Хурма
Убраны поздние сорта яблок и груш, в опустевшем саду грустно облетает листва. Однако не все так печально. Стройные деревья с темно-зелеными кожистыми листьями еще долго будут освещать осенние дни оранжевыми солнышками плодов. Это субтропический плод - хурма.
Как ни удивительно, расположен сад не на Южном берегу Крыма и даже не в Феодосии – на Тарханкуте, Полынном углу. За двадцать лет хозяин сада получил двадцать полноценных урожаев золотых плодов. Для Б.Т. Матюшенко хурма – воистину хлебное дерево, ибо сотня плодоносящих деревьев, занимающая примерно четверть гектара каменистой подсоленной земли у самого берега моря, обладает достаточной продуктивностью, чтобы, решив все финансовые проблемы, позволить семье жить в достатке, не прилагая к тому чрезмерных усилий
Предыстория такова. В середине семидесятых годов Борис Тимофеевич получил в наследство домик с участком земли. Преподаватель кафедры растениеводства, многие годы учивший студентов выращивать в Крыму высокие урожаи зерновых, ни на секунду не усомнился в том, чем занять землю. Только сад! Много ли прибыли получишь с 25 соток пшеницы? И посадил сотню грушовых деревьев.
Однако груша требовала более внимательного ухода, чем мог ей обеспечить хозяин, живший и работавший в Симферополе. Да и климат Черноморского района не позволяет выращивать плоды такого качества как, скажем, в Алуште или Бахчисарае, уж больно суров и засушлив.
Ищите да обрящете! Судьба любит пытливых и неугомонных. Соседом Б.Т. Матюшенко в вузгородке Крымского СХИ оказался В.П. Черняев, преподаватель кафедры физиологии, страстный любитель и пропагандист хурмы. Он-то и предложил садоводу несколько саженцев Россиянки – испытать, что получится.
Получилось! Те, первые деревья, в свои 25 лет дают по сотне килограммов плодов. Вокруг них весело шелестит листвой «молодежь» разного возраста. А груши? Груши тоже есть. Пяток деревьев, так же, как яблони, сливы, черешни… Для себя, чтобы не покупать на рынке.
Многие спросят меня – какое отношение ты, фанат аборигенных пород и сортов, имеешь к хурме? Отвечаю. Я – фанат, но не фанатик. Моя цель, прежде всего, - беспроблемное садоводство. Никто не может отрицать роль интродукции в развитии человеческой цивилизации. Когда-то привезли чудаки под насмешки соседей и помидор, и персик, и виноград. Они стали нашими. А сколько таких, привезенных из-за моря диковинок, не выжили, не прижились, не устояли в наших условиях!
Я – практик. Я не занимаюсь селекцией и интродукцией, не произвожу научных изысканий, следую принципу – иди и смотри. Много лет знаком с В.П. Черняевым, который полвека распространяет хурму по Крыму и северному Причерноморью, восхищаюсь А.Н. Казасом, автором множества сортов хурмы, отдаю должное титаническому труду Ю.Е. Богдановского, превратившего скалистый обрыв в цветущий сад. Таких людей немного, и возможность общения с ними – подарок судьбы.
Конечно, как всякий любознательный человек, привожу в свой сад всяческие диковинки – то киви, то гуми, то лимонник. Однако саженцы выращиваю преимущественно тех культур, пород и сортов, которые в наших условиях дают урожай. И хурма – одна из этих пород.
До сих пор бытует мнение, что хурма исключительно субтропическая культура. Меж тем еще древние китайцы знали: там, где растут виноград и персик, растет и хурма. За примерами ходить недалеко. Я не говорю о Ю.Е. Богдановском – Феодосия, конечно, уже не Южный берег, но далеко не степь. Под Симферополем, в вузгородке КГАТУ, в предгорье, с двух десятков деревьев В.П. Черняев регулярно собирает урожай более тридцати лет; как сказано выше, на Тарханкуте Б.Т. Матюшенко выращивает промышленные урожаи хурмы примерно с восьмидесятого года. Какие еще нужны аргументы?
Возникает вопрос: почему же хурма до сих пор не заняла подобающего места в ряду наших плодовых культур? Тому есть несколько причин, причем скорее организационного порядка. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на рассказ Б.Т. Матюшенко.
Загоревшись хурмой, Борис Тимофеевич добывал саженцы где только можно - от Никитского сада до старушек на рынках. Зная о его интересе, знакомые несли, везли и передавали ему эти прутики с корешками, сортовые и безымянные. Много их посажено, немало и погибло. Человек наблюдательный, с аналитическим умом, он в конце концов определил причину выживания и гибели саженцев в своем саду.
Дело оказалось в подвое. Деревца, привитые на хурме виргинской, прекрасно себя чувствуют и обильно плодоносят, на хурме кавказской в конце концов погибают. Вот пример. В начале девяностых вернулся из Абхазии сосед, генерал, привез с собой несколько саженцев хурмы. Часть посадил себе, часть отдал Матюшенко, пару еще соседке. Все погибли. «Я знал, что так будет, но неудобно было отказаться», - говорит садовод. Чтоб не остаться в долгу, отдал отставнику пару своих саженцев, которые щедро плодоносят теперь на соседнем участке.
Не считая посадок хурмы в Никитском ботаническом саду, которые все же скорее опытные, чем промышленные, сад Б.Т. Матюшенко, пожалуй, самый крупный не только в Крыму, но и на Украине. Воспользуемся его опытом, чтобы не повторять тех же ошибок.
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что данные рекомендации не относятся к Южному берегу и некоторым районам Севастопольской и Феодосийской почвенно-климатических зон. Речь идет о предгорье и степном побережье Крыма, а также о северном Причерноморье.
В качестве подвоя у нас используются два вида хурмы – кавказская и виргинская, имеющие мелкие малосъедобные или несъедобные (очень терпкие) плоды. Стремясь привлечь покупателя и уменьшить трудоемкость выращивания, большинство питомниководов прививают саженцы на хурму кавказскую.. Они получают высокую приживаемость привоя, красивую мочковатую корневую систему, которая, будучи родом из влажных субтропиков, располагается поверхностно и безо всяких проблем выкапывается обыкновенной лопатой. В то же время хурма виргинская дает меньший процент приживаемости прививок, выкопать ее можно только механизированным способом, да и корень, вместо нежной и привлекательной «бороды», являет собой длинную «морковку» почти без разветвлений и мелких корешков.
Такое строение корневой системы обусловлено повышенной засухо- и зимостойкостью растения. Хурма кавказская выдерживает морозы до 15-170С и совершенно не выносит высокой карбонатности наших почв – кавказские красноземы имеют кислую реакцию, тогда как виргинская выдерживает до –300С - –350С, не смущаясь наличием извести в почве.
Вторая ошибка тех, кто хочет получить прибыль от выращивания хурмы – реализация урожая. Как гласит украинская пословица: «Вмiла готувати, та не вмiла подавати». Мало вырастить – надо продать. Обратите внимание на лотки продавцов – выбрать съедобные плоды не так-то просто, и тот, кто пробует ее впервые, часто разочаровывается и не рискует повторить попытку.
Существует три вида зрелости плодов: биологическая, когда созревают семена, техническая, когда плоды уже пригодны к хранению или переработке, и потребительская, когда их можно есть в свежем виде. Далеко не всегда эти виды совпадают. Мы едим зеленый огурец, в котором семена еще не сформировались, собираем «дубовые» зимние груши с созревшими семенами, надеясь хранить их полгода, или лакомимся спелой вишней прямо с дерева.
Хурму, как и кизил, с дерева есть нельзя. Съдобной она становится, когда приобретает консистенцию мармелада. Поэтому наш знакомый выборочно собирает плоды, достигшие нормального размера и набравшие соответствующую окраску. Укладывает в ящики в два слоя – нижний плодоножками вниз, верхний плодоножками вверх, чтобы не ранили друг друга, выдерживает несколько дней, дожидаясь созревания, и с сентября по февраль дважды в неделю, по средам и субботам, везет в Евпаторию на рынок, являясь там абсолютным монополистом.
Я не хочу сказать, что у него хурма висит на дереве до февраля. Перед устойчивыми морозами он снимает все плоды и хранит их в прохладном месте, перенося в тепло те партии, что готовит к продаже. Несмотря на отсутствие конкуренции, цену не поднимает до заоблачных высот – продает по цене апельсинов, чтобы люди могли купить.
С декабря на рынках появляется узбекская хурма огромных размеров, однако она не соперница некрупной крымской - в подметки не годится ей по вкусу. Будьте уверены – еще ни одного плода Матюшенко обратно не привез. Покупатели ждут его приезда и разметают товар в мгновение ока: кто не успел – тот опоздал.
Иногда мне задают вопрос – из-за чего, собственно, сыр-бор? Сто лет мак не родил, и голода не было. Что такое хурма? Кто ее знает? Не хлеб, не мясо, не картошка. Нам бы яблок вырастить в достатке. Отвечаю. Большинство из нас – толстые. Избыток веса становится национальной катастрофой. К несчастью, мы едим много. Несбалансированная, однообразная пища заставляет организм требовать ее больших объемов, восполняя недостаток элементов, которыми бедны наши продукты. Заодно мы получаем гораздо больше калорий, чем необходимо. Чем разнообразнее пища, тем меньше ее требуется. Хурма – экологически чистый оранжевый плод, источник каротинов, витаминов С и группы В, очищает организм от радионуклидов и техногенных загрязнений, выводит шлаки, повышает иммунитет, укрепляет здоровье.
Хочу вернуться к своему кредо – садоводство без проблем. В данном конкретном саду хурма заменила грушу постепенно, без плантажной вспашки, внесения больших доз удобрений. Когда посаженное рядом с грушей деревце вступало в плодоношение, грушу убирали. Так они и сейчас стоят рядом – пенек от груши и молодая хурма. Возле взрослых деревьев пни уже исчезли.
Уход – минимальный. Основная работа – уборка и реализация. Цветение в конце мая избавляет от угрозы весенних заморозков. Хурма в наших условиях практически не имеет вредителей и болезней. Хозяин свой сад не опрыскивает, не обрезает, не пашет междурядий, содержит их под естественным задернением. Поливает примерно раз в месяц, а если, как в июле, пройдут хоть какие-то дожди, не поливает – виргинский подвой засухоустойчив и прекрасно себя чувствует на Тарханкуте. В текущем году провел четыре полива. И урожай получает обильный и ежегодный. Весомая добавка к пенсии. Вернее, пенсия стала небольшой добавкой к хурме. Бывают неприятности – маленько недосмотрел, и в сентябре ветер сломал шестилетнее деревце, перегруженное плодами. Но не расстроился. Обрежу, говорит, сформирую и через пару лет получу нормальный урожай.
Сегодня многие сельские жители озадачены серьезной проблемой – чем с пользой занять полученную землю? Есть много вариантов. В нашем случае один из самых продвинутых полеводов успешно разрешил ее с помощью не совсем обычного сада. Мы получаем много писем и звонков с вопросами на эту тему. То посадят плантацию черной смородины, которая сгорит к концу июля, то спрашивают, как вырастить бруснику - «в Финляндии получают такой урожай!», долину Бештерека, где веками росли сады, засевают бессменной пшеницей…
Люди, опомнитесь! Ведь можно все делать с пользой и удовольствием. Мы готовы помочь всем желающим разумно использовать землю, подобрать самую выгодную культуру для конкретной почвенно-климатической зоны.
Многие годы хурма в Крыму не занимала должного места только по причине неправильного подбора сортов и подвоев. В Сакском, Симферопольском, Раздольненском, Ленинском, Черноморском и других приморских районах ее можно и нужно сажать десятками гектаров, долгие годы получая стабильный доход. Мы готовы дать консультации, обеспечить саженцами хурмы закладку таких садов. Потребность в плодах, выращенных в Крыму, огромна. Я надеюсь, что недалек тот день, когда сады хурмы будут шуметь на степных побережьях, где ныне растут солянки да ветер гоняет колючие шары перекати-поля.
http://pitomnik.crimea.ua/content/view/34/2/