Облачная демократия
Современное состояние технологий позволяет вернуться к режиму прямого «народного» управления страной
Для нас в России демократия сама по себе чудо: самая простая и понятная демократия, по самым среднеевропейским лекалам, — чтобы никто ни на кого не давил, чтобы без несменяемого вождя и с независимым судом. Казалось бы, если мечтать — только уж об этом: когда настанет времечко, приди, приди, желанное!
Между тем все остальное прогрессивное человечество продолжает двигаться вперед, и, пока мы восхищаемся фасадами классических демократий, за ними готовится, а кое-где уже и происходит, невероятная трансформация.
Развитие техники все сильнее давит на привычную нам реальность. Сегодня уже никого не удивить электронным правительством. Даже в нашей стране эта тема активно обсуждается и, что особенно важно, кое-что кое-где даже и делается. На фоне успехов соседней Эстонии, где электронная подпись есть у каждого гражданина, а потому привычными стали не только электронные государственные услуги, но и электронные голосования на выборах всех уровней, российские успехи скромны, но все-таки: 64% юридических лиц сдают отчетность во все государственные органы без дублирования на бумаге, с ЭЦП — электронной цифровой подписью, через интернет. Технологии изменили систему взаимоотношений в мире бизнеса.
Но тема электронного правительства и электронного бизнеса отнюдь не является окончательным торжеством прогресса и концом истории. Собственно говоря, любое электронное правительство — это просто новое качество госуслуг, а вот принципы формирования власти остаются старыми.
Между тем современные технологии ставят под сомнение именно принципы и подходы к демократии, которые еще недавно казались передовыми. Прежде всего сомнительным становится, например, ныне повсеместно употребляемый принцип представительной демократии.
Почему, в самом деле, один человек должен представлять другого где-то там, да еще и несколько лет подряд? Раньше все было логично и понятно: каждый раз собирать всех в кучу и спрашивать, чего мы хотим, а чего нет. Поэтому после долгого и тернистого пути человечество в лице самых передовых наций пришло к такому компромиссу: людям надо раз в несколько лет, посредством специальных процедур с использованием огромного количества бумаги выбирать себе каких-то представителей, которые, собравшись вместе, и управляют государством от имени всего народа.
Схема эта даже в идеале вызывает массу вопросов, а на практике (особенно в ситуации, когда организацией процесса занимается исполнительная власть, не заинтересованная в переменах) положение складывается еще более печальное: из предложенного кем-то списка мы выбираем совершенно незнакомых нам людей, которые потом несколько лет сидят в парламенте и что-то там от нашего имени все время решают. И даже если мы видим, что решают они совсем не так, как обещали, реальных рычагов влияния на них у нас нет.
Но давайте посмотрим, как можно решить ту же задачу с использованием современных технологий. У человека есть электронная подпись, которая полностью его идентифицирует при совершении финансовых операций. Почему человек не может заверять свое мнение по политическим вопросам аналогичным образом? И тогда не надо устраивать все эти процедуры с кабинками, тетеньками, столами, списками, паспортами, бюллетенями, подсчетами. Кстати, сейчас в России ситуация превращается в совершеннейший абсурд: человек получает бумажный бюллетень, который будет опускаться в урну через специальный сканер, который, в свою очередь, будет всё с него считывать и отправлять данные в избирательную комиссию по интернету. То есть вместо того, чтобы сразу проголосовать в электронном виде, гражданина заставляют извести кучу бумаги и потратить массу ненужных усилий, чтобы потом все равно свести все голосование к электронному.
Современное состояние технологий позволяет фактически вернуться к режиму прямой демократии, то есть достаточно легко проводить референдумы по любому вопросу. Но и прямая демократия — не идеал! Не все люди готовы и хотят постоянно участвовать в принятии политически значимых решений, проведение тысяч референдумов утомит кого угодно. Осмысление технологического потенциала интернет-коммуникаций приводит к очень мощной, но совершенно реализуемой концепции «подвижной демократии», которая является гибридом прямой и представительной форм демократии, перенимая только лучшие черты у каждой из них. В «подвижной демократии» проходят выборы представительных органов, но каждый избиратель в любой момент может отозвать свой голос у избранного лица или какого-то чиновника, и, как только количество отозванных голосов достигнет некоторых показателей, — мандат автоматически отзывается. В техническом смысле это довольно просто реализовать, и любой современный человек, имеющий навыки работы в социальных сетях, пользуется такой технологией ежедневно — ставя «лайки», «плюсуя» или «минусуя» высказывания на форумах и блогах. Вторая ключевая идея «подвижной демократии» — в возможности выбрать разных представителей по разным вопросам. Ведь это естественно, чтобы в вопросах образования избирателя представлял тот депутат, который ему кажется лучше всего разбирающимся в образовании, в вопросах внешней политики — самый симпатичный ему политик, а в вопросах спорта — это может быть и любимый спортсмен, почему нет! И не надо доверять спортсмену управление страной в целом…
Мир неизбежно приближается к реализации демократии нового типа, которую по аналогии с новейшими «облачными» технологиями в интернете можно назвать «облачной демократией». Ее суть — гарантированная и технологически простая возможность любому человеку в любой момент влиять на власть и политическую ситуацию в своей стране. Даже если кому-то кажется, что все это дело далекого будущего, — думать о практическом применении облачных технологий в государственном управлении надо уже сейчас. В конце концов, кто мог 15 лет назад уверенно предсказать триумф мобильных коммуникаций?
Леонид Волков,
депутат Екатеринбургской городской думы;
Федор Крашенинников
политолог (Екатеринбург)
26.05.2011