Ридеры против планшетов: последняя битва

Почему планшетам не суждено победить традиционные электронные «читалки»

Александр Шнайдер

http://slon.ru/images2/blog_photo_13/ebook/837373_420.jpg
Фото: Stella Dauer/flickr.com

Компания Qualcomm объявила, что выход е-ридера на основе новейшей дисплейной технологии Mirasol, ранее назначенный на первый квартал этого года, отменяется. Причина проста: компания не удовлетворена получившимся продуктом.

Напомню, что Qualcomm, один из лидеров телекоммуникационной индустрии США, в прошлом году пообещал создать новейший рефлективный цветной дисплей, по времени отклика не уступающий LCD-дисплеям, сравнимый по энергопотреблению с «электронными чернилами» и пригодный для чтения при прямом солнечном свете. На базе дисплея Mirasol с диагональю 5,7 дюйма компания намеревалась выпускать так называемый «конвергентный», или, попросту, улучшенный, е-ридер, способный отображать видео и анимацию.

Неудача Qualcomm, отодвигающая появления конвергентного е-ридера на неопределённый срок, рассматривается многими как серьёзный удар по рынку е-ридеров, который и так вроде бы сдаёт позиции, теснимый дешевеющими и всё более разнообразными планшетами. Взять хотя бы следующий факт: хотя Amazon хранит загадочное молчание, все мы знаем, что следующий Kindle будет совсем даже не е-ридером, а планшетом на платформе Android.

Предпосылки для постепенной замены е-ридеров планшетными компьютерами, на первый взгляд, очевидны. Согласно закону, сформулированному Джо Уилкертом, предел количества мобильных устройств, которые пользователь готов носить с собой, стремится к единице. Планшет пригоден для чтения е-книг точно так же, как и е-ридер, при этом имея неизмеримо больше возможностей и не сильно отличаясь по цене. Это неизбежно делает е-ридер лишней сущностью, превращая его в «пятое колесо в телеге».

И тем не менее, рынок электронных читалок вопреки всем ожиданиям вовсе не собирается сдаваться – напротив, он растёт опережающими темпами. По оценке eMarketer, количество е-ридеров в США в этом году вырастет на 60%, и к 2012 году 12% взрослого населения Америки станет читать книги с экрана Kindle, Nook или другого подобного устройства. Ранее компания Forrester предсказывала, что 12%-ный рубеж будет преодолён никак не ранее 2015 года.

Ведущие производители е-ридеров также демонстрируют уверенность в незыблемости этого рынка. 10 июня начинаются продажи нового Nook Simple Touch. Очередное устройство от книжного ритейлера Barnes & Noble оказалось вовсе не планшетом, продолжающим линейку Nook Color, а простенькой читалкой с 6-дюймовым сенсорным экраном и двумя месяцами работы с одной зарядки батареи, аналогичной по цене Kindle WiFi. Компания Kobo также намерена в ближайшее время начать продажи нового е-ридера, также снабжённого сенсорным экраном и ещё более привлекательного по цене, чем Nook и Kindle. Да и Amazon, по слухам, готовящийся к запуску собственного планшета, не так давно начал продавать субсидированный Kindle со встроенной рекламой и вроде бы очень доволен результатами.

Так есть ли будущее у е-ридеров?

На рынке мобильных телефонов существует деление на смартфоны и так называемые «фичафоны» (feature phones). К последней категории, несмотря на загадочное название, относятся «обычные» телефоны с фиксированным набором функций. В то время как смартфоны имеют весьма широкий диапазон применений, «фичафоны», в сущности, имеют единственную функцию – обеспечение мобильной связи (голосовой и текстовой). Зато эти аппараты просты в управлении, компактны и дёшевы – и если вы не нуждаетесь в возможностях, предоставляемых смартфоном, ваш естественный выбор – «фичафон». Как сказал в своё время Евгений Чичваркин, подобный телефон хорош ещё и тем, что в случае чего его не жалко «бросить в неудобного собеседника».

Не так давно Хорас Дедью с сайта asymco.com предложил аналогичную классификацию и для планшетов. По его мнению, feature tablets – это дешёвые noname-планшеты (главным образом, китайского производства), которые можно противопоставить более дорогим и качественным девайсам от известных производителей.

Я не согласен с такой классификацией. «Фичафоны», возможно, выполняют единственную функцию, но делают это не хуже (а возможно, лучше), чем смартфоны. Китайские же планшеты, если начистоту, потому так и дёшевы, что ни одной функции толком выполнить не могут.

Под определение «фичапланшетов», скорее, подпадают именно е-ридеры. Они тоже созданы для решения единственной задачи – чтения электронных книг. И, подобно фичафонам, решают её, пожалуй, лучше, чем конкуренты-планшеты. В отличие от последних, ридеры просты и незатейливы в управлении (ими может пользоваться любой, даже самый неопытный в общении с электроникой человек), они маленькие и лёгкие, имеют контрастный экран, который можно читать при солнечном свете и от которого не устают глаза, их не нужно (в отличие от планшетов) ежедневно заряжать. И кроме того, они всё-таки очень дёшевы: за цену даже недорогого планшета можно купить два, если не три Kindle или Nook.

Поэтому спрос на е-ридеры, скорее всего, падать не будет, и экспансия со стороны планшетов этому рынку почти не угрожает. Фиаско Qualcomm, судя по всему, ничего не изменит: ведь подобные Mirasol дисплеи нужны, прежде всего, для расширения функциональности, а это не является главным приоритетом «фича-таблетов». Другое дело, что установившийся на сегодня уровень цен на электронные читалки делает этот рынок неинтересным для любых производителей помимо тех, кто могут зарабатывать на продаже контента (а таковыми на сегодняшний день являются Amazon, B&N, Kobo и Sony).
Так что появления новых игроков ожидать не приходится, а конкуренция между существующими будет идти, главным образом, в области цен. Читатели от этого только выиграют. В конце концов, как и «фичафонам», совершенствоваться е-ридерам особо некуда, да и не нужно: свою единственную функцию они и сейчас выполняют очень даже неплохо.

http://slon.ru/blogs/alexschneider/post/592988/