«Яндекс» не дотянул до PayPal
«Яндекс.Деньги» привяжут банковские карты к электронным кошелькам. Но надо менять саму модель системы
Михаил Забельский
28.02.11 | 18:41
Система электронных платежей «Яндекс.Деньги» запустила сервис, позволяющий привязать банковскую карту международных платежных систем Visa и MasterCard, выпущенную любым работающим на территории России банком, к электронному кошельку и платить в интернете напрямую с банковского счета.
Теперь «Яндекс.Деньги» может полноправно называть себя универсальной электронной платежной системой: она больше не замкнута на собственные каналы пополнения счета (будь-то карты предоплаты, банкоматы и терминалы самообслуживания), а напрямую «привязана» к основному носителю безналичных средств – банковским картам. Шаг этот давно назрел. Покупатель потенциально готов использовать банковскую карту как инструмент электронных платежей. Не было удобного массового шлюза для проведения таких операций в Рунете. А главное – не было игрока, который бы взял на себя не только техническую организацию проекта, но и поддержал бы его внятным маркетингом. Этот рынок нуждается не в технологическом, а в информационном переломе. И у «народного» «Яндекса» есть все возможности для того, чтобы превратить карточные платежи в потребительский мейнстрим.
Но одним маркетингом тут, к сожалению, не отделаться. Я не беру в расчет объективные факторы и те, что точно от «Яндекса» не зависят: например, отсутствие адекватной законодательной регуляции электронных платежей. Для создания рынка массовых карточных платежей в Рунете не хватает более либеральной модели присоединения участников к платежной системе.
Многие сравнили карточный проект «Яндекс.Деньги» с PayPal – и у этих систем теперь действительно много общего. Но есть одна большая разница: сегодня PayPal – это платежная система, одинаково открытая и для покупателей, и для продавцов: это универсальные тарифы для всех «мерчантов» (поставщиков товаров и услуг, использующих систему для приема платежей) и свободная регистрация для них.
У «Яндекс.Денег» закрытая модель тарификации (комиссия устанавливается отдельно для каждого «мерчанта»), а подключение партнеров происходит только после рассмотрения заявки администрацией системы. Модель PayPal – это модель, стимулирующая рынок с двух сторон: проще подключения – больше «мерчантов» – больше шума, больше маркетинговой активности продавцов – больше платежей. Именно эту модель рано или поздно придется взять на вооружение и «Яндексу»: на одних покупателях рынок платежей не сделаешь.