Три сюрприза от национальной платежной системы
Глава представительства MasterCard в России Илья Рябый и бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко о том, как осложнится наша финансовая жизнь
Елена Тофанюк
14.04.11 | 19:01
Законопроект о национальной платежной системе, а особенно поправки ко второму чтению, те самые, которыми предполагается запретить передачу данных о внутрироссийских транзакциях за рубеж, таят в себе немало сюрпризов. Сюрприз первый, о котором рассказал глава представительства MasterCard в России Илья Рябый: MasterCard не строит процессинговый центр, несмотря на сообщения СМИ, и не имеет возможности обеспечить требование законопроекта.
«На самом деле, мы действительно занимаемся развитием локальной инфраструктуры, инвестируем в некое местное строительство. Я намеренно не буду говорить, в какое, по очевидным причинам: мы строим это для того, чтобы получить конкурентное преимущество на рынке, и я не хочу, чтобы конкуренты раньше времени узнали, что я готовлю. Но я могу сказать, что это нацелено на то, чтобы российским потребителям предоставить принципиально новые услуги.
Проблема заключается в том, что то, что я здесь делаю, является частью глобальной инфраструктуры, а требование по запрету на передачу данных за границу Российской Федерации, которое сейчас появилось в тексте закона, моя инфраструктура обеспечить не в состоянии. Если этот закон принимается в том виде, в котором он существует сегодня, проблем возникнет много, и у всех: и у индустрии, и у потребителей.
Информационная изоляция России от всего остального мира грозит серьезными последствиями. Дело даже не в том, что компаниям придется инвестировать в дублирование существующих сервисов, что само по себе бессмысленно. Проблема в том, что по определению изолированная среда перестанет предоставлять ряд возможностей, которые существуют сегодня. Например, я за границей, мне звонит мама и говорит, что у нее кончились деньги на телефоне. Сейчас это штатная ситуация: я захожу в интернет на сайт МТС и своей российской карточкой делаю платеж. Это российская транзакция, информация по которой несколько раз совершает трансграничное перемещение. Если закон принимается, это будет невозможно, и я буду вынужден сказать: «Извини, мама, через неделю я вернусь, разберемся с твоим телефоном».
Пример второй. Появляется на рынке компания, которая начинает предоставлять новый вид сервиса, который раньше никто не предоставлял. MasterCard смотрит на эту компанию, видит, что это отличный сервис, и решает купить эту компанию. У нас такое происходит раз в полгода. А когда мы ее купили, мы начинаем автоматически предоставлять эти услуги всем своим пользователям по всему миру. Как только появляется запрет на передачу данных, мы предоставляем эту услугу по всему миру, кроме России. Для того, чтобы предоставить эту услугу в России, мы должны будем воспроизвести эту инфраструктуру здесь. Это произойдет, непонятно когда и непонятно как, и будет сопряжено с большим количеством проблем. [...] Задача полной изоляции крайне сложно реализуема. Я не представляю, как ее вообще можно реализовать».
Быть может, эта проблема коснется лишь незначительной части операций, совершаемых российскими гражданами по картам. Во-первых, в законопроекте нет ограничения на передачу информации в случае, если гражданин платит российской картой за границей. Во-вторых, как известно, карты нашими гражданами используются главным образом для снятия наличных в банкоматах: при такой операции (если она совершается в банкомате того банка, который выпустил карту) передачи данных за границу не производится. Но тут есть второй сюрприз. На днях бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко написал в своем блоге следующее:
«Пунктом 8 статьи 20 законопроекта (О национальной платежной системе – Slon.ru) установлено, что правилами платежной системы должны определяться «порядок сопровождения перевода денежных средств сведениями о плательщике в соответствии с требованиями» 115-ФЗ (О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем). Это не только означает, что после вступления закона в силу нельзя будет осуществить платеж банковской карточкой без предъявления паспорта, но банки и платежные системы должны будут заменить все платежные терминалы (POS-ы), на некую другую технику, которая будет предавать паспортные данные, включая прописку. Может быть, уже кто-то создал такие терминалы, а мы этого просто не знаем. Кстати, если читать эту фразу в лоб, то и получить крупную сумму из банкомата будет невозможно – ему-то паспорт не предъявишь….»
Пока самым простым способом решения этой проблемы выглядит тетенька рядом с каждым банкоматом, которая будет проверять паспорт, что само по себе анекдот. Хотя, с другой стороны, чем не способ борьбы с безработицей?
Ну, и третий сюрприз, с которым ЦБ обещал «что-нибудь сделать», но пока ничего не сделал, – невозможность осуществления операций по картам некоторыми иностранными банками, которые имеют процессинговые центры за границей, например, Citi или OTP. Эти вообще не смогут даже обрабатывать информацию по собственным картам в случае введения запрета на передачу данных за границу.
Все это ради того, чтобы иностранные платежные системы перестали получать информацию о зарплатах генштаба.