Догнать и обогнать
Электронные платежи не очень популярны, но они наверстают упущенное
Стоять в очередях любят не все, а потому наиболее активная и занятая часть населения обращает свое внимание на альтернативные возможности платежей, а не только на традиционные наличные в окошечко сберкассы. На днях Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с Российским микрофинансовым центром (РМЦ) опубликовали данные исследования, какими способами пользуются россияне при регулярных платежах, к которым относится оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и тому подобное. И они внушают оптимизм - культура финансовых услуг, особенно высокотехнологичных, в России растет.
Доля пользователей пластиковых карт по сравнению с сентябрем 2010 года выросла почти на треть, с 31% в сентябре 2010 года до 40% в марте 2011 года. Помимо этого 3% опрошенных указали, что пользуются пластиковой дебетовой картой, оформленной лично, еще 3% респондентов отмечают, что являются пользователями кредитной карты. Крайне непопулярными услугами у населения по-прежнему остаются банковские ячейки и интернет-банкинг - только 1% респондентов указал, что является пользователем подобного рода услуг.
Оказывается, регулярные платежи совершают порядка 39% россиян, однако большинство из них используют для этого традиционные способы, две трети (68%) прибегают к услугам банков, треть (33%) обязательных платежей смогла оттянуть на себя "Почта России".
Популярнее "Почты России" оказались платежные терминалы и банкоматы - на их долю приходится 35% регулярных платежей. Если с платежными терминалами все более-менее очевидно (через них идет львиная доля оплат за сотовую связь), то столь большая часть операций через банкоматы вызывает удивление. По существующей статистике основная доля операций с банковскими картами - 90% - приходится на снятие наличных через банкоматы, а вовсе не на оплату регулярных платежей. Хотя это очень современный и быстрый способ, нельзя не отметить тот факт, что он не самый удобный и быстрый. Кроме того, нередко "по вине" продвинутой части пользователей у банкоматов возникают очереди, что не радует не столь искушенных обладателей пластика. Также становится более популярным совершать обязательные платежи через кассу магазина или в салоне сотовой связи через оператора.
Платежи в отделениях банка, через банкоматы и терминалы наиболее востребованы среди россиян в возрасте от 25 до 44 лет. В младшей возрастной группе доля россиян, осуществляющих платежи, несколько меньше и составляет 38%. Крайне непопулярны платежи у старшей возрастной группы: только каждый третий человек старше 45 лет осуществляет платежи в отделениях банка, через банкоматы или терминалы.
Доля россиян, осуществляющих платежи в городах с численностью населения более миллиона человек, составляет 47%. Каждый второй житель среднего города предпочитает оплату в отделениях банка или через банкоматы и платежные терминалы. Жители малых городов реже осуществляют платежи: только 39% населения городов с численностью до 50 тысяч человек отметили, что пользуются данным видом финансовых услуг.
Мужчины чаще, чем женщины, пользуются платежными терминалами (37% против 33%). Терминалы, что неудивительно, лидируют по частоте использования. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), доля оплаты сотовой связи через терминалы по итогам 2010 года составляет 73%. Правда, за год произошло ее снижение с 81%, что вызвано как поиском абонентами вариантов с меньшей комиссией, так и ростом более объемных платежей, чем 100-200 рублей "на мобилу", например погашения кредитов или оплаты коммунальных услуг.
Главной причиной, по которой многие отказываются использовать платежные терминалы для осуществления оплаты, является отсутствие доверия к данному каналу осуществления платежей: 32% респондентов указали на это. Второй по распространенности причиной отказа является неумение респондента пользоваться платежными терминалами (25%). Среди других причин отказа называются отсутствие осведомленности о наличии такой возможности (21%), отсутствие платежных терминалов вблизи дома (19%), а также субъективная оценка завышенного размера взимаемой комиссии. На это указали 14% респондентов.
Иные формы платежей, в том числе пластиковой картой, через интернет, через интернет-банкинг, электронными деньгами или при помощи мобильного телефона, использует совсем мало потребителей - от 1% до 3%. Впрочем, это означает, что именно этот сектор может оказаться наиболее растущим - все будет зависеть от размеров комиссионных, взимаемых за такие операции.
Анатолий Воронин
Финансовые известия
12.05.2011