФАС возбудила дело против «большой тройки» по поводу завышенных тарифов на роуминг в странах СНГ. В итоге три оператора были оштрафованы по минимуму — в размере всего 0,006% совокупной выручки за 2009 год: МТС — на 21,892 млн рублей, «ВымпелКом» — на 12,018 млн рублей, «МегаФон» — на 4,194 млн рублей.