От редакции: Дачная страна
30.05.2011, 96 (2862)
Предпочтения россиян в вопросе, где провести отпуск, показывают не только уровень доходов, но и уровень открытости общества.
Вчера «Интерфакс» опубликовал свежие данные «Левада-центра»: 24% опрошенных проведут лето на даче, 28% останутся дома из-за важных дел, 12% посетят другие российские регионы (в том числе 7% — побережье Черного моря), 18% никуда не поедут из-за отсутствия денег, лишь 3% отправятся в дальнее зарубежье, 2% — в ближнее. 14% еще не решили, куда деваться, — и чем дольше будут решать, тем выше вероятность дачи.
Стандартные послеотпускные опросы ВЦИОМ показывают, что предпочтения практически не меняются год от года (данные с 2004 г.). Всегда за границу едут 1-3%, на Черное море — 7%, никуда не едут около 60%, на даче сидят 15-20%. Что несколько странно: скажем, в 2004-2008 гг. доходы россиян постоянно росли. Да и в конце 2010 — начале 2011 г. граждане в опросах отмечали улучшение экономической ситуации. Но, видимо, недостаточное для слома отпускного тренда. Справедливости ради отметим, что эти опросы ничего не говорят об отпуске в другое время года, не летом.
Привязанность к дачам объясняется исторически и экономически: с советского времени дачи стали частью потребительской мечты и предприятиями личного подсобного хозяйства, для многих малообеспеченных семей до сих пор необходимого. Незавершенность социальной модернизации российского общества проявляется в том числе в сильной связи с землей: многие горожане вышли из деревни, 45% населения имеет в собственности землю, а в деревне живет лишь 27% (данные доклада «Готово ли российское общество к модернизации?», подготовленного Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Фондом имени Фридриха Эберта).
Есть, похоже, и еще одно важное обстоятельство. По данным мартовского опроса фонда «Общественное мнение», 79% россиян никогда не были за границей и 82% не говорят ни на одном иностранном языке. Тут можно тоже говорить о тяжелом наследии закрытого советского общества. А можно и о том, что за 20 постсоветских лет не удалось качественно улучшить образование и расширить возможности образовательных лифтов для молодежи. Поэтому и нам приходится тяжело за границей, и приезжающим иностранцам приходится трудно с нами.