Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О национальной платежной системе

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Три сюрприза от национальной платежной системы

Глава представительства MasterCard в России Илья Рябый и бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко о том, как осложнится наша финансовая жизнь

Елена Тофанюк

14.04.11 | 19:01

http://slon.ru/images2/blog_photo_12/masterCard/RTXVJ0H_350.jpg

Законопроект о национальной платежной системе, а особенно поправки ко второму чтению, те самые, которыми предполагается запретить передачу данных о внутрироссийских транзакциях за рубеж, таят в себе немало сюрпризов. Сюрприз первый, о котором рассказал глава представительства MasterCard в России Илья Рябый: MasterCard не строит процессинговый центр, несмотря на сообщения СМИ, и не имеет возможности обеспечить требование законопроекта.

«На самом деле, мы действительно занимаемся развитием локальной инфраструктуры, инвестируем в некое местное строительство. Я намеренно не буду говорить, в какое, по очевидным причинам: мы строим это для того, чтобы получить конкурентное преимущество на рынке, и я не хочу, чтобы конкуренты раньше времени узнали, что я готовлю. Но я могу сказать, что это нацелено на то, чтобы российским потребителям предоставить принципиально новые услуги.

Проблема заключается в том, что то, что я здесь делаю, является частью глобальной инфраструктуры, а требование по запрету на передачу данных за границу Российской Федерации, которое сейчас появилось в тексте закона, моя инфраструктура обеспечить не в состоянии. Если этот закон принимается в том виде, в котором он существует сегодня, проблем возникнет много, и у всех: и у индустрии, и у потребителей.

Информационная изоляция России от всего остального мира грозит серьезными последствиями. Дело даже не в том, что компаниям придется инвестировать в дублирование существующих сервисов, что само по себе бессмысленно. Проблема в том, что по определению изолированная среда перестанет предоставлять ряд возможностей, которые существуют сегодня. Например, я за границей, мне звонит мама и говорит, что у нее кончились деньги на телефоне. Сейчас это штатная ситуация: я захожу в интернет на сайт МТС и своей российской карточкой делаю платеж. Это российская транзакция, информация по которой несколько раз совершает трансграничное перемещение. Если закон принимается, это будет невозможно, и я буду вынужден сказать: «Извини, мама, через неделю я вернусь, разберемся с твоим телефоном».

Пример второй. Появляется на рынке компания, которая начинает предоставлять новый вид сервиса, который раньше никто не предоставлял. MasterCard смотрит на эту компанию, видит, что это отличный сервис, и решает купить эту компанию. У нас такое происходит раз в полгода. А когда мы ее купили, мы начинаем автоматически предоставлять эти услуги всем своим пользователям по всему миру. Как только появляется запрет на передачу данных, мы предоставляем эту услугу по всему миру, кроме России. Для того, чтобы предоставить эту услугу в России, мы должны будем воспроизвести эту инфраструктуру здесь. Это произойдет, непонятно когда и непонятно как, и будет сопряжено с большим количеством проблем. [...] Задача полной изоляции крайне сложно реализуема. Я не представляю, как ее вообще можно реализовать».

Быть может, эта проблема коснется лишь незначительной части операций, совершаемых российскими гражданами по картам. Во-первых, в законопроекте нет ограничения на передачу информации в случае, если гражданин платит российской картой за границей. Во-вторых, как известно, карты нашими гражданами используются главным образом для снятия наличных в банкоматах: при такой операции (если она совершается в банкомате того банка, который выпустил карту) передачи данных за границу не производится. Но тут есть второй сюрприз. На днях бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко написал в своем блоге следующее:

«Пунктом 8 статьи 20 законопроекта (О национальной платежной системе – Slon.ru) установлено, что правилами платежной системы должны определяться «порядок сопровождения перевода денежных средств сведениями о плательщике в соответствии с требованиями» 115-ФЗ (О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем). Это не только означает, что после вступления закона в силу нельзя будет осуществить платеж банковской карточкой без предъявления паспорта, но банки и платежные системы должны будут заменить все платежные терминалы (POS-ы), на некую другую технику, которая будет предавать паспортные данные, включая прописку. Может быть, уже кто-то создал такие терминалы, а мы этого просто не знаем.  Кстати, если читать эту фразу в лоб, то и получить крупную сумму из банкомата будет невозможно – ему-то паспорт не предъявишь….»

Пока самым простым способом решения этой проблемы выглядит тетенька рядом с каждым банкоматом, которая будет проверять паспорт, что само по себе анекдот. Хотя, с другой стороны, чем не способ борьбы с безработицей?

Ну, и третий сюрприз, с которым ЦБ обещал «что-нибудь сделать», но пока ничего не сделал, – невозможность осуществления операций по картам некоторыми иностранными банками, которые имеют процессинговые центры за границей, например, Citi или OTP. Эти вообще не смогут даже обрабатывать информацию по собственным картам в случае введения запрета на передачу данных за границу.

Все это ради того, чтобы иностранные платежные системы перестали получать информацию о зарплатах генштаба.

http://slon.ru/blogs/tofanyuk/post/579682/

0

2

Национальную платежную систему одобрили в трех чтениях

Visa и Mastercard смогут передавать данные за границу, но построить расчетные центры им все равно придется

Елена Тофанюк

http://slon.ru/images2/blog_photo_13/sistema/127640_420.jpg
Фото: fotoimedia / Иван Михайлов

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект «О национальной платежной системе», из которого исчез запрет на передачу данных за рубеж. Однако международным платежным системам, упорно боровшимся с этим требованиям, легче жить, кажется, не станет – кое-что в законе осталось.

Вокруг передачи данных за рубеж и необходимости строительства процессинговых центров внутри России и велась самая ожесточенная борьба. Такое требование было еще в самой первой редакции законопроекта, однако впоследствии, пройдя через Минфин, законопроект лишился его. Как известно, весь сыр-бор разгорелся из-за того, что кому-то показалось – международные платежные системы могут передавать информацию о расходах жены начальника Генштаба в ЦРУ. В процессе работы над законопроектом выяснилось, что платежные системы обрабатывают обезличенную информацию: фамилию владельца карты они не то, что не сообщают ЦРУ, но и сами не видят.

Второй раз разговоры о передаче данных за границу возникли, пока законопроект готовили ко второму чтению, – комитет по финансовым рынкам завел речь о том, что платежным системам хорошо бы иметь процессинг на территории России. Подавалось это все под тем же соусом частичного запрета на передачу данных за границу: депутаты говорили о создании local switch – маршрутизатора, который бы отделял чисто российские транзакции от международных и направлял бы первые в российский центр. У этой затеи был уже понятный бизнес-смысл: сделать так, чтобы созданная внутри страны платежная система могла бы зарабатывать на комиссии за обработку платежей. Международным платежным системам, очевидно, пришлось бы либо построить свой процессинговый центр внутри России, либо платить созданному другими. Mastercard и Visa строить процессинговые центры внутри страны отказались.

Депутат Павел Медведев сказал Slon.ru, что теперь в тексте законопроекта вообще нет речи о запрете на передачу данных за рубеж и сослался на правительство, которое, по словам депутата, решило не раздувать скандала на пустом месте и не вводить ограничения для международных финансовых организаций, раз уж объявлен курс на строительство международного финансового центра. А председатель комитета по финансовым рынкам Госдумы Владислав Резник говорит, что в нем нет и требования иметь процессинговый центр внутри России: «Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. Расчетный и платежно-клиринговый центры, согласно поправкам, в любом случае должны быть локализованы в России», – приводятся в пресс-релизе, распространенном комитетом, слова Резника.

Зато в законе есть требование иметь расчетный центр внутри России. А расчетный центр – это «организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы». По сути это и есть тот же самый процессинговый центр, но названный по-другому. Глава российского представительства Europay Андрей Королев сказал Slon.ru, что сейчас расчетные центры у международных платежных систем находятся за рубежом. Visa и Mastercard от комментариев отказались до момента знакомства с текстом принятого закона.

Владислав Резник сказал Slon.ru, что хоть расчетный центр – это и не процессинговый центр, но «кое-что построить в России придется»: не только расчетный, но и клиринговый центр. Последний, к слову, это просто банк, и он и так есть у международных платежных систем – у Visa, например, это ВТБ. Либо можно не строить, а пользоваться тем, что построят другие; при этом закон не запрещает иметь второй такой центр за границей. И передавать туда данные.

http://slon.ru/blogs/tofanyuk/post/594673/

0

3

Елена Гостева

Госдума легализовала электронные деньги

Госдума 14 июня приняла закон «О национальной платежной системе». Он легализует в РФ электронные системы платежей и позволяет международным платежным системам использовать для расчетов внутри России зарубежные процессинговые центры

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/06/14/plateg1.jpg
Фото: РИА Новости

Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект «О национальной платежной системе». Теперь электронные платежи получили в России статус легальных.

Кроме того, Международным платежным системам закон разрешает использовать зарубежные операционные центры при обслуживании операций в России — при условии размещения в РФ расчетных и платежных клиринговых центров, гарантированной бесперебойной работы систем с клиентами и соблюдения их прав. При этом в России должны быть зарегистрированы расчетный и платежный клиринговый центры, деятельность которых будет подконтрольна Центробанку.

Ранее, после первого чтения проекта, предлагалось обязательное использование для платежей внутри России «отечественной» платежной инфраструктуры. Тогда же шла речь о запрете на передачу информации за рубеж о платежах, производимых в РФ.

«Основные достижения нового законопроекта, на наш взгляд, — это разрешение на использование международными платежными системами зарубежных операционных центров при обслуживании операций в России и правовое закрепление сферы применения электронных денег, признанных новой формой безналичного расчета, не требующей открытия банковских счетов», — считает начальник отдела банковских карт Русь-банка Елизавета Куманина.

«Два месяца шли острые дебаты о том, переводить ли расчеты по пластиковым картам, выпущенных российскими банками в рамках сотрудничества с международными платежными системами VISA и MasterCard, в специально созданный для этого на территории России процессинговый центр. Итог этих дискуссий в том, что все же отдельный процессинг в России создавать не надо, но ЦБ будет контролировать расчеты по картам международных систем в России», — комментирует закон старший вице-президент Альфа-банка Владимир Сенин.

Как заявил председатель комитета по финансовому рынку Владислав Резник, в законопроекте решен вопрос взаимодействия национальных и международных платежных систем и предусмотрены их равные конкурентные возможности.

В документе указано, что участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные банки, иностранные банки. «Инфраструктура платежной системы включает расчетный центр, платежно-клиринговый и процессинговый центр. Расчетный и платежно-клиринговый центры в любом случае должны быть локализованы в России», — пояснил депутат. Такой подход, по его словам, позволит обеспечить требования бесперебойности платежных услуг. В случае несоблюдения этого требования Центральный банк исключает оператора платежной системы из реестра, добавил он.

Есть и еще одна особенность нового закона: ответственность за не санкционированное клиентом списание средств будут нести операторы платежной системы, а не клиенты. При сложившейся сегодня практике, как правило, в несанкционированном списании денег с карты винят ее владельца — то есть держатель карты вынужден доказывать банку свою невиновность, а не наоборот.

Платежи с мобильных телефонов

«Меняется сам подход к использованию электронных денежных средств — оплата услуг и товаров. Такого тоже никогда не было», — заметил, комментируя новый закон, Резник.

Депутат отметил, что в законопроекте подробно описана сфера применения электронных денег, которые становятся новой формой безналичного расчета. Перевод электронных денег, по его словам, будет осуществляться исключительно кредитными организациями по поручению своих клиентов. Банк России будет выдавать таким операторам «облегченные» лицензии, дающие право на работу с электронными денежными средствами.

Среди нововведений закона Елизавета Куманина также отмечает создание условий для использования мобильного телефона с целью осуществления различных платежей. «В данном контексте некоторые эксперты уже рассматривают платежи с помощью мобильного телефона как одну из альтернатив пластиковым картам, однако, на наш взгляд, говорить о данном процессе все-таки еще весьма преждевременно», — считает представитель Русь-банка.

«Ко второму чтению закона в нем появились нормы, позволяющие легализовать работу в России бизнеса, связанного с коммерцией мобильных платежей. Так, люди, имея на своем счету достаточную сумму денег, могут потратить их не только на оплату разговоров, но и на покупку товаров и услуг», — говорит Владимир Сенин.

По его словам, такая услуга для оператора мобильной связи означает получение дополнительного дохода, а для банка интересна расширением базы потенциальной клиентуры. «Этот бизнес существовал у операторов связи и раньше, и сейчас этот большой пласт операций получил свое легальное признание. Банки будет проводить данные платежи и осуществлять контроль за соблюдением закона при этих операциях», — считает банкир.

При этом Сенин отмечает, что сейчас услуга по оплате товаров «мобильными деньгами» не подразумевает для банка кредитования пользователей сотовых телефонов.

«В рамках принятого законопроекта в принципе достаточно четко прописана правовая основа функционирования национальной платежной систем. Появилась отдельная статья по деятельности банковских платежных агентов, в частности, описывается порядок привлечения банковскими организациями такой категории агентов, уточняется порядок использования специальных банковских счетов, определяется исчерпывающий перечень операций, которые по ним идут», — говорит Елизавета Куманина. Она отмечает, что создание национальной платежной системы позволит развивать альтернативные и удобные способы платежей, включая электронные деньги и мобильные платежи.

http://www.bfm.ru/articles/2011/06/15/g … dengi.html

0