Наталья Ищенко

Инфляция в России может составить 13-15%

Инфляция снижает привлекательность России для инвесторов. Даже ралли цен на нефть не добавляет оптимизма в ожидания экспертов: согласно последнему обзору Высшей школы экономики, рост консенсус-прогноза цен на Urals не повышает прогноз по росту ВВП

Рост цен в России идет с докризисными темпами, его текущая динамика сопоставима с 2006-2008 гг., заявил экономист банка ING Дмитрий Полевой. «Динамика цен на внутреннем [рынке России и СНГ] и на глобальном рынках схожа, если основываться на лаге, который мы видели до кризиса. Не исключено, что внутренние цены на продовольствие могут вырасти еще процентов на 10-20 в течение ближайших шести – двенадцати месяцев. Тот шок, который мы видели от засухи, уже отыгран на внутреннем рынке и может быть усилен шоком от цен на глобальном рынке. Существенного замедления динамики продовольственных цен мы можем не увидеть», — заявил экономист, презентуя обзор ING CIS Quarterly.

Как считают в ING, основания для продолжения роста сырьевых цен сохраняются, благодаря политике ФРС, росту китайской экономики, контролируемой ситуации с долгами стран еврозоны и ожиданий, что Европейский ЦБ повысит ставки раньше, чем США.

Интересно, что при этом ралли цен на нефть может и не принести российской экономике ожидаемых дивидендов. Как следует из очередного квартального обзора Центра развития ВШЭ, с последнего опроса рост мировых цен на нефть повысил консенсус-прогноз цен на Urals на 6–7 долларов за баррель, однако не повысил прогнозов по основным макроэкономическим показателям. Так, консенсус-прогноз роста ВВП на 2011 год составил 4,1%, почти не изменившись за последние три месяца. Предыдущий прогноз составлял 4%. Более заметно вырос лишь прогноз по инфляции — на 0,6 процентных пункта.

На конец 2010 года экономисты зафиксировали рекордно высокие планы российских компаний по изменению цен, напомнил Дмитрий Полевой. «Всплеск со стороны инфляции в промышленности может быть весьма значительным в ближайшие несколько месяцев или даже кварталы», — опасается эксперт ING.

По статистике за последние несколько лет временной лаг между повышением цен производителей и ростом потребительских цен составляет от квартала до года, говорит BFM.ru старший аналитик банка «Глобэкс» Денис Мухин. «Сейчас, на протяжении уже нескольких месяцев, оба этих показателя растут в годовом исчислении, и оценить, в какой степени первый фактор уже повлиял на второй, на данный момент сложно, — отмечает аналитик. — Пик роста инфляции месяц к месяцу в январе уже пройден, однако по итогам года динамика индекса цен потребителей вряд ли уложится в официальный прогноз, который составляет 7%. По самым пессимистичным прогнозам, инфляция может составить до 13-15%».

После того, как центробанки Китая, Бразилии и Индии повысили ключевые процентные ставки в рамках борьбы с инфляцией, индекс развивающихся рынков MSCI потерял 4%. При этом индекс MSCI World прибавил с начала этого года 5,3%, так как ФРС США и ЕЦБ продолжают удерживать стоимость заимствования на рекордно низких уровнях.

«Развитые рынки становятся более привлекательными из-за опасений по поводу роста инфляции и того, что повышение процентных ставок в развивающихся странах может повредить экономическому росту, — заявил Bloomberg Джонатан Равелас, стратег Banco de Oro Unibank. — Портфели [инвесторов] подвергаются ребалансировке в пользу развитых рынков».

Пока в действиях российского Центробанка, несущественно повысившего ставки резервирования, видно намерение удержать инфляцию на плановых уровнях, отмечает Павел Тихонов, начальник казначейства банка «Интеркоммерц». «Так что потенциальные возможности для ограничения кредитной нагрузки и, соответственно, сдерживания роста цен у регулятора имеются в достаточном объеме», — говорит BFM.ru финансист.

Очевидно, что мы будем в ближайшие месяцы наблюдать ужесточение денежно-кредитной политики: повышения кредитных ставок, ставки рефинансирования ЦБ, считает эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. «Это негативно скажется на динамике показателей реального сектора кредитования. Эта мера отчасти сбавит инфляционные ожидания, но не изменит динамики продовольственной составляющей», — говорит эксперт BFM.ru.

У нас есть проблема, с которой мы не боремся, и которая определяет инфляцию в среднесрочном и долгосрочном плане, говорит Мария Катаранова. «Это, если говорить глобально, низкий уровень конкуренции, низкая эффективность производства, низкая производительность труда, ускоренная динамика тарифов естественных монополий и высокие инфляционные ожидания, — перечисляет эксперт. — Это то, что мы имеем сейчас, с чем мы не боремся. У нас не проводится четкой, последовательной политики по повышению уровня конкуренции, эффективности производства. Эти вопросы на повестку дня никогда не выносятся. При этом, когда мы сталкиваемся с высокой инфляцией, мы пытаемся найти срочные оперативные меры, не понимая, что не бывает простых ответов. Если бы они были, то мы бы уже давно не знали такой проблемы, как высокая инфляция».

http://www.bfm.ru/articles/2011/02/16/i … .html#text