Плохо с языками
Почти половина выпускников российских вузов недовольны качеством образования и утверждают, что это сказывается на трудоустройстве
Инна Кравченко
Мария Подцероб
Ведомости
02.06.2011, 99 (2865)
Всероссийский интер-нет-опрос 3000 российских студентов-выпускников, проведенный порталом для молодых специалистов Career.ru 16-29 мая 2011 г., показал, что 44% недовольны качеством полученного образования.
Больше всего недовольных дипломников в региональных вузах (49%). Московские студенты в целом оценивают качество своего образования ниже петербуржцев.
Выпускники перечислили и список предметов, которые им преподавали хуже всего. Первые позиции в нем занимают иностранные языки, статистика, экономика, психология, история, программирование, менеджмент.
Меньшинство респондентов пытались исправить ситуацию: «Мы обращались в деканат с просьбой сменить преподавателей. В деканате навстречу не пошли». 72% выпускников не предпринимали никаких действий. 65% опрошенных считают, что низкое, по их мнению, качество образования в вузе значительно снижает перспективы трудоустройства.
«Старые профильные вузы сохранили преподавательский состав, поэтому качество образования в этих вузах остается на хорошем уровне и ценится работодателями, — говорит Галина Сгонник, руководитель индустриального направления холдинга “Анкор”. — Но в последние годы даже в уважаемых вузах появляются непрофильные кафедры, с помощью которых вузы зарабатывают и на которых качество образования ниже». Эксперт отмечает, что изменились и требования работодателей, которые ожидают от кандидата совмещения компетенций — в финансах, маркетинге, продажах и т. д. при условии, что основное образование, к примеру, должно быть техническое. В связи с этим у большинства молодых специалистов серьезные пробелы в том числе со знанием иностранных языков. «В техническом вузе, например, студентов обучают лишь техническому переводу, а не навыкам делового общения, которое является основным требованием для кандидатов на хорошо оплачиваемые позиции», — отметила Сгонник.
Требования работодателей к выпускникам выросли, считает Ирина Петрова, заведующая кафедрой английского языка РГГУ: «Для вузов это значит одно: надо отслеживать, что происходит на рынке труда, и постоянно поднимать планку преподавания». Раз в год кафедра проводит специальный тест среди студентов для проверки уровня знаний. По результатам теста можно судить об объективности оценок, которые студент получал в течение года, и об уровне преподавания языка. «У нас были случаи, когда после таких открытых уроков преподаватели уходили», — сказала Петрова.