Леонид Полозов, Екатерина Тропова
Недостаток парковок опустошит карманы водителей
Госдума рассмотрела законопроект, который предполагает увеличение суммы штрафов за нарушения ПДД, причем для Москвы и Санкт-Петербурга — по особой шкале. Эксперты считают, что в случае принятия документа, это будет противоречить Конституции
Фото: РИА Новости
Госдума сегодня, 8 апреля, при рассмотрении во втором чтении законопроекта об увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения одобрила поправку, которая вводит повышенные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга. Эта поправка была вынесена на отдельное голосование, и палата ее поддержала. Таким образом, если законопроект станет законом, в двух столицах водителям за одно и то же нарушение придется платить значительно больше, чем на все остальной территории России.
Пока размеры штрафов за нарушение ПДД во всех регионах России находятся на одном уровне. Повышение их для Москвы и Петербурга, по мнению некоторых экспертов, будет противоречить Конституции.
Согласно законопроекту, штраф за нарушение обычных правил остановки и стоянки увеличивается со 100 до 300 рублей для всей России, а для Москвы и Петербурга — до 2,5 тысячи рублей. Нарушение остановки или стоянки на пешеходном переходе поднимается для всей России с 300 рублей до 1 тысячи, а для столиц — до 3 тысяч рублей.
Вводится штраф за остановку или стоянку на остановке общественного транспорта для всей России в размере 1 тысяча рублей. В Москве и Петербурге такое нарушение будет стоить 3 тысячи рублей. Штраф за остановку или стоянку на трамвайных путях устанавливается в размере 1,5 тысячи рублей. Штраф за нарушения движения во дворах увеличивается для всей России с 500 рублей до 1 тысячи, а для Москвы и Петербурга — до 3 тысяч рублей. Штраф за движение по полосе маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе теперь будет караться штрафом в размере 1,5 тысячи рублей (в Москве и Санкт-Петербурге — 3 тысячи рублей). Вводится для всей России штраф за нарушение правил разметки или дорожных знаков, переезд «стоп-линии» (800 рублей). Штраф за выезд на перекресток, если на нем скопилась пробка, предлагается повысить со 100 до 1 тысячи рублей. Штраф за незаконную установку на крыше своего автомобиля фонаря со специальными таксистскими шашечками предлагается карать штрафом в 5 тысяч рублей.
Стоит отметить, что ранее за некоторые нарушения ПДД для Москвы и Петербурга предлагалось повысить штрафы и вовсе до 5 тысяч рублей, однако в ходе обсуждения документа максимальный размер наказания в этих городах решили уменьшить до 3 тысяч рублей.
Между тем, сегодня при утреннем обсуждении порядка работы палаты депутат от ЛДПР Сергей Иванов от имени фракции попросил исключить из повестки пункт о введении дифференцированных штрафов. «У нас не США, и ссылки на то, что в каждом штате есть свое законодательство, для России неприемлемы», — сказал он (ранее сторонники принятия данных корректировок приводили в качестве аргументации зарубежный опыт, в том числе Нью-Йорка).
«Устанавливать повышенные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются такими же субъектами Федерации, как и все остальные, абсолютно неправомерно и противоречит Конституции», — уверен Иванов.
Однако в Госдуме не вняли доводам депутата и отказалась снять с рассмотрения на пленарном заседании поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях о «столичном коэффициенте» штрафов за неправильную парковку автомобиля.
Год на строительство парковок
Повышенные штрафы в Москве и Петербурге предлагается ввести с 1 июля 2012 года. «Это для того, чтобы руководство двух столиц успело выполнить свои обещания по строительству и оборудованию перехватывающих парковок», — пояснил председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Таким образом, на строительство достаточного количества парковок у градоначальников есть чуть большим года.
Но, стоит отметить, в центре Москвы пока нашли лишь треть площадок для планируемого количества парковок. Как заявил на этой неделе префект ЦАО Сергей Байдаков, в настоящее время подобрано более 2 тысяч участков для 160 тысяч парковочных мест. Однако главам управ предстоит найти еще 300 тысяч дополнительных машиномест.
«Сейчас важно обеспечить задел по парковкам на 2012–2013 годы, при этом оптимально использовать территориальные ресурсы округа», — отметил префект. По оценкам экспертов, сделать это будет весьма непросто.
Хочешь сделать мир счастливей — начни с себя
Власти Москвы полагают, что повышенные штрафы помогут воспитать культуру вождения у столичных автомобилистов. «В таких крупных мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург, где и без того очень сложная транспортная ситуация, имеет смысл установить более высокие штрафы, чем в других регионах», — заявил сегодня заместитель мэра столицы Николай Лямов.
«Представьте, что в Москве один автомобиль встал на трамвайные пути, за ним встал трамвай, потом стоит вся улица, потом — вторая, квартал и так далее. Это недопустимо. Должны быть более жесткие штрафы, нам необходимо воспитывать культуру вождения», — считает Лямов.
Впрочем, дифференциацию водителей в Москве можно наблюдать уже давно. Правда, не по размеру штрафов, а по статусу. Это касается и организаций, которым выделено в городе место для парковки. Любой житель столицы может посмотреть на то, как у здания Госдумы для депутатов отгорожена половина проспекта, а также перекрыт соседний переулок. Сделано это для удобства парковки народных избранников. Аналогичная картина и у здания Совета Федерации, и у Мосгордумы, и у столичной мэрии, и у любого министерства.
Приводя примеры западных стран, наши чиновники почему-то подают информацию выборочно, предпочитая кое-что не вспоминать. Например, что в Швеции короля недавно оштрафовали за нарушение правил парковки. Король, кстати, штраф оплатил. А в Германии министра транспорта лишили прав на два месяца за превышение скорости. Румынского президента оштрафовали за то, что он был виновником ДТП, двигаясь на личном транспорте. И таких примеров немало. Но пока в этом ряду имена представителей нашей власти не звучат. А вот простые водители Москвы и Санкт-Петербурга могут получить по полной программе (по всей силе закона), если законопроект будет принят.
Есть мнение
Глава народного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков категорически против дифференцированного подхода к штрафам. «Это совершенно неправильно с любой точки зрения, в том числе с конституционной. У нас главный закон гарантирует свободу передвижения, а почему москвичи и питерцы должны платить больший штраф?» — недоумевает он.
«Из Москвы и Питера хотят сделать неких козлов отпущения», — сказал Лысаков BFM.ru, отметив, что эта инициатива шла не из федерального центра. «Это были предложения от администрации самих субъектов. Первоначально была идея как-то выделить города-миллионники, но впоследствии она отпала, так как многие ее посчитали несправедливой. Тем не менее, Москва и Питер отличились тем, что потребовали для себя таких жестких условий», — рассказал эксперт.
По мнению главы движения «Свобода выбора», высокие штрафы не решат проблему парковки. «Мы все время заходим с другой стороны, вместо того, чтобы сначала создать условия для автомобилистов, взяв в качестве примера опыт других стран. А мы в основном от западных мегаполисов перенимаем только фискальные меры наказания. Это проще всего сделать: поднять штрафы и давить автомобилистов рублем. Но от этого количество парковочных мест не прибавится. У нас пока условий нет никаких, и только такими репрессивными мерами мы пытаемся навести порядок. Это принципиально неправильно», — уверен Лысаков.
Впрочем, есть и иные взгляды на проблему парковки в центре. Партнер компании Strategy partners, лидер практики «Инфраструктура» Александр Ованесов считает, что на самом деле, в центре Москвы находится достаточное количество парковочных мест. «Это звучит очень неожиданно, но это так. У нас много парковочных площадок, которые пустуют. Другое дело, не все знают, где они расположены, нет системы информирования о наличии свободных мест. Да, они дорогие, но в центре города и не должно быть дешево», — объяснил Ованесов BFM.ru.
Лидер практики «Инфраструктура» уверен — «центр города, с точки зрения парковок, не должен быть общедоступным». При этом Ованесов считает, что введение дифференцированных штрафов за неправильную парковку — это разумная мера.
Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский не сомневается, что через год, когда закон вступит в силу, намного больше новых парковочных мест не появится.
«Нельзя штрафовать за неправильную парковку, когда правильно припарковаться вы вообще не можете», — сказал BFM.ru Шумский. Правда, по его мнению, возможен и второй вариант развития событий. «Не исключено, что пойдут какие-то рейды, кого-то оштрафуют, а потом все несколько затихнет. Невозможно же штрафовать каждый день два миллиона человек. Похоже, что у властей есть единственный инструмент, чтобы регулировать дорожное движение — повышать штрафы», — считает эксперт.
http://www.bfm.ru/articles/2011/04/08/n … .html#text