Пять правил выздоровления

Маша Петрова

От зимне-весенних детских болезней застраховаться нельзя, что бы ни твердили с экранов производители модных лекарственных препаратов. Но, следуя советам педиатров и психологов, можно сделать неприятный период болезни несколько легче, как для детишек, так и для родителей.

http://pics.tata.ru/tata_pics/uniora/15/1297340978_0215.300x250.jpeg

Гулять нельзя, друзей не позовешь - вкупе с сопливым носиком, красным горлом и постоянными капризами все это становится настоящим испытанием. А испытания для того и нужны, чтобы их преодолевать (тем более, что других вариантов все равно нет).

Правило первое: не жалеем и не балуем

Звучит жестоко и бесчеловечно - как же его, маленького-несчастного не пожалеть, такого бледного и грустного? И вот уже мама бросает все дела, чтобы побыть с "бедненьким", папа бежит в магазин за новыми игрушками, а бабушка на кухне печет пирожки и взбивает шоколадный мусс. Обо всех педагогических принципах на время забывается, а лозунг "Все лучшее - детям" становится гордым девизом семьи. Да, а ухитрившиеся не заразиться сестренки-братишки отныне должны стоически переносить дразнилки "бедненького" и выполнять домашние обязанности за двоих.
Внимание, а теперь вопрос: есть ли у чихающего-кашляющего ребенка хоть один мотив для выздоровления? Особо сообразительные дети скоро догадаются, что плохое самочувствие - путь к всеобщей любви. (Не из них ли потом вырастают взрослые дяденьки и тетеньки-манипуляторы, хватающиеся за голову и сердце, если что происходит не так, как хочется?)
А, кроме того, никто не отменял психосоматику, когда самая настоящая болезнь провоцируется психологическими причинами, например, желанием привлечь к себе внимание.
Нет, конечно, ставить чадо на горох в углу никто не советует, но к больному ребенку стоит относиться так же, как и к здоровому. А если совсем точно - и здорового ребенка надо любить, обнимать, целовать и иногда в меру баловать.

Правило втрое: не ругаем и не пугаем

"Плохо себя вел, бегал без шапки - вот и заболел, уколы будем колоть", "маму не слушался, в лужу влез - простыл, в больницу положим" (Да, и навещать тебя будет там только злой бабайка!)
Ругая и запугивая ребенка, мы никоим образом не достигнем желаемого воспитательного эффекта, а добьемся лишь страха перед людьми в белых халатах, ненависти к лекарствам (горькое, противное, так тебе и надо), а в более взрослом возрасте - недоверия к родителям (если ни бабайки, ни уколов не последует).
Болезнь не вина, а общесемейная неприятность, с которой нужно дружно бороться, заручившись опытом врачей и подкрепившись маминым морсом из клюквы.

Правило третье: не переутомляем

Планировать режим дня и характер развлечений необходимо строго в зависимости от состояния здоровья. И даже когда ребенок с температурой под 39 бодр, активен и желает играть в индейцев и скакать до заставы, поощрять эту идею не стоит.
Если у ребенка ангина, высокая температура или другая болезнь, при которой врач прописал постельный режим, выбирайте занятия с низкой физической, и, что не менее важно, эмоциональной активностью. То есть, хохотать до упаду над "Денискиными рассказами" или прятаться под одеяло от страшного Волан-де-Морта - плохой вариант, лучше выбрать что-то поспокойней - лепку, пазлы, книжку с неторопливым повествованием. Первые два пункта, как и прочие занятия, развивающие мелкую моторику, особенно хороши при заболеваниях вроде ветрянки, когда нельзя чесать и теребить больные места, и нужно чем-то занять руки.
При температуре выше 38 противопоказан телевизор и самостоятельное чтение - от этого может разболеться голова.

Правило четвертое: адаптируем

Переключение с режима "болезнь" на режим "здоровье" должно быть плавным и мягким для организма, не стоит сидеть взаперти 2 недели, а потом отправлять играть в футбол или кататься с горки на весь день, стремясь компенсировать пробелы.
Малышам в первую неделю болезни (обычный насморк - не в счет), особенно при плохой погоде, на улицу лучше не выходить (не забывайте регулярно проветривать квартиру). После периода затворничества можно выходить на улицу, начиная с 20-30 минут, постепенно увеличивая время. Лучше делать это не во дворе, где велик соблазн присоединиться к строительству снежной бабы или пусканию корабликов в луже, а отправится на неторопливую пешую прогулку.
Домашние игры также выбирайте размеренные - настольные, кубики, рисование, домашний театр. Активно "подтягивать математику" или "убирать, наконец, свалку в комнате" не стоит - дождитесь, когда ребенок выздоровеет окончательно.

Правило пятое: фантазируем

Занять чадо в домашних условиях и без гостей на протяжении одной-двух недель родителям не всегда под силу. Поэтому лучше всего придумать несколько длинных интересных игр, каждую - на несколько дней минимум.
Малышам дошкольного возраста можно предложить игру "в школу" - с настоящими тетрадками, дневником (сделать самим) оценками, и уроками. Кстати, школьники тоже могут попробовать свои силы - только в роли "педагога" с учениками папой и мамой.
Можно устроить домашний театр, подготовив настоящий спектакль к выздоровлению ( в ролях - любимые куклы, солдатики или члены семьи), поиграть в опыты или научиться фокусам (в магазинах достаточно книг на эту тему), выучиться кулинарии (непременно пригодится в будущем) или вместе с мамой начать вести летопись семьи с фотографиями и рисунками.

Главное, чтобы нравилось вам и ребенку и вызывало положительные эмоции - они, как известно, лучший спутник выздоровления!

http://www.tata.ru/children/childhealth/146007