Бедная Россия
Кто получает как профессор, а тратит как банкир?
Денис Соколов
16.02.11 | 10:58
Каждый, кто задумывается о российской экономике, сталкивается с множеством парадоксов в родной стране. Например, городской отдел Росстата хмуро сообщает о том, что средняя зарплата в городе составляет 7980 рублей в месяц, а в витрине каждого магазина висит объявление о срочном найме грузчиков на зарплату 16 000 рублей. Или сайт администрации рассказывает о высочайшей квалификации трудовых ресурсов благодаря развитой системе высшего и специального образования, а компании стонут от дефицита кадров и завозят менеджеров из Москвы.
Одним из таких парадоксов является противоречие между представлением о России, как о бедной стране, и реалиями потребительского рынка. Любой, кто попадает в выходной день в популярный московский торговый центр, поражается количеству покупателей. В некоторые торговые центры ежедневно приходит по 40 000 – 50 000 человек. Тем не менее мы по привычке считаем себя бедными по сравнению с европейцами. В одной из колонок я писал о том, что в абсолютных значениях покупательская способность москвича на 40% выше, чем жителя Британии или Германии. Конечно, в том случае сравнение было не слишком корректное, так как мы брали с одной стороны жителя столицы, а с другой – среднего гражданина. Но последний отчет CEEMEA Business Group «Income distribution and the emerging middle class in CEE» («Распределение доходов и развивающийся средний класс в Центральной и Восточной Европе») показывает, что Россия смотрится неплохо и в сравнении со своими ближайшими западными соседями.
Среднегодовой доход домохозяйства
ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ CEEMEA BUSINESS GROUP ЗА 2010 Г.
К среднему классу в компании относят домохозяйства, чей доход превышает $15 000 в год. Доля таких домохозяйств в России также высока (69%) и уступает лишь Чехии и Словакии.
Доля «Среднего класса»
ИСТОЧНИК: ДАННЫЕ CEEMEA BUSINESS GROUP ЗА 2010 Г.
Ну и самое занятное в том, что доля «богатых» домохозяйств в России также самая высокая – 13%, у ближайшего соперника – Турции – лишь 5%, а в Польше – 4%. В остальных странах 0,5–3%. Так что социальное расслоение тоже не стоит на месте.
Приведенные графики могут вызвать ярость. Я уже представляю комментарии, типа: «аффтар, отъедь на 200 километров от МКАД и поговори с сельской учительницей…». Но давайте оставим в стороне гипотетическую учительницу и попробуем взглянуть на проблему беспристрастно: ведь когда что-то противоречит личному опыту всегда стоит задуматься о том, насколько твои представления о мире верны.
Во-первых, сразу бросается в глаза то, что коллеги из CEEMEA Business Group считают средним классом те домохозяйства, доход которых составляет более $15 000 в год. Для многих наших соотечественников – это нонсенс. Для российских горожан это чуть ли не черта бедности. А ведь средний класс – это как в американских сериалах: белые зубы, новый дом, газон и породистая собака.
Первый раз мы услышали о среднем классе в «лихие» 90-е. И тогда казалось, что это что-то заоблачное. Представители среднего класса ездят на машинах, отдыхают за границей, а мы еле сводили концы с концами. Сегодня эти радости доступны большинству, и мы не осознали, как по уровню жизни догнали тот самый Запад. Но мы по-прежнему не удовлетворены, нам кажется, что средний класс – это что-то больше. И это очень интересный парадокс, мы объективно живем лучше, но до сих пор считаем себя бедными.
Почему так происходит? Почему многие, даже имея возможность путешествовать и видеть мир, считают европейцев «зажравшимися», а Россию – нищей.
С моей точки зрения, тут две причины. Во-первых, это наши амбиции. Рост доходов и усугубившееся социальное расслоение породили опережающий рост ожиданий. Сегодня человеку не просто нужно иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности, хочется роскоши и излишеств. В конце концов, в стране где приемлем рекламный слоган «Кто не в Prada – тот лох!», средний класс никогда не сможет себя ощущать средним классом.
Вторая причина несколько глубже. Качество жизни – штука часто нематериальная. Иногда высокое качество жизни достается дешево, а иногда за него приходится платить непомерную цену. К примеру, западный профессор в университетском городке зарабатывает немного даже по российским меркам, однако ему доступно высокое качество жизни (красивое место, интересные люди, относительно низкие цены, хорошие школы). Для сравнения, чтобы «воротила с Уолл-стрит» мог себе такое позволить, его доход должен быть больше в разы.
В России качество жизни обеспечивает либо госдолжность, либо деньги. Причем деньги – только большие. Если ты хочешь обеспечить нормальное образование детям – добро пожаловать в частную школу, нужна приемлемая медицина – только на коммерческой основе. Ехать с комфортом – только на собственном автомобиле и забудьте об общественном транспорте. Так что зарабатываем мы, как профессора, но тратить вынуждены, как банкиры. Вот и получается, что средний класс в России хоть и растет, но столь же далек от счастья, как и 10 лет назад. Ну а агрессивное потребление и турпоездки по нескольку раз в год – как сублимация мечты о высоком качестве жизни.