УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. РАМЕНСКИЙ РАЙОН
Узкоколейная железная дорога (?) Гжель — Новохаритоново. Возможный начальный пункт — посёлок Гжель, расположенный вблизи станции Гжель на железнодорожной линии Люберцы I — Куровская.
Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году (показана от Гжели до Речиц).
Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1985 году.
Условно нанесён участок, обозначенный на карте 1941 года издания.
В некоторых топографических картах, изданных в разное время, обозначена «узкоколейная железная дорога» от станции Гжель до населённого пункта Новохаритоново.
По некоторым данным, узкоколейной железной дороги здесь никогда не было, на её месте находится железнодорожная линия широкой колеи (обозначение на карте — ошибка, допущенная картографами).
Не исключено, что узкоколейная железная дорога когда-то существовала, позднее была заменена железнодорожной линией широкой колеи.
___________________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога Гжельского кирпичного завода. Начальный пункт — посёлок Гжель, расположенный вблизи станции Гжель на железнодорожной линии Люберцы I — Куровская.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте (нанесена условно).
Узкоколейная железная дорога связывала территорию кирпичного завода с глиняным карьером. Протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 2 километров.
В 1980-х годах на узкоколейной железной дороге побывал исследователь железных дорог В. Миронов. На сделанной им фотографии (http://kukushka.ru/rasskaz/r9-2-big.jpg) запечатлён разграбленный мотовоз МД54-2.
Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1990 год.
_____________________________________________________________________________________
Лесовозная узкоколейная железная дорога окрестностях станции Бронницы. Начальный пункт — станция Бронницы, расположенная на железнодорожной линии Люберцы I — Воскресенск, в населённом пункте Юрово.
Узкоколейная железная дорога была построена в 1942 году. В строительстве принимали активное участие юные железнодорожники Малой Ленинской (ныне Малой Московской) детской железной дороги.
Цитата из материала «Дети Великой Отечественной», опубликованного в газете «Авиаград», номер от 29 ноября 2006 года, автор — А. Голубкова (http://www.mosoblonline.ru/upload/att/2 … 112046.pdf):
Весной 1942-го в нашу школу приехал главный инженер детской железной дороги Борис Петрович Борисов, замечательный организатор, баянист, веселый жизнерадостный человек. Он собрал 14-15-летних учеников железнодорожных школ и сказал: «Поможем восстановить подмосковные села и деревни, где люди живут в землянках. Чтобы построить им дома, нужен лес, да и фронту он необходим. Подмосковье очень богато древесиной. И вы под руководством взрослых будете строить узкоколейку в леса — тогда появится возможность заготавливать лес и вывозить его на вагонетках».
В войну было голодно. Продукты выдавали по карточкам. На каждый день иждивенцам и детям отпускали только по 400 грамм хлеба, а на строительстве железной дороги нам выдавали пайку 800 грамм. Свои карточки мы оставляли дома — так семье доставались наши 400 грамм ржаного хлеба.
Во время войны учебный год длился с октября по май: восемь месяцев в году мы учились, четыре — работали. Мы, 14-15-летние подростки, все лето и сентябрь работали на строительстве дороги в леса на станциях Бронницы, Фаустово и Хоботово, Мичуринского района, Тамбовской области.
Зимой 44-го 15 учащихся из 100 наградили медалью «За оборону Москвы», которую мы получили в августе 45-го. Нам в то время было по 16-17 лет, и мы были горды тем, что трудились в тяжелейшее для Родины время.
За три года мы построили узкоколейку в бронницкий лес, широкие колеи в лесах Фаустова и Хоботова. Всего получилось около 30 км дороги. Где мы только ни жили! В бронницкой школе, в деревянном здании на станции Бронницы, в домиках пионерского лагеря на Белом озере, в Фаустове, просто на поляне в военных палатках. Мы сами ставили палатки, сбивали топчаны, стелили сено и спали. Работали много: расчищали трассу в лесу, делали просеки, корчевали пни, чтобы дорога была ровной, сооружали выемки и насыпи, клали шпалы и рельсы. А мальчишки забивали костыли, которыми рельсы прикреплялись к шпалам, делали рихтовку и штопку, то есть подбивали под шпалы песок деревянными полулопатками — штопками.
Работа была очень тяжелая, но мы не унывали — пели песни, маршировали, ставили спектакли, выступали с концертами в сельских клубах. Очень были дружны.
По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога пролегала в северо-восточном направлении. Возможно, она действовала только в период Великой Отечественной войны.
_____________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога (?) промышленного предприятия вблизи станции Бронницы. Возможный начальный пункт — промышленное предприятие, расположенное в населённом пункте Юрово, вблизи станции Бронницы на железнодорожной линии Люберцы I — Воскресенск.
Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:50 000.
На топографической карте масштаба 1:50 000 (в 1 сантиметре — 500 метров), изданной в 1985 году, вблизи станции Бронницы обозначена «узкоколейная железная дорога».
В действительности, скорее всего, узкоколейной железной дороги здесь никогда не было, по её направлению пролегал подъездной путь широкой колеи. Обозначение на карте — ошибка, допущенная картографами.
_____________________________________________________________________________
Узкоколейная железная дорога (?) в районе остановочного пункта 41 км. Возможный начальный пункт — примыкание к железнодорожной линии Люберцы I — Куровская.
Строящаяся или разобранная узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1941 году.
Узкоколейная железная дорога (?) на топографической карте масштаба 1:50 000, изданной в 1985 году
(нанесена условно, на основе данных предыдущей карты).
На топографической карте масштаба 1:100 000 (в 1 сантиметре — 1 километр), изданной в 1941 году, показана строящаяся или разобранная узкоколейная железная дорога.
Узкоколейная железная дорога (в случае, если она когда-либо существовала) полностью разобрана.
_______________________________________________________________________________
Малая Московская детская железная дорога. Начальный пункт — станция Пионерская, расположенная в посёлке Кратово. На значительном протяжении линия узкоколейной железной дороги пролегает по территории города Жуковский.
По состоянию на 2010 год, узкоколейная железная дорога действует.