Наталья Бокарева
«Чирикнешь» — и не поймаешь
Американский суд признал поправкой к письменному договору договоренности в электронных сервисах, сообщает издание techdirt.com. Уже вынесено решение о компенсации в 1,2 млн долларов
Американский суд определил, что договоренность, достигнутая в ходе переписки через сервис мгновенных сообщений (вроде ICQ), является поправкой, меняющей условия письменного контракта, сообщает издание techdirt.com.
В результате судебного разбирательства маркетинговая компания CX Digital Media, подавшая иск против своего контрагента Smoking Everywhere, добилась компенсации в размере более 1,2 млн долларов. Иск CX Digital Media, Inc. v. Smoking Everywhere, Inc., 09-62020-CIV-Altonga (S.D. Fl.; Mar. 23, 2011) рассматривался судом южного округа Флориды.
Компания Smoking Everywhere, продающая электронные сигареты через интернет-сайт, заключила контракт с CX Digital, управляющей сетью маркетинговых вэбсайтов и проектов. За привлечение клиентов CX Digital причиталось вознаграждение, часть его CX Digital отчислял в пользу участвующих партнерских проектов. На условиях подписанного Smoking Everywhere и CX Digital контракта, за каждую состоявшуюся «продажу» комплекта «Gold E-Cigarette Kit Free-Trials» CX Digital выплачивается 45 долларов при лимите в 200 «продаж» в день. Факт состоявшейся продажи определяется по моменту заполнения клиентом регистрационной формы и предоставления реквизитов кредитной карты.
Заказ на размещение был подписан в августе 2009 года. За август CX Digital сгенерировала 670 «продаж» и выставила счет Smoking Everywhere на 25 150 долларов, который не был оплачен. В начале сентября стороны обсудили в мессенджере несколько вопросов относительно дальнейшего сотрудничества, в частности, CX Digital предложила снять ограничение по количеству оплачиваемых продаж в день, сообщается в блоге blog.ericgoldman.org.
«Мы можем продавать до 2000 комплектов в день, если вы даете на это свое согласие», — писал менеджер CX Digital. «Никаких ограничений», — ответил директор по маркетингу Smoking Everywhere. «Отлично!» (awesome), — «подписали» соглашение в CX Digital. В сентябре количество клиентов, привлеченных через CX Digital, в среднем составляло 1244 в день.
Между сторонами были также разночтения по поводу того, на какую именно страницу CX Digital следовало отправлять по ссылке потенциальных клиентов. Фактически компания адресовала их на старую версию страницы Smoking Everywhere, которая была прописана в контракте. В итоге Smoking Everywhere не оплатила счета за август и сентябрь, CX Digital подала в суд и выиграла дело, blog.ericgoldman.org.
В ходе разбирательств Smoking Everywhere пыталась утверждать, что многие «продажи» были организованы мошенническим путем, но формулировка в подписанном заказе на размещение трактовалась в пользу CX Digital. С компании Smoking Everywhere было бы снято обязательство о выплате причитающихся сумм за привлеченные заказы, если бы были предоставлены убедительные документальные подтверждения в течение пяти дней с момента совершения соответствующей продажи, и в данном случае срок является существенным условием. Smoking Everywhere не предоставила таких свидетельств, поэтому проиграла спор о махинациях.
Для практиков это судебное решение является очень существенным — как хорошее напоминание о том, что неформальные обсуждения могут вносить изменения в официальные контракты. Контракты, заключенные в письменной форме, составляют основу делового оборота. При этом деловые партнеры все чаще используют неформальные средства обсуждения, но в большинстве случаев оформляют все последующие договоренности в форме письменного приложения к договору. Но в данном случае этого не было сделано.
В контракты стандартно включается положение, исключающее устные поправки, комментирует юрист Эрик Голдман, преподаватель права Santa Clara University School of Law. Но стандартной практикой является также и то, что деловые партнеры часто «ведут переговоры» с помощью электронной почты, сервисов мгновенных сообщений, ответов в Twitter, комментариев в Facebook и так далее. Правило по умолчанию должно сводиться к тому, что все договоренности с помощью электронных средств коммуникации квалифицируются как письменные. Если вы опасаетесь юридических последствий подобных обсуждений, можно прописать ограничение, что изменения в контракт вносятся только в форме печатного бумажного документа с традиционными чернильными подписями обеих сторон. Такие формы коммуникации стали неотъемлемой частью деловых отношений, и юристы мало что могут с этим поделать.
Учитывая прецедентную систему права в США и массовое распространение электронных средств общения в бизнесе, решение суда по делу CX Digital против Smoking Everywhere может иметь далеко идущие последствия.