Евгения Мангутова
17 мгновений голландской весны
Что для японца сезон цветение сакуры, то для жителя Голландии — два месяца в году, когда на просторах парка Кёкенхоф цветут миллионы тюльпанов
Повсюду вокруг Лиссе — бескрайние поля тюльпанов. Фото: Алексей Корольчук/BFM.ru
Пока не существует такой техники, которая могла бы одновременно вместить в свой «объектив» пять миллионов цветков ста различных сортов на пространстве в 32 гектара. Это, собственно, и есть Кёкенхоф, крупнейший в мире сад луковичных цветов.
Традиция парка в городе Лиссе недалеко от Амстердама заключается в том, что каждый год тюльпаны расцветают в честь какой-то одной страны. В 2010 году голландские тюльпаны прославляли своим цветением Россию. Одна из композиций представляла собой матрешку, а один из новых сортов цветов назвали в честь Светланы Медведевой, которая почтила парк своим визитом.
По тонкому чутью к особенностям ведения бизнеса в том или ином государстве голландцам нет равных. Ежегодно они продают в Россию луковиц на 20 млн евро и намерены наращивать объемы цветочной торговли. В прошлом году парк Кёкенхоф посетили 40 тысяч россиян.
Немцев в этом парке бывает в 3,5 раза больше, тюльпанов Германия закупает в соседней стране почти в 4 раза больше России. Неудивительно, что нынешний год в Кёкенхоф посвящен именно Германии.
То тут, то там в кустах притаились немецкие философы и композиторы. Вот стоят в ряд выдолбленные из дерева скульптуры трех «Б»: Брамс, Бетховен, Бах. Необычайно рослые корейские школьницы пытаются сфотографироваться с ними в обнимку, но никак не получается — скульптор изобразил композиторов в пол человеческого роста.
Около азалии разместился стенд с высказываниями Ницше. Строгими красными тюльпанами оформлен Карл Маркс. На стенде с его бородатым изображением знаменитая цитата о том, что история повторяется дважды — первый раз в виде трагедии, а затем в виде фарса. Разглядывая Карла Маркса на клумбе, лишний раз получаешь подтверждение этих слов. Хорошо в этом обрамлении смотрится и другой марксов афоризм: «Разум существовал всегда, но не всегда в разумной форме».
Паркинг на газоне
За несколько километров до Кёкенхофа начинаются цветочные поля с тюльпанами, нарциссами, гиацинтами. На них встречаешь группы рабочих, которые ухаживают за луковичными растениями. Многое уже собрано и отправлено на экспорт.
Если вы приехали в парк на автомобиле, то сюрпризом станет сам паркинг: он оборудован прямо на газоне; травяной покров настолько плотный, что практически не оставляет следов протекторов. Паркинг по периметру опоясан каналом. Регулировщиками выступают ребята из окрестных городков. В кассе парка у посетителей спрашивают, из какой страны приехали, и выдают карту Кёкенхофа, в том числе, и на русском. При входе встречают женщины, одетые в национальные голландские костюмы и кломпены – деревянные башмаки. В некоторых областях страны деревенские жители до сих пор носят эту не самую удобную обувь, которую туристы покупают на сувениры в аэропорту Амстердама.
Парк оглушает обилием запахов, красок, и — туристов. Очень много детей, пенсионеров, инвалидов на самодвижущихся колясках, домашних питомцев. Слышится немецкая, французская, русская речь. На полянке на перекус присела большая индийская семья, игнорирующая запрет на хождение по траве.
В прудах плавают лебеди, с цветущих деревьев осыпаются лепестки, около фонтана играет огромная шарманка, и по ее звукам можно издалека безошибочно понять, где больше всего народу.
Каждый год из Кёкенхофа стартует грандиозный цветочный парад Блюменкорсо. Несколько десятков платформ, по одной от каждого города-участника, украшенные фигурами из живых цветов, благоухая, едут по стране и вечером прибывают в Хаарлем, где стоят на главной площади еще целый день. Посмотреть на этот праздник собирается множество людей. Часть из них выстраивается по обочинам дорог по пути следования процессии.
В этом году темой Блюменкорсо стала музыка. Искать праздник в Харлеме можно было по запаху — за несколько кварталов до площади воздух наполнился райским благоуханием. Нотные листы из лепестков гиацинтов, герои музыкальных произведений высотой в несколько метров из нарциссов и тюльпанов, — все это способно пробудить радость в душе даже самого угрюмого человека. Что уж говорить о детях.
Букет свежих тюльпанов в Голландии стоит 5 евро. По возвращении в Москву зашла в цветочный салон одной из крупнейших сетей. Собрать худо-бедно прилично выглядящий букет из луковичных стоит не менее тысячи рублей. На вопрос о происхождении материала флорист ответила: «Мы работаем только напрямую с Голландией. По стойкости российская срезка им сильно уступает». Букет простоял 3 дня.