Угроза увольнением – худший способ просить о прибавке к зарплате
Про жизнь | 22.04.2011 13:54
Исследовательский центр портала Superjob.ru
Основные ошибки сотрудников, обращающихся к начальству с просьбой о повышении зарплаты, - это немотивированные требования и неправильно выбранное для беседы время. Такие результаты показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru.
Решиться на разговор с руководителем о повышении оклада непросто. Но часто бывает так, что нагрузка на работе растёт, повышается и рыночная стоимость специалиста, но компания не спешит повышать сотруднику оклад. И тогда работнику приходится самому идти к начальству с просьбой о повышении. Очевидно, что просьба эта должна быть грамотно обоснована – иначе отказа не миновать.
В целом с просьбой о повышении оплаты труда к начальству обращался 51% имеющих работу россиян, среди которых заметно больше мужчин (57% против 45% среди женщин). При этом более трети сотрудников (37%) аргументировали свою просьбу растущими должностными обязанностями.
Инфляцией и удорожанием жизни обосновывали просьбу о повышении оклада 14% сотрудников. Столько же (14%) убеждали начальство в неоспоримости своих заслуг и личного вклада в развитие компании.
В свою очередь 12% сотрудников в качестве аргумента приводили свои способности и опыт работы. Ещё 7% респондентов, идя «на ковёр» к руководству, упоминали среднерыночные зарплаты специалистов аналогичного профиля. Личными и профессиональными качествами объясняли свою просьбу 5% участников опроса, а 3% применяли неэтичный способ – прося о повышении, угрожали своим увольнением.
По 2% сотрудников сочли лучшим аргументом упоминание о более высоких зарплатах сослуживцев или же упирали на личные обстоятельства (к примеру, свадьба или рождение ребёнка). И лишь 1% респондентов мотивировал свою просьбу наличием хорошего образования.
Отметим, что, инициируя разговор о прибавке к зарплате, мужчины чаще аргументировали свою просьбу личным вкладом в процветание компании, а женщины – растущей ответственностью и профессиональными обязанностями.
Добиться повышения при этом сумели 68% сотрудников, обращавшихся к руководству с такой просьбой. При этом 30% получили тот оклад, к которому стремились, тогда как 38% респондентов, хотя и добились повышения, но в меньшем размере.
Ни с чем из кабинета руководителя ушли 29% сотрудников: «Мне не только не прибавили, но и урезали зарплату вдвое, после чего я ушла с этого места работы»; «Ответили, что обязательно поднимут, как только компания выйдет из кризиса».
С тактикой сотрудников согласны и руководители компаний, по мнению которых, прося о прибавке, работник в первую очередь должен говорить о собственных достижениях и ценности его труда для организации (32%).
Ещё 28% руководителей считают, что самый веский аргумент – это растущие объёмы работы и зона ответственности сотрудника. Способности и опыт работы специалиста считают наиболее важным моментом в разговоре о прибавке 17% руководителей, личные и профессиональные качества – 9%.
А вот приводить в пример среднерыночные зарплаты аналогичных специалистов считают эффективным методом только 6% руководителей. Самыми бесперспективными были названы такие аргументы, как удорожание жизни и угроза увольнением (по 2%), а также личные обстоятельства (1%).
Главной же ошибкой сотрудников, просящих об увеличении оклада, руководители (34%) назвали неправильную аргументацию, то есть неумение сотрудника грамотно объяснить руководству, почему он достоин повышения.
Ещё 16% руководителей уверены, что отказ в повышении зарплаты часто является результатом неверно выбранного сотрудником времени для столь важного разговора. Столько же начальников (16%) считают, что сотрудники нередко завышают свою значимость для компании: «Большие запросы…»
По 7% руководителей называют такие ошибки сотрудников, как отсутствие оснований для подобной просьбы («Когда нет результатов в работе»), неуверенность в своих силах («Делают это в пессимистично-жалостливом тоне…»), а также сам факт обращения к руководству с подобной просьбой: «Если тебе не повышают зарплату, то ты либо этого недостоин, либо работаешь не в той компании».
Грубым промахом работников, рассчитывающих на повышение, руководители (5%) назвали шантаж и угрозы увольнением, попытки ссылаться на зарплату коллег (3%) и неподготовленность к беседе с начальством (2%).
Ещё 14% руководителей считают, что причинами для отказа в повышении оклада могут быть заниженные требования («Мало просят»), назойливость, а также непонимание сотрудниками того, «что они могут дать организации за дополнительные деньги».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24-28 марта 2011 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее опыт работы
Размер выборки: 10000 респондентов
Вопрос:
«Приходилось ли Вам просить у руководства повышения зарплаты?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
[реклама вместо картинки]
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 51%
«Руководству следует напоминать о необходимости повышения зарплаты при увеличении объёма работы или изменении её характера».
Начальник охраны, 57 лет, Москва
«Объём выполняемых работ после оптимизации численности увеличился, а оплата труда оставалась прежней».
Ведущий инженер, 33 года, Орск
«Незначительного повышения зарплаты можно добиться, лишь пригрозив увольнением и написав заявление на увольнение по собственному желанию».
Разработчик .Net / C#, 31 год, Москва
«Обычно руководители находили на моё место более достойную кандидатуру, готовую работать за меньшую сумму, или давали настолько сложные задания, что через 3-4 дня складывалось впечатление, что даже законную зарплату платят из сострадания».
Сантехник, 50 лет, Саратов
«Успех данного предприятия зависит от вескости аргументов, которыми сопровождается запрос. Также помогает грамотно созданная иллюзия собственной незаменимости и значимости. Но дело это, безусловно, нужное! Глупо надеяться, что руководство соизволит предложить повышение, ничего не потребовав взамен».
Руководитель отдела продаж, 38 лет, Санкт-Петербург
«Не прямо, но понятными намёками».
Офис-менеджер, 23 года, Москва
«Приходилось. А толку? И в лучшие годы начальство изображало недовольство, когда я заговаривал о прибавке, а сейчас тем более».
Консультант по бухгалтерскому и налоговому учёту, 39 лет, Санкт-Петербург
«Нет» - 49%
«Я всегда был в числе лучших в своей категории и, соответственно, получал больше (премии, надбавки к окладу). Просить повышения в этих условиях было бы просто наглостью... Карьерный рост соответствовал моим способностям. А как только я ощутил застой, я уволился и переехал в другой город, и всё сложилось вполне успешно».
Администратор Lotus Notes, 59 лет, Санкт-Петербург
«Руководство для того и существует, чтобы видеть, кто как работает, и в соответствии с этим определять размер материального вознаграждения за проделанную работу».
Начальник производства, 56 лет, Пермь
«Я работал на государственной гражданской службе, так что это было бы бессмысленно».
Специалист по взысканию задолженности, 28 лет, Мурманск
«Никогда не унижала себя выпрашиванием зарплаты. С работой мне везло всегда, поэтому я просто уходила, а они потом локти кусали».
Начальник сметно-договорного отдела, 48 лет, Москва
«Нет, не приходилось. И не потому, что зарплату повышают без просьб и напоминаний, а потому что это бесполезно».
Инженер, 30 лет, Воронеж
«Меня всегда устраивала моя заработная плата».
Секретарь, 21 год, Ижевск
«Повышай свою квалификацию – и зарплата поднимется на тот же уровень, что и знания».
Электромонтёр, 44 года, Калуга
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 марта 2011 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, которому приходилось просить у руководства повышения зарплаты
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«В последний раз, когда Вы просили у руководства повышения зарплаты, чем Вы в первую очередь аргументировали свою просьбу?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
[реклама вместо картинки]
Некоторые комментарии респондентов:
«Свои заслуги, вклад в развитие компании» - 14%
«Прибыль для компании от моей работы была выше, чем у других работников, но мой доход от этого не возрастал...»
Специалист по снабжению, 43 года, Москва
«Свои знания, способности, квалификация, опыт работы» - 12%
«Я обращала внимание руководителей на общий опыт работы, на трёхгодичный опыт работы в данной компании, безукоризненное исполнение своих обязанностей, а также на то, что за 3 года мне ни разу не было выплачено дополнительной копейки, не говоря уже о прибавке к зарплате».
Аналитик баз данных, 58 лет, Москва
«Профессиональный уровень».
Главный бухгалтер, 51 год, Ярославль
«Свои личные и профессиональные качества» - 5%
«Причитала: «Лена – молодец! Прибавьте Лене зарплату!»
Наборщик текстов, 43 года, Москва
«Свои должностные обязанности, объёмы работы, зона ответственности» - 37%
«Увольнением не угрожала, но это подразумевалось».
Руководитель подразделения, 42 года, Ростов-на-Дону
«…Объяснил плюсы и минусы своего увольнения для компании».
Прораб, 40 лет, Москва
«Обязанности прибавлялись, объёмы работы увеличивались, режим стал ненормированным, но зарплата не менялась».
Экономист, 25 лет, Москва
«Отказ в повышении зарплаты аргументировали тем, что организация не в состоянии платить. Когда я сказала, что буду вынуждена уволиться, они не возражали. На моё место взяли молодую женщину после декрета, которая получает меньше меня. То есть получается, что работодатели пользуются тем, что на рынке труда переизбыток бухгалтеров, и могут позволить себе выбирать».
Помощник бухгалтера, 53 года, Тверь
«Инфляция, удорожание жизни» - 14%
«Если бы я был один, терпимо, но у меня семья».
Машинист крана, 44 года, Тула
«Другое» - 2%
«Отталкивался от средней стоимости кв. м жилья в Москве».
Инженер, 33 года, Москва
«Срочно нужны деньги».
Помощник бухгалтера, 22 года, Санкт-Петербург
«Закончился испытательный срок».
Бухгалтер, 31 год, Нижний Новгород
«Поступали более выгодные предложения по уровню зарплаты».
Сметчик, 32 года, Санкт-Петербург
«Повышение средней стоимости грузоперевозок, удорожание топлива».
Водитель-экспедитор, 23 года, Санкт-Петербург
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 марта 2011 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, которому приходилось просить у руководства повышения зарплаты
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«В последний раз, когда Вы просили руководство о повышении зарплаты, удалось ли Вам добиться этого?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
[реклама вместо картинки]
Некоторые комментарии респондентов:
«Да, в желаемом размере» - 30%
«И я горжусь этим».
Продавец-консультант, 23 года, Старый Оскол
«Да, так как главное – собраться и настроиться на победу!»
Фитнес-инструктор, 23 года, Санкт-Петербург
«Да, но в меньшем размере» - 38%
«И только благодаря моей настойчивости, так как компания платила «серую» зарплату».
Помощник менеджера по персоналу, 30 лет, Москва
«Реакция директора была ужасной, но зарплата была немного повышена».
Менеджер по продажам, 38 лет, Волгоград
«Повышение было незначительным».
Главный бухгалтер, 51 год, Ярославль
«Нет» - 29%
«Мне не только не прибавили, но и урезали зарплату вдвое, после чего я ушла с этого места работы».
Юрист, 24 года, Уфа
«Раньше зарплата индексировалась всем раз в год на % инфляции, но с 2009 года эта славная традиция прекратилась с приходом нового руководства. С тех пор зарплата повышалась лишь отдельным сотрудникам, но в связи с новыми должностями и обязанностями».
Исполнительный директор, 31 год, Санкт-Петербург
«Ответили, что обязательно поднимут, как только компания выйдет из кризиса».
Бухгалтер, 28 лет, Москва
«Пообещали, но повысить так и не повысили. До сих пор «завтраками» кормят, а объёмы работы всё растут и растут».
Бухгалтер 1С, 25 лет, Москва
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 марта – 5 апреля 2011 года
Исследуемая совокупность: руководители
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Пожалуйста, представьте, что Ваш подчинённый пришел к Вам с просьбой о прибавке к зарплате. Какой аргумент с его стороны Вы считаете наиболее эффективным в данной ситуации?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
[реклама вместо картинки]
Некоторые комментарии респондентов:
«Его заслуги, вклад в развитие компании» - 32%
«Любой руководитель, видя рвение сотрудника, обязательно оценит его старания. Но все просьбы о повышении оклада должны быть подкреплены реальными действиями со стороны сотрудника, а главное, показателями его деятельности».
Руководитель отдела продаж, 40 лет, Железнодорожный
«Удорожание жизни, инфляция, больная тёща – это всё поводы для разового акта милосердия. А реальная прибавка должна быть основана на реальной отдаче человека тому делу, которому он служит».
Руководитель в сфере медицины, 52 года, Москва
«Если сотрудник документально доказывает свой вклад в развитие компании, он может претендовать на повышение размера вознаграждения».
Генеральный директор торговой компании, 53 года, Москва
«Зарплату нужно повышать ежегодно и приводить её в соответствие с реалиями рынка труда. Поднимать оклад нужно тем подчинённым, от которых реально зависит успех компании».
Генеральный директор, 31 год, Волгоград
«Его знания, способности, квалификация, опыт работы» - 17%
«Дополнительно спрошу мнение других сотрудников».
Финансовый директор, 52 года, Барнаул
«Его личные и профессиональные качества» - 9%
«Мне важна команда единомышленников, профессионалов. Всегда формирую команду».
Генеральный директор, 56 лет, Москва
«Его должностные обязанности, объёмы работы, зона ответственности» - 28%
«Я стараюсь предвосхитить просьбы сотрудников, наблюдаю за качеством их работы и стараюсь мотивировать достойных».
Главный бухгалтер, 42 года, Москва
«Важна степень незаменимости сотрудника».
Директор розничной сети, 32 года, Санкт-Петербург
«Важно, насколько конкретный сотрудник увеличивает прибыль компании…»
Руководитель компании, 31 год, Москва
«Другое» - 1%
«В компаниях, которыми я руководил, подчинённые не приходили просить прибавки к зарплате. Она либо повышалась автоматически, по мере роста навыков подчинённого или качества его работы, либо, если он не прилагал никаких усилий, мы с ним прощались».
Коммерческий директор, 42 года, Москва
«Мастерство руководителя состоит в том, чтобы повышать заработную плату работников, не дожидаясь их просьбы. Если же работник пришёл за повышением необоснованно (такое, к сожалению, не редкость), необходимо чётко объяснить ему свой отказ. Прозрачность и доверие в работе – залог дружбы и уважения в коллективе».
Директор по персоналу, 47 лет, Москва
«Затрудняюсь ответить» - 1%
«Каждая просьба индивидуальна».
Главный инженер проекта, 53 года, Москва
«…Эффективна, как и в жизни, сумма из нескольких приведённых аргументов: знания, заслуги, ответственность, личные и профессиональные качества».
Руководитель проекта, 49 лет, Москва
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 марта – 5 апреля 2011 года
Исследуемая совокупность: руководители
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Каковы, по Вашему мнению, основные ошибки сотрудников, обращающихся к руководству с просьбой о повышении зарплаты?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа):
«Отсутствие чёткой и убедительной аргументации / неверная аргументация» - 34%
«Неумение чётко аргументировать свою просьбу…»
Руководитель проектов, 44 года, Москва
«Аргументируют повышение личными интересами и потребностями, а не результатами своей работы и ценностью для компании».
Исполнительный директор, 27 лет, Москва
«Зачастую они сами не могут объяснить, почему им следует повысить заработную плату. Проще говоря, они сами себе не верят».
Член совета директоров, 33 года, Москва
«Немотивированные требования, в основном базирующиеся на желании просто больше получать».
Директор торгового предприятия, 42 года, Ростов-на-Дону
«Неправильно выбранное время для переговоров» - 16%
«...Спад продаж – это сезонное явление. Лучше с этим предложением подходить в пик продаж. Когда в компании задаётся резерв на несезонность».
Директор по персоналу, 44 года, Москва
«Неправильно выбранное время…»
Директор по производству, 33 года, Москва
«Не понимают, что надо выбрать правильный момент».
Генеральный директор, 47 лет, Москва
«Неудачный выбор времени для просьбы».
Руководитель ИТ-подразделения, 32 года, Астрахань
«Завышенные зарплатные ожидания, переоценка своей значимости для компании» - 16%
«Завышенная самооценка».
Начальник отдела, 41 год, Москва
«Неадекватная оценка своего профессионального уровня и реальных заслуг».
Генеральный директор, 33 года, Волгоград
«Несоответствие профессиональных навыков запросам».
Коммерческий директор, 38 лет, Санкт-Петербург
«Переоценка своих способностей и возможностей».
Директор по инвестициям, 47 лет, Москва
«Большие запросы…»
Заместитель директора, 40 лет, Санкт-Петербург
«Отсутствие ощутимых достижений, неудовлетворительные результаты работы» - 7%
«Когда нет результатов в работе».
Директор по персоналу, 36 лет, Москва
«Невыполнение персональных планов и планов продаж!»
Исполнительный директор, 57 лет, Санкт-Петербург
«Отсутствие достижений».
Руководитель склада, 30 лет, Солнечногорск
«Неуверенность в своих силах» - 7%
«Делают это в пессимистично-жалостливом тоне…»
Руководитель, 35 лет, Москва
«Отсутствие твёрдости».
Директор ИТ-подразделения, 49 лет, Пушкино
«Сам факт обращения к руководству с просьбой о повышении зарплаты» - 7%
«Обращение с такой просьбой – уже ошибка, этот вопрос решается иначе».
Директор, 27 лет, Санкт-Петербург
«Они не должны этого делать ни при каких обстоятельствах!»
Административный директор, 54 года, Москва
«…Не верь, не бойся, не проси!»
Генеральный директор, 51 год, Качканар
«Само обращение. Если тебе не повышают зарплату, то ты либо этого недостоин, либо работаешь не в той компании».
Коммерческий директор, 42 года, Москва
«Ультимативный характер просьбы, применение угроз, шантажа» - 5%
«…Шантаж. Угроза увольнением. Слив конфиденциальной информации конкурентам. Угрозы уйти к конкурентам…» Коммерческий директор, 38 лет, Москва
«В основном эти просьбы выглядят как ультиматумы. Именно поэтому результатом такого обращения является отказ».
Генеральный директор, 45 лет, Тольятти
«Попытки ссылаться на зарплату, работу коллег» - 3%
«…Никогда не надо смотреть на коллег или сетовать на то, что они получают незаслуженно больше».
Управляющий филиалом, 29 лет, Томск
«Ссылаться на зарплату коллег».
Директор коммерческий, 42 года, Москва
«Обвинения коллег в том, что они делают намного меньше. Чужая работа видна плохо, для этого надо смотреть сверху, а не искоса…»
Коммерческий директор, 43 года, Москва
«Сотрудники начинают жаловаться на своих коллег».
Руководитель юридического отдела, 37 лет, Москва
«Неподготовленность к переговорам с руководством» - 2%
«Неподготовленность. Попробуйте письменно изложить то, что выполняете на работе, и на основании этого обоснуйте прибавку…»
Коммерческий директор, 38 лет, Москва
«Неподготовленность просителя к беседе». Руководитель проектов, 44 года, Москва
«Другое» - 14%
«Мало просят».
Заместитель директора, 52 года, Находка
«Не надо быть назойливым».
Министр, 55 лет, Старая Русса
«Не представляют себе, что они могут дать организации за дополнительные деньги».
Руководитель, 35 лет, Москва
«Затрудняюсь / не хочу отвечать» - 16%
«Не обращался, не знаю».
Руководитель департамента по правовым вопросам, 56 лет, Москва
http://www.superjob.ru/community/life/54637/