Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Народ хочет перемен

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Слабую власть вылечит общественный контроль

18.05.2011 Ольга Жермелева

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/764/749/263/e4e947d35396a4227ca9cd325002cd8d_x.jpg

Мнение о слабой власти в стране стало приобретать все больше сторонников. Лишь чуть больше трети россиян находят государственное управление сильным, следует из опроса Левада-Центра. Несмотря на это, усиления власти в обществе не хотят. Большинство уверены, что ситуацию может спасти общественный контроль над властными структурами.

Если десять лет назад государственную власть в стране называли слабой 37% респондентов, то сегодня число сторонников этого мнения приблизилось к 40%, и, как уверяют социологи Левада-Центра, цифра продолжает расти. «На восприятие обществом силы власти во многом влияет ее консолидированность, которой сейчас в ней нет, — объясняет замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. — Наличие противоположных точек зрения во внутривластной системе по ситуации в тандеме, ливийскому вопросу воспринимается частью населения как признак ослабления власти».

«У нас по-прежнему существуют три нерешенные проблемы, ослабляющие власть в стране, — коррупция, бюрократический прессинг, неподъемные налоги на бизнес», — говорит политолог Дмитрий Орешкин. К тому же, по его словам, с 2007—2008 годов остановился рост доходов населения. Зарплаты прибавляют, но инфляция растет еще быстрее.

Население фиксирует неэффективность госменеджмента, соглашается замруководителя «Справедливой России» Оксана Дмитриева. «Уровень жизни ниже, чем на конец советского периода, не происходит положительных изменений в соцгарантиях, соцуслугах, охране правопорядка», — констатирует депутат. «Сегодня ставится задача на модернизацию, говорится много новых слов. Но власть не решает простых социальных задач», — поддерживает коллегу думский оппонент, депутат от КПРФ Анатолий Локоть. Он также считает, что укреплению во властных структурах не способствует неопределенность по решению будущего президентства между участниками тандема, «что вносит раздор в элиты».

Для большинства россиян идеалом сильного управления является власть, которая гарантирует и обеспечивает выполнение законов, но не вмешивается в их жизнь. При этом все большее число россиян готовы полагаться в этой проблеме на общественный контроль за властными структурами. Сегодня так считают 48%, тогда как еще пять лет назад за это выступали 42%. Оставшиеся 39% ищут панацею в укреплении государственной власти, год назад цифра равнялась 43%.

«Сейчас общественный контроль практикуется почти в 98% стран, через выборы население должно выбирать и контролировать власть, — говорит г-жа Дмитриева. — Но при отсутствии честных выборов это право у общества исчезает».

http://www.rbcdaily.ru/2011/05/18/focus/562949980262181

0

2

Россияне хотят реформировать власть, но не себя

00:05 Анастасия Литвинова

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/674/609/159/0d55c4187f3b3c25b7f7597c0804c9e7_150x200.jpeg

Ученые выяснили, какие из заявленных властями реформ поддерживают россияне. Общество одобряет создание профессиональной армии, уменьшение централизации государства и переход на инновационные принципы экономики. К социальным вопросам и пенсионной системе отношение противоположное — эти сферы нужно оставить в покое и не затевать новых реформ, считают избиратели.

Эксперты Центра политических технологий пришли к выводу, что россияне не верят в возможность реализации модернизационного сценария реформ, хотя и готовы его поддержать. В исследовании «Общественные настроения в поисках новой модели развития» эксперты пришли к выводу, что уровень доверия народа к государству крайне низок. Выходом может быть лишь «самообновление власти».

Картина поддержки модернизационных реформ неоднородна. Самую активную позицию россияне проявляют в вопросе либерализации политики и развития политической конкуренции. Реально влиять на власть хотят более 88% населения. Более 82% респондентов решительно за справедливое государство и реформы, с этим связанные. Столь же серьезную поддержку общества находят реформа Вооруженных сил (почти 80%) и переход к инновационной стратегии развития (73%).

Вместе с тем реформ в социальной среде россияне боятся. Нагляднее всего это видно на примере пенсионной реформы, поддержать которую готовы лишь 34% населения. Остальные ратуют за сохранение пусть плохой, но исправно функционирующей модели. «Респондентов, которым до пенсии еще 20—30 лет, пенсионная реформа особо не беспокоит. Людям пенсионного и предпенсионного возраста она тоже не сильно интересна, поскольку конкретно их она особо не коснется», — отмечает руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН Владимир Петухов.

Но идейно поддерживая основные реформаторские направления, респонденты одновременно подчеркивают «имитационную» деятельность властей в вопросе их реализации. Это объясняется просто: за последние 30 лет не раз происходили серьезные изменения, которые шокировали общество. В последние годы государство также не раз демонстрировало свою неэффективность. «Это существенным образом повысило скепсис населения по поводу эффективности государства в реализации приоритетных и стратегических программ», — поясняет один из авторов исследования, эксперт Центра политических технологий Ольга Мефодьева. По большей части институциональные неудачи россияне связывают не с конкретными лидерами государства, а с разросшейся бюрократией.

«Около 70% поддерживает саму идею модернизации. Это доказывают и наши исследования», — поясняет Владимир Петухов, добавляя, что если бы ключевой идеей модернизации была бы идея обеспечения равенства всех граждан перед законом и борьба с коррупцией, то поддержка была бы вообще 100%. Нет также возражений против модернизации технократической (промышленность, устаревшая социальная инфраструктура и пр.). «Однако когда речь идет не о модернизации вообще, а о жизненно важных интересах конкретных групп и слоев населения, то возникают разноречивые мнения, которые не всегда носят позитивный характер», — говорит г-н Петухов.

Такое двоякое отношение к модернизации эксперты объясняют неверием людей в любые проявления реформаторства. «Нынешним реформаторам досталось сложное в социально-психологическом плане общество», — говорит г-н Петухов. Поскольку большая часть активного населения прекрасно помнит реформы 90-х, при слове «реформа» у них по коже непроизвольно бегут мурашки. «Уже столько раз обманывали народ, что поверить, что государство сделает что-то хорошее, люди не в состоянии. Тем более что на слуху повышение пенсионного возраста, уменьшение социальных выплат и прочее», — соглашается ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков.

К тому же разговоры о модернизации ведутся уже несколько лет, однако конкретных действий общество не видит. «Чем больше будет временной лаг от провозглашения идеи до конкретных действий, тем больше будут нарастать скептические отношения», — прогнозирует Владимир Петухов. В то, что после выборов 2012 года общественные настроения сменят курс, эксперты не верят. «Тогда начнут приниматься решения, о которых сейчас боятся заикаться. Например, повышение пенсионного возраста, изменение Трудового кодекса, увеличение налогов на недвижимость», — говорит Петр Бизюков. После таких шагов общество вряд ли станет относиться к переменам менее скептически.

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/367/597/515/0a4860026f0632878289efbb540b48d0.jpg
http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/605/81/593/f52184d26252ee827f38ad8e9af052e3.jpg

http://www.rbcdaily.ru/2011/06/06/focus/562949980377983

0

3

Дэниэл Трейсман: «Никто не знает, как модернизировать Россию без риска для элиты, которая связана с режимом»

00:05 РБК daily

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/313/83/899/6be88bf345e12fc1eec541ead1bfe8c_150x200.jpeg

ДЭНИЭЛ ТРЕЙСМАН — исследователь, работающий на стыке экономики, политологии и социологии, известный своим необычным подходом к, казалось бы, давно изученным вещам. В интервью корреспонденту РБК daily АНА­СТАСИИ ЛИТВИНОВОЙ профессор Университета Калифорнии рассказал о том, как взаимосвязаны коррупция, смена власти и демократия, а также почему России не подходит ни один из стандартных рецептов от взяточничества и разворовывания бюджета.

— Недавно вы с коллегами опубликовали исследование о коррупции. В нем вы делаете вывод, что для экономики «распил» бюджета может быть менее губителен, нежели взяточничество. На чем основаны эти суждения?

— В качестве базы для исследования мы взяли Китай и разные типы коррумпированного поведения чиновников. В этой стране люди при власти довольно открыто используют бюджетные деньги в личных целях: покупают дорогие автомобили, ездят в путешествия и балуют себя иными роскошными вещами, некоторые даже спекулируют бюджетными деньгами на фондовом рынке. Причем эти действия наказываются не столь строго, как, к примеру, получение или дача взяток. Более лояльное отношение к одному типу коррупции для того, чтобы минимизировать влияние другого типа, — часть осознанной экономической политики китайских властей.

Дело в том, что дача предпринимателями взяток очень сильно и негативно влияет на бизнес-среду. Взятки делают ведение бизнеса более дорогим делом, причем «цены» и запросы чиновников постоянно растут. С другой стороны, в ситуации «распила» предприниматели практически никаких дополнительных издержек не несут. Это серьезное различие. Кстати, такой «коррупционной» политикой можно объяснить факт быстрого роста Китая, несмотря на высокий уровень коррупции. По крайней мере, это один из факторов роста. Разумеется, хищения из бюджета мешают. Но не настолько сильно, как взяточничество. То есть очень важен тип коррупции. Разные ее типы имеют разные последствия.

— Применима ли ваша теория к России? Все-таки уровень коррупции у нас, в отличие от многих других экономических показателей, «на высоте»...

— В любой стране очень трудно измерить уровень коррупции, потому что данные в основном лишь субъективные. Поспорить с тем, что уровень коррупции в России повышен, трудно. Я думаю, что «распил» распространен широко. В то же время получение взяток, как можно видеть из разных источников, не уступает. В Китае нашли способ (конечно, не лучший, но все же более или менее действенный) уменьшить негативные последствия коррупции для экономики. В России подобной стратегии нет.

— А могла бы стратегия наподобие китайской помочь России?

— Одно из самых существенных негативных последствий коррупции — непрозрачность. Коррупционеры тратят много времени и, главное, денег, чтобы скрыть сам факт коррупции. В некоторых ситуациях один из действенных способов победы над коррупцией — найти пути легализации наименее вредных ее типов (как бюджетные хищения, например). Скажем, легализовать незначительные «добавки» от благодарных пациентов врачам или иные виды денежных благодарностей в сфере публичных услуг. Разумеется, одновременно с этим необходимо значительно усилить наказание за коррупцию вне очерченных законом рамок.

Я бы не рекомендовал России идти по китайскому пути и более толерантно относиться к бюджетным хищениям, чтобы минимизировать влияние взяток на экономику. В Китае официальные лица намного сильнее боятся обвинений в воровстве государственных денег, чем в России. А стратегия допускать один вид коррупции, чтобы избежать другого, более вредного, работает только при возможности достаточно эффективно выполнить запреты.

В России любое более-менее толерантное отношение к какому-либо виду коррупции — путь ложный. Правоохранительная система не настолько тонкая, развитая и эффективная, чтобы пойти по пути этой сложной стратегии. Думаю, что для России вообще нет легкого рецепта победы над коррупцией. Самое эффективное средство простое и сложное одновременно — это повышение уровня прозрачности во всех областях экономики. Кроме этого, нужна реформа правоохранительных органов и системы судов. Это совершенно очевидно.

— Кстати, реформа правоохранительных органов у нас сейчас как раз проходит. Следите ли вы за ней?

— Немножко. Хочется надеяться, что что-то действительно изменится. Однако сейчас это непрозрачно, и нельзя сказать, что именно происходит и какой результат ожидать. Так что есть два варианта: или произойдут действительно существенные изменения, либо произойдет обычная рокировка, приправленная борьбой между фракциями.

— Может ли на коррупционный уровень повлиять возможная смена лидеров страны, которая произойдет в следующем году?

— Разные исследования показывают, что смена руководства во всех уровнях власти, как правило, заметно снижает коррупцию. Плюс, возможно, помогает развитию демократии. В своей недавней работе я анализирую изменения градуса демократии в разных странах мира. Оказывается, что экономическое развитие приводит к демократии, но только когда сопровождается изменением высшего политического руководства.

— Мы официально считаемся демократической страной, но как это воспринимают за рубежом? Можно ли выделить периоды пиков и спадов российской демократии? На каком уровне мы сейчас?

— В мире есть всего несколько демократических государств, близких к идеальной модели демократии. Намного больше стран, имеющих демократию с огромным количеством проблем. Третья категория стран — те, которые вообще нельзя назвать демократиями. Но в то же время их и нельзя назвать диктаторскими. Так что «серая зона» демократий очень большая. Очень много государств находится в полосе между демократией и авторитаризмом. Некоторые авторитарные страны имеют демократические институты, такие как выборы. Последние, впрочем, зачастую не работают демократическим способом. Я бы отнес Россию именно к этой категории стран. Трудно сказать, что Россия — это демократия, но одновременно ясно, что это и не тоталитарное государство, как Северная Корея. Так что вы находитесь в «серой зоне».

Я считаю, что пик демократии в России был в 1990-х. Тогда одно государство сменилось другим, произошел коллапс советской системы и вместе с тем начался процесс демократизации и децентрализации. Потом власть централизовалась и стала постепенно утрачивать демократическое лицо. Так что демократию в России сегодня можно сравнить с режимом в Венесуэле или даже Малайзии. Но хочется надеяться, что направление изменится. В конце концов, ничто не вечно.

— Каким образом направление может измениться?

— В течение последних десяти лет Россия развивалась достаточно активно, да и ритм образования намного вырос. Однако получилось так, что политические институты по своему развитию довольно серьезно отстают от экономических. Мне кажется, что, когда произойдет смена лидеров государства, страна будет готова совершить скачок к более развитой демократической системе. Подобные примеры есть: такой «прыжок» произошел в Испании после смерти генерала Франко, в Индонезии после падения генерала Сухарты.

— А если смены лидеров не будет, перестройка на демократический лад невозможна?

— Я не сказал, что это невозможно. Есть примеры, когда демократизация прошла без смены руководства. Но такое происходит реже.

— При ком именно — Дмитрии Медведеве или Владимире Путине — возможна демократизация?

— Я убежден, что оба они из одной команды и разными словами выражают похожие идеи. Есть небольшая разница в стратегиях, но оба хотят модернизации. Однако никто не знает, как модернизировать Россию без риска для той элиты, которая тесно связана с режимом. Повторюсь, что даже при старой власти демократизация возможна, просто происходит это намного реже.

— Сейчас полным ходом идет ваша работа над исследованием «География страха». Как тревожность людей влияет на экономику?

— Я еще не успел изучить последствия страха для экономики. Вполне возможно, что страны с более высоким уровнем страха безработицы будут оказывать большее сопротивление реформам. Но это пока всего лишь гипотеза, не подтвержденная исследованиями.

— Измеряли ли вы уровень тревожности россиян?

— По этому вопросу пока очень мало данных. Единственные данные, которые были у меня, связаны с боязнью птичьего гриппа: в России был очень высокий уровень страха при отсутствии фактов заболевания. Из этого можно сделать вывод, что тревожность россиян высока.

— Могут ли власти использовать настороженный настрой граждан в своих целях?

— Есть ряд исследований, где предполагается, что высокий уровень страха поддерживает авторитарный режим правления. Меня эти аргументы не убеждают. Я сейчас нахожусь в самом начале исследования, так что о своих собственных выводах меня лучше спросить через год.

http://www.rbcdaily.ru/2011/06/06/focus/562949980377967

0