Тирания азбуки
Как первая буква фамилии губит карьеру и склоняет к импульсивным покупкам
Николай Дзись-Войнаровский
24.01.11 | 15:41
«Дети, сегодня наш класс идет кататься на лыжах! Заходим в подсобку по пять человек и выбираем себе лыжи. Первыми заходят Абрамович, Авен, Батурина, Варданян и Гусинский», – говорит учительница первоклашкам. Первая пятерка довольно долго роется в лыжах, расставленных вдоль стен на специальных держателях, и выбирает лучшие. Учительница поторапливает их и запускает вторую пятерку – по алфавиту.
Когда, наконец, доходит очередь до Фридмана, Чичваркина, Ходорковского, Хана и Чигиринского, они, не раздумывая, хватают первые попавшиеся приличные лыжи из оставшихся десяти комплектов: каждая лишняя секунда размышления позволяет конкурентам увести спортивный снаряд из-под носа, да и учительница торопит.
Потом это повторяется при раздаче учебников в библиотеке, выборе билета на экзамене, распределении партнеров в студии бальных танцев... В общем, человек с фамилией из конца алфавита приучается действовать быстро. По крайней мере, в США люди, чья фамилия начинается с букв от R до Z, покупают товары на распродажах значительно быстрее, чем те, у кого она начинается с A–I. Авторы исследования, экономисты Курт Карлсон и Жаклин Конард говорят, что, например, в эксперименте с распродажей баскетбольных билетов люди из конца алфавита отвечали на 23% быстрее. Привычка укореняется так глубоко, что женщины, которые вышли замуж и взяли фамилию из начала алфавитного списка, по-прежнему стремительны на распродажах (в сравнении с другими женщинами, конечно).
Первая буква фамилии вполне может сломать вам карьеру. Согласно другому исследованию, у среднего американского экономиста с фамилией на одну букву ближе к началу алфавита вероятность получить постоянную должность в университете на 1% больше (в отличие от России в Штатах преподаватели в основном работают по временным контрактам: постоянная должность – это очень редко и престижно). Чем ближе фамилия к букве A, тем больше вероятность стать членом Эконометрического общества, получить медаль Кларка или Нобелевскую премию по экономике.
Объяснение простое: в научном сообществе принято располагать авторов работы по алфавиту, а поскольку авторов обычно несколько, то в каталогах и списках литературы обычно пишут что-то вроде «Теория процента. Апельсинов и др.», в то время как о его соавторе Яблокове никто и не догадывается, что снижает известность и репутацию экономиста.