Дикие дивизии
28.03.2011, 53 (2819)
Оглашенные главным военным прокурором Сергеем Фридинским данные можно назвать серьезной угрозой комплектованию Российской армии новобранцами.
Его доклады о состоянии дисциплины (вернее, ее отсутствии) в Вооруженных силах — весомый аргумент для сторонников перехода к профессиональной армии. Обнародованные Фридинским за неделю до начала призыва данные об участившихся случаях рукоприкладства и столкновений на межэтнической почве в казармах — дополнительный довод для многих родственников потенциальных рекрутов не отпускать своих близких на срочную службу.
Главный военный прокурор сообщил, что в 2010 г. количество насильственных преступлений в Вооруженных силах увеличилось на 16%, число эпизодов вымогательства — наполовину. За два месяца 2011 г. от дедовщины пострадали более 500 человек, из них двое погибли, девять получили серьезные увечья. Одной из причин роста преступности прокуроры считают этнические и территориальные землячества, члены которых пытаются насаждать в казармах собственные порядки.
Что же происходит сейчас в казармах и как избежать роста хулиганства?
Дедовщина с межнациональным компонентом досталась Российской армии в наследство от советской. Скопление в замкнутом коллективе молодых людей разных культур, обычаев и привычек не может не привести к противоречиям и стычкам на бытовой почве. Многие призывники — уроженцы Северного Кавказа и (в советское время) Средней Азии прикрывали (и прикрывают сейчас) нежелание выполнять повседневные обязанности национальными и религиозными обычаями, запрещающими мужчинам выполнять «женскую», по их версии, работу: уборку помещений и приведение одежды в порядок. Странно, что прокуратура обратила на это внимание только сейчас, а не после событий в воинских частях в Калининградской области и Пермском крае, где срочники с Северного Кавказа издевались над русскими сослуживцами, и в Алтайском крае, где были избиты 44 дагестанца.
Разрешить ситуацию будет очень непросто из-за неполноты сведений. Минобороны не опубликовало дисциплинарную статистику и число погибших за 2010 г., что весьма тревожно. Мы имеем лишь отдельные фрагменты информации из разных ведомств. В 2009 г., по данным военно-следственного комитета, от неуставных отношений между сослуживцами пострадали 1920 человек, из них 9 погибли.
По данным ГВП, в 2009 г. от дедовщины пострадали 3000 человек, за пять месяцев 2010 г. от дедовщины пострадали 1167 солдат — в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2009 г., из них четверо погибли.
Рост преступности и межэтнической напряженности в армии вызван многими причинами. Генералы, надеявшиеся на ослабление дедовщины после перехода к годичной срочной службе, ошиблись. Увеличение числа новобранцев почти в 2,5 раза заставило призвать примерно 20 000 судимых молодых людей, у многих из них искажены моральные ориентиры и границы допустимого.
А межнациональные отношения в России далеки от идиллических. По данным «Левада-центра», доля желающих осуществить «в разумных пределах» лозунг «Россия для русских» выросла за последние пять лет с 35 до 43%. Среди юношей 18-24 лет с низким образовательным уровнем враждебное отношение к представителям иных национальностей еще сильнее. Правоохранительные органы, возможно сами того не желая, подливают масла в огонь. Около 200 участников декабрьских беспорядков на Манежной площади вскоре призвали в армию.
Создавать этнически однородные войсковые части и подразделения трудно и даже опасно — они могут стать дополнительными рычагами влияния местных элит на Москву. Данные прокуратуры — дополнительный довод, чтобы сформировать в Российской армии институт профессиональных сержантов, которые будут заниматься подготовкой и воспитанием солдат. Военная полиция, разговоры о которой ведутся уже пять лет, должна перестать быть бумажным тигром. Наконец, несчастные случаи с новобранцами в казармах необходимо считать дополнительным доводом для строгих дисциплинарных санкций к непосредственным командирам драчунов и покрывающим их начальникам. Между тем младшие офицеры пока, увы, часто подают негативный пример подчиненным: 50 ротных командиров в 2010 г. — на треть больше, чем в 2009 г., — осудили за рукоприкладство. Как сделать из них отцов солдатам — трудноразрешимый вопрос.