Справочная информация | 14.05.2009
Справка: мотивационное письмо на имя работодателя
Рекрутеры проводят интервью с претендентом
В Германии при подаче заявления о приеме на работу обязательно предоставляется мотивационное письмо. Как правильно его составить, избежав пустых фраз и ошибок, которые вряд ли обрадуют работодателя?
Мотивационное письмо - это не просто приложение к заявлению о приеме на работу, а его неотъемлемая часть, которая может охарактеризовать претендента лучше, чем все прочие предоставленные им документы. Это своего рода "входной билет" на собеседование, поэтому к составлению мотивационного письма следует отнестись ответственно.
Кристиан Пюттьер (Christian Püttjer) и Уве Шнирда (Uwe Schnierda) более 15 лет занимаются профессиональным консультированием по вопросам карьеры и являются авторами множества пособий и тренингов. Они советуют соблюдать некоторые нехитрые правила, которые помогут в подготовке документов и выделят вас на фоне других кандидатов.
Правило 1: Оформление письма
Подготовка мотивационного письма - непростая задача
Мотивационное письмо по объему должно занимать не более одного листа формата А4. Отступить от этого правила можно в случае, если ваш опыт и профессиональный путь настолько обширны, что информация не умещается в заданные рамки. Также это исключение касается творческих профессий, для которых важен креативный подход и самовыражение. Особое внимание следует обратить на заполнение графы "адресат". Ответственные за подбор персонала наверняка не оставят незамеченным тот факт, что вы неверно указали название компании, имя или должность адресата, хотя они и были указаны в объявлении о приеме на работу. "Претендент так же неряшлив в работе, как и в написании мотивационного письма, стоит ли его приглашать на собеседование", - такую реакцию может вызвать простая описка или опечатка. Поэтому, советуют Кристиан Пюттьер и Уве Шнирда, не стесняйтесь попросить знакомых проверить ваше мотивационное письмо.
Также стоит отметить, что сотрудники отдела кадров крупных компаний обрабатывают сотни заявлений о приеме на работу в день, поэтому важно, чтобы ваши документы не затерялись и попали к адресату вовремя.
Правило 2: Содержание письма
Составляйте письмо на языке чиновников
В верхней части мотивационного письма крупно укажите должность, на которую вы претендуете. Далее кратко расскажите о своем образовании, профессиональном опыте, а также о том, почему вы решили сменить работу и почему думаете, что это место подходит именно вам. Покажите работодателю, что вы знакомы с деятельностью компании, а не просто наобум рассылаете свои резюме. Хорошее впечатление всегда производит то мотивационное письмо, в котором специалист по подбору персонала сразу же может найти всю интересующую его информацию, что позволит ему сэкономить время на перелистывании ваших документов в поиске указания специальности, среднего балла в аттестате и прочей информации.
Описывать, но не оценивать
Мотивационное письмо - это своего рода рекомендация, которую вы даете сами себе. Но тут не стоит преувеличивать с восхвалением себя любимого. Увидев в мотивационном письме лишь множество стандартных фраз о том, какой вы целеустремленный, устойчивый к стрессу, легко обучаемый, коммуникабельный и просто бесценный сотрудник, работодатель может задуматься о том, не слишком ли вы высокого мнения о себе и что умеете на самом деле. Всегда лучше рассказывать о своих конкретных достижениях. Например, вместо того, чтобы написать, что вы прекрасный управленец, опишите свою деятельность на посту руководителя отдела, расскажите, чего вам удалось добиться за время совместной работы с командой, рекомендуют консультанты.
Выпускникам вузов, имеющим за плечами лишь годы, проведенные в университете и небольшой практический опыт, трудно обратить на себя внимание работодателя. В данном случае мотивацинное письмо повлияет на принятие решения, скорее, в том случае, если теоретические и практические навыки претендента наилучшим образом подходят к кругу его должностных обязанностей. "Лучше избежать фраз типа "Мои знания в данной области, конечно, невелики, но я бы хотел с Вашей помощью дальше развиваться в этом направлении", - говорит Кристиан Пюттьер. Работодателя интересует, что вы можете ему предложить, поэтому лучше написать о том, какой конкретный профессиональный опыт вы имеете, где проходили практику, какие задания выполняли, чему научились.
Правило 3: Щекотливый вопрос о зарплате
Говорите о зарплате грамотно
Мало кто умеет легко и грамотно говорить о деньгах. Работодатель всегда хочет знать, сколько "стоит" претендент. Возможно, последний просто переоценил позицию, и его заработная плата на данный момент существенно выше той, которую могут предложить на новом месте. Поэтому в мотивационном письме принято называть сумму годового дохода на данный момент. Можно, правда, сообщить, что решающим для вас все же является интересная работа и круг обязанностей. Авторы некоторых пособий о том, как писать заявление на работу, советуют в качестве желаемой заработной платы указывать определенный промежуток (например, от 30 до 40 тысяч евро в год). Но Мартин Верле (Martin Wehrle), автор книги "Факты и мифы о карьере", считает, что это не лучший способ. Во-первых, работодатель вряд ли захочет выплачивать вам наибольшую из названных вами сумм. "А зачем, если он готов выполнять ту же работу за меньшие деньги?" - скажет он и будет, в общем-то, прав. Во-вторых, специалисту кадровой службы бросится в глаза тот факт, что вы плохо разбираетесь в вопросе, раз не готовы назвать конкретную сумму.
Работодатели зачастую пишут в объявлениях о приеме на работу общие фразы, например, "достойная заработная плата", "высокий доход" и прочее. Опытные работники обычно хитро отвечают о своих ожиданиях по зарплате в том же стиле: "заработная плата, соответствующая квалификации и ответственности, требующейся на данной позиции".
Автор: Мария Грудинина
Редактор: Виктория Зарянка