«Подозрительность – это самая печальная вещь в России»
Инвестор Эстер Дайсон о том, что в Новосибирске все еще есть Советский Союз, Facebook переоценен, а начинающему предпринимателю друг нужнее инвестора
Американский предприниматель и инвестор Эстер Дайсон вчера прочитала в «Российской экономической школе» лекцию под названием User generated lecture – «Лекция, созданная слушателями» (название – по аналогии с концепцией User generated content – «Контентом, созданным пользователями»). Как можно догадаться из названия, большую часть полуторачасовой лекции составляли ответы Эстер Дайсон на вопросы и иногда довольно пространные рассуждения пришедших на лекцию. Slon.ru публикует расшифровку лекции с сокращениями.
Г-жа Дайсон выступала в довольно легкой кофточке, в которой лично мне бы было холодновато, но человеку, который прошел тренировку в Центре подготовки космонавтов и начинает утро с заплыва в бассейне, видимо, холод нипочем. Дайсон кратко пересказала свою биографию, из которой наиболее запомнилось следующее:
– Работа факт-чекером в журнале «Форбс» – это лучшая тренировка, какая может быть. Моей работой была проверка фактов. Проверка фактов, понимание их и встраивание их в историю – это то, что вы делаете в личной жизни, то, что вы делаете в бизнесе.
Евгений Соколов, руководитель московского R&D центра Google:
– У меня есть к вам вопрос и есть предложение. Вопрос следующий. Веб начался с того, что было много веб-каталогов, но потом их всех убил Google...
– Нет, они сами себя убили.
– Хорошо, пусть они сами себя убили. Но сейчас опять появляются каталоги в различном виде, в виде социальных графов, есть «лайки» в Facebook, «чек-ины» в Foursquare... История повторяется?
Это был вопрос, а предложение – я хочу Вас пригласить на TechTalk в Google.
– Я в совете директоров «Яндекса», так что я приду, но мы не сможем говорить о бизнесе, только о политике.
Что изменилось, так это масштаб веба. Билл Гейтс как-то сказал, что будущее поиска – это глаголы. Не существительные, не вещи – глаголы. Это значит, что людям не нужны страницы, объекты, а им нужно совершать какие-то действия. Например, когда вы ищете цены на авиабилеты, то на самом деле вы не ищете цены и сравниваете их, а заказываете билет.
Превосходный пример – это карты Google. Они показывают заведения (кафе, например) около места, адрес которого вы ввели [потому что на самом деле вы искали не сам адрес, а что вы можете сделать по этому адресу]. Поэтому будущее поиска в том, чтобы высвечивать то, что вы действительно хотите найти.
Константин Сонин, профессор РЭШ, во время заминки с вопросами:
– Если бы мы были в Советском Союзе, то у всех были бы заготовленные вопросы и не было бы проблемы провести отличную User generated lecture.
– В прошлом году я была в Новосибирске...
– Там все еще Советский Союз?
– Там за день до встречи с нами студентов проинструктировали, какие вопросы нам задавать. Но мы потом придумали, как узнать реальные вопросы студентов.
Николай, студент, работает в российской компании, занятой разработкой природных ресурсов:
– Если у человека есть идея, то как ему лучше начать собственный бизнес – работать самостоятельно или искать инвестора и нанимать специалистов?
– Как вам лучше приготовить обед – купить продукты и приготовить самому или пойти есть к друзьям? Это зависит от ситуации!
Но в целом компании не инвестируют в идеи. [Если вы впервые начинаете бизнес и у вас мало средств,] то лучший путь для вас это не искать кого-то знаменитого, кто инвестирует в вас, а найти друга, кого-то, кто поверит в вас и вашу идею и вместе с вами сделает веб-сайт или сервис.
– А что если идея слишком сложна, чтобы вы смогли ее воплотить в жизнь самостоятельно или вместе со своим другом?
– Обычно я советую: получите работу в области, которой вы интересуетесь. Так вы узнаете очень много: о проблемах, с которыми компания сталкивается, о ее потребителях. Попытайтесь узнать, что делается плохо в этой компании, что мотивирует людей, как они работают вместе. Самое главное – вы узнаете потребителей, людей, у которых есть проблема, которую ваш продукт мог бы решить. Также вы обзаведетесь связями, познакомитесь с людьми, которые могут одолжить вам немного денег или сдать вам площади. Потому что то, что вам действительно нужно, чтобы начать бизнес, это не идея, а контакты, знание отрасли, люди. Это займет 3–4 года. Это нелегко – начинать бизнес, не имея никаких ресурсов.
Рома, молодой человек:
– Я знаю, вы интересуетесь космическим туризмом. Что, по вашему мнению, в нем наиболее интересно? И какой будет стоимость космических полетов через 20 лет в сегодняшних долларах?
Константин Сонин:
– И добавление к вопросу от меня: зачем проводить полгода в Звездном городке? Вы все повидали на Земле, и вам захотелось посмотреть на Землю из космоса? (Эстер Дайсон была дублером космического туриста Чарльза Симони и прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке в 2008–2009 годах – Slon.ru)
– Хотя я формально закончила университет, я продолжаю учиться. И одна из вещей, о которой я хотела узнать, – космос. Если вы хотите, например, узнать все о Франции, то у вас есть два способа сделать это: купить книгу о Франции или пожить во Франции. Я бы предпочла пожить во Франции. Чтобы больше узнать про космос и про byvshiy Sovetskiy Soyuz (Дайсон говорила по-английски, но слова, транслитерированные латиницей, она произнесла по-русски), я хотела пожить в Звездном городке. Я жила в obschezhitie, ходила в stolovaya. Большинство вещей, которые вы узнаете про Международную космическую станцию, касаются kanalizatsia – различных трубопроводов, систем водо- и воздухоснабжения и тому подобного, и того, как их чинить и как чистить туалет. Очень мало времени остается на научные исследования. На это я потратила 6 месяцев и 3 миллиона долларов, и для меня такое образование стоило потраченных денег.
Итак, космос... В России и США космос – это священная корова (как и интернет когда-то). Идея состоит в том, чтобы привнести туда коммерческий интерес. Когда 1991–1992 люди в Sun Microsystems и Digital Equipment Corporation использовали интернет для отправки электронной почты, их критиковали за такое приземленное использование интернета. Но сейчас интернет дает людям свободу, используется для коммерции и многих других вещей. История интернета всем известна. То же самое происходит и в космосе.
Кто слышал про компанию SpaceX? (В аудитории поднимается три руки – Slon.ru)
Это коммерческая компания, которая запускает ракеты на орбиту. Стоимость космических путешествий падает резко, но не так резко, как стоимость компьютеров, к сожалению, – из-за физики отправки вещей в космос, ведь надо транспортировать на орбиту атомы, а не биты. Я вхожу в консультативный совет NASA (NAC). В общем, если вы хотите полететь в космос или что-то в этом роде, вы можете написать мне после лекции. (Смех в аудитории – Slon.ru)
Девушка в красном:
– Вы наблюдали Россию в течение 20 лет. Что, по Вашем мнению, в России осталось таким же, как в Советском Союзе?
– В 1992 году я беседовала с одним достаточно хорошо образованным русским, который смотрел CNN. Он сказал: «Как хорошо, что наше правительство установило свободные рыночные цены!» (Смех – Slon.ru)
«Как хорошо, что наше правительство УСТАНОВИЛО СВОБОДНЫЕ рыночные цены!» Он слышал о свободных рыночных ценах, но не понимал, что это на самом деле значит, потому что было представление только о том, что правительство может устанавливать цены. Сейчас, я думаю, большинство людей понимает, как устанавливаются свободные рыночные цены. Главная невысказанное убеждение людей состояло в том, что, по существу, создание прибыли – это зло. [Сейчас] мы знаем, что прибыль – это хорошо.
Если я смотрю на хорошо выглядящую женщину, я думаю, что она любовница или жена олигарха – в зависимости от ее возраста. Я не думаю, что она бизнес-вумен, которая заработала деньги сама. Это у меня в голове. Отношение общества меняется с большим трудом.
Я знаю многих предпринимателей в России, которые считают, что глупо менять политическую систему. Наибольшая проблема России – это все еще недостаток доверия к людям, кроме узкого круга тех, кого вы знаете лично. Поэтому очень трудно создавать бизнес. Никто не хочет сотрудничать и общаться. Подозрительность – это самая печальная вещь в России.
– Я думаю, что вы правы. Я думаю, что люди не доверяют друг другу, потому что им не во что верить. Однажды то, во что они верили, просто исчезло, превратилось в руины. Вторая часть моего вопроса: что вам нравится в России?
– То, что сейчас есть право задавать вопросы. Есть у кого-то вопросы? Или мы в Стране Тишины? (Молчание в аудитории – Slon.ru)
Молчание было мне ответом. (Все смеются – Slon.ru)
(Девушка в зале робко просит микрофон – Slon.ru)
Наташа:
– Меня зовут Наташа, я из Сибири...
Константин Сонин:
– Значит, вы не боитесь, что вас отправят в Сибирь?! (Смех в зале – Slon.ru)
Наташа:
– У меня очень практический вопрос. Интернет меняет нашу жизнь. Могли бы вы описать тренды этих изменений?
– Раньше у людей было маленькое окружение. Было три девушки, на которых вы могли жениться, и три работы, которые вы могли получить. У людей было мало выбора и поэтому было мало сожалений. Сейчас есть города, есть университеты, много людей, на которых вы можете жениться, много работ и сотни людей, которых вы можете добавить в друзья на Facebook. Люди подавлены этим множеством выборов. Они должны понять, как управляться с выбором. Это психологическая проблема.
Если вы небогаты, то у вас много ограничений. Если вы богаты, то вам трудно сделать выбор, потому что вы можете выбрать, что угодно.
Деловая девушка в очках с финансовым прошлым, сейчас занимается анализом рынков:
– Я видела вашу страницу и с удивлением обнаружила, что многие ваши прошлые проекты были связаны с социальными сетями, но были проданы, а, если я не ошибаюсь, сейчас ваши интересы сместились в сторону авиации и тому подобного. Почему? И второй мой вопрос состоит в том, что у вас большой опыт работы в интернет-проектах в России и в США. В чем вы видите разницу?
– Я продала проекты, потому что мне нужны были деньги. Что касается второго вопроса, то в России недостаток опытных бизнесменов и хорошо обученных, хорошо организованных менеджеров. Здесь нет недостатка в талантливых программистах.
Честно говоря, мой личный сайт – это не очень хороший сайт. (Все смеются – Slon.ru) Лучше зафолловите меня в «твиттере».
Я член совета директоров «Яндекса», член наблюдательного совета Livejournal и вовлечена во многие другие интернет-проекты, а авиация и космос это просто другая сторона моей жизни.
Я уверена, вы видели на лекциях по математике, как профессор пишет на доске доказательство, а потом произносит: «Последнюю часть доказательства я оставляю вам в качестве упражнения». Если честно, мне в действительности нравится первая часть [доказательства, а не последняя часть] – трудная, новая, тяжелая для понимания и никогда ранее не выполнявшаяся. В интернете «последняя часть доказательства оставлена в качестве упражнения». В космонавтике и в некоторых других областях, например, User Genereated Health, нет. User Genereated Health – это не больницы, а то, как люди меняют свое поведение, чтобы стать более здоровыми. Это изменит рынок. Как в России, так и в США огромное количество заболеваний вызывается не болезнями и бактериями, а плохими привычками человека.
Высокий мужчина:
– Что вы думаете об оценке стоимости Facebook? И что будет следующим [большим хитом] после Facebook?
– Поскольку эти вопросы последние, то отвечу очень кратко. Оценка [Facebook] сумасшедшая. Если [бы я владела акциями и мне пришлось] выбирать между покупкой и продажей [акций Facebook] – я бы продала. Это не значит, что его стоимость не пойдет вверх, но цена сумасшедшая.
Если вам интересно, то откройте yandex.com и наберите «groupon dyson». Вы найдете мою колонку на Project Syndicate. Я там пишу, что Groupon очень неустойчив.
Что следующее? Я думаю, что-то связанное с обработкой большого количество данных и структурирования данных, как Google Questions. Второе – это то, что связано со здоровьем и мотивированием людей. И третье – идентификация. Каждый предмет, например, этот стул или автобус будет иметь свой особый номер. Благодаря этому мир станет невообразимо эффективен. Большое всем спасибо! Мой адрес – edyson@edventure.com
Николай Дзись-Войнаровский