Советы консультанта: Учиться быстро и легко
Павел Безручко
11.05.2011, 83 (2849)
Способность к обучению и развитию постепенно становится одним из ключевых требований, которые работодатель предъявляет к кандидатам и работающим сотрудникам. Что объяснимо: темп технологических, управленческих и иных изменений растет, методы, которые были хороши вчера, не работают сегодня.. Организации по всему миру вкладывают сотни миллиардов долларов в обучение и развитие людей. Однако мало кто рассказывает конкретным сотрудникам и руководителям, как именно нужно учиться новому и, что особенно важно, как это делать быстро.
1. Сменить отношение
Много лет назад инструктор по вождению как-то мне сказал: «Многие вообще не садятся за руль только потому, что уверены: водить машину очень сложно и учиться этому нужно очень долго».
Те, кто учится медленно, не верят, что могут учиться быстро. Они искренне убеждены в том, что обучение важным вещам занимает долгое время, поскольку вещи важные не могут быть простыми. Они с гордостью рассказывают, какой ценой дались им «уроки мастерства», и с презрением отвергают попытки других коротко и простым языком объяснить суть важнейших идей или технологий. Они воспринимают упрощение как обесценивание, поверхностность и профанацию.
Те же, кто умеет учиться быстро, придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Они считают, что почти все важные вещи в основе просты. Они не боятся упрощать, поскольку не путают простоту и примитивность. А раз важные вещи могут быть изложены просто, значит, и научиться им можно быстро. Подобную философию описывает Джек Траут в книге «Сила простоты».
2. Тормоз совершенства
У некоторых неспособность учиться быстро связана с излишним стремлением к совершенству. Пример: «Пока я не буду свободно говорить на английском, я не смогу вести семинары с иностранцами». Человек, менее склонный к перфекционизму, вызывается провести семинар. Он не так боится ошибок и за счет этого гораздо быстрее приобретает ценный опыт. Его инициативность и смелость не остаются незамеченными: его приглашают участвовать в конференциях с иностранными партнерами. Он получает новые возможности для языковой практики. Затем его отправляют на стажировку в Лондон. А его коллега до сих пор шлифует произношение в группе середнячков.
3. Понизить гуру
Все мы помним боевики, в которых бравый сержант элитного спецподразделения орет новобранцам: «Забудьте все, что вы знали до этого момента! Вы никто! Вам еще нужно заработать право называться людьми!» Подобный подход к обучению имеет право на жизнь в армии: личностные различия, особенности характера и наличие своего мнения являются там препятствием, потому что снижают готовность беспрекословно и быстро выполнить приказ командира.
И хотя бизнес — не армия, модные гуру менеджмента и признанные отраслевые эксперты широко используют тот же прием для продвижения своих услуг: сначала развенчать «устаревшее знание», а затем открыть слушателям «новую истину». Между тем исторически доказано, что чужой опыт наиболее успешно перенимают люди (и государства), способные критически переосмыслить его и применить на практике лишь те его элементы, которые уместны в конкретных обстоятельствах.
4. Выйти из класса
Те, кто учится медленно, склонны ассоциировать обучение с лекциями, тренингами и семинарами. Закончился семинар — закончилось и обучение, началась «настоящая работа». И так до следующего обучающего мероприятия.
Те их коллеги, кто умеет учиться быстро, смотрят на процесс обучения шире. Они отслеживают профессиональную периодику: зачастую даже не читают, а просто просматривают и, только если идея заинтересовала, тратят время на чтение. Они учатся и на семинарах, ставя себе целью вынести из каждого мероприятия хотя бы одну конкретную идею, новую технологию, которую стоит опробовать в работе. Они целенаправленно ставят себя в такие условия, когда процесс обучения новому неизбежен, ведь чтобы успешно выполнить проект в новой области, нужно научиться действовать по-новому.
Они не ждут обратной связи от других — они приходят за ней сами: просят оценить сделанную работу и радуются критике больше, чем похвале. Они не ждут, что им назначат наставника, — находят его сами.
Они размышляют над полученным опытом, выносят из него уроки. И речь здесь не только о работе, но и о других жизненных обстоятельствах. Как сказал один из таких руководителей, «лучшие мои учителя в области менеджмента — это мои дети. Именно они научили меня правильно сочетать строгость с добротой. На их примере я понял, как нужно развивать людей. Они научили меня терпению. Мои подчиненные должны быть им благодарны».