Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О финансовом кризисе: мнение экспертов и специалистов

Сообщений 61 страница 72 из 72

61

Кудрин: «Нас ждет потерянное десятилетие»

Елена Тофанюк

http://slon.ru/images3/6/600000/232/681388.jpg
Фото: REUTERS/Denis Sinyakov

Глобальную экономику ждет десятилетие слабого роста, а значит странам будет сложно обслуживать свои долги, сказал министр финансов Алексей Кудрин журналистам в кулуарах саммита министров финансов G20. По его мнению, предстоят годы борьбы с затуханием роста, которое будет продолжаться от 3 до 10 лет:

«В свое время, еще в тот прошлый пик кризиса, два года назад, [глава ЕЦБ Жан-Клод] Трише сказал, что нас ждет трезвое десятилетие. Сегодня можно добавить: нас, наверное, ждет потерянное десятилетие. Уже более очевидно стало, что темпы роста будут низкие».

В последнее время российский министр финансов испытывает пессимизм не только относительно перспектив глобальной экономики, но и устойчивости российской. О своей озабоченности бюджетными проблемами России он говорил накануне. Например, о предвыборных подарках, разбалансировавших бюджет:

«Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал. Притом, что они иногда идут вразрез со среднесрочной и долгосрочной устойчивостью как макроэкономики, так и бюджета».

Слова Кудрина, предупреждающего, что в будущем придется либо повышать налоги, либо сокращать расходы, не расходятся с делом. Буквально через несколько дней после этого заявления стало известно, что Минфин отказал в финансировании на 2012 год нескольким проектам «Единой России», которые были задуманы еще в бытность президентом Владимира Путина. Под секвестр попали «Урал промышленный – Урал полярный» как слишком затратный, а также проект «Новые дороги «Единой России».

Очевидно, что для борьбы с низкими темпами экономического роста повышение налогов не подходит – напротив, правительству,  вероятно, придется стимулировать бизнес налогами. А значит, ждем сокращения расходов. И, вероятно, как предупреждал все тот же Кудрин, повышения пенсионного возраста.

http://slon.ru/economics/kudrin_nas_zhd … 1388.xhtml

0

62

Кудрин: Последствия кризиса будут ощущаться еще 10 лет

Георгий Неяскин

http://slon.ru/images3/6/600000/232/687696.jpg
Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев

Алексей Кудрин – «лучший министр финансов» 2010 года, отправленный в отставку из-за разногласий с президентом Дмитрием Медведевым, – выступил на форуме «Цели развития тысячелетия в Восточной Европе и Центральной Азии». В числе долгосрочных ориентиров одноименной программы ООН: борьба с голодом, эпидемиями, бедностью и безграмотностью. Тем не менее глобальная тематика мероприятия не помешала Кудрину заочно скрестить шпаги с главой государства.

    «Несмотря на то, что мы [регион Восточной Европы и Центральной Азии] вышли на уровень ВВП докризисный, тем не менее, в условиях, когда существует угроза второй волны кризиса, темпы роста будут ниже, чем в других регионах».

    «Понятно, что потрясения на финансовых рынках приводят к замедлению экономического роста, и они уже ухудшили возможности развития беднейших стран, при этом в большей степени сокращается финансирование расходов на здравоохранение, образование и сельское хозяйство. По мнению ряда международных экспертов, негативные последствия кризиса будут осуществляться в части достижения «Целей развития тысячелетия» в течение десяти лет».

    «Я бы меньше давал сейчас увеличение денег на военные нужды, чем на здравоохранение. Я уже высказал свою позицию, что увеличение военных расходов в России создает угрозу для увеличения и поддержки программ в области здравоохранения и образования. Это, собственно, предмет моего конфликта с нынешним президентом».

    «Финансовый кризис выявил усиление роли Всемирного банка, потому что в условиях, когда эти возможности ограничены, роль такого рода институтов повышается и Всемирный Банк взял на себя роль ресурсного обеспечения усилий по стабилизации ситуации».

http://slon.ru/economics/kudrin_posleds … 7696.xhtml

0

63

Хазин: базовый сценарий для России

http://nevex.tv/wp-content/uploads/2011/06/%D0%A5%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD.png

Михаил Хазин, президент компании  экспертного консультирования “Неокон”.

«Базовым» я его называю не только потому, что считаю его самым вероятным, но и в связи с тем, что многие другие варианты являются его ответвлениями, связанными с изменяющимися сроками «точек бифуркации» (ключевых событий, запускающих тот или иной сценарий).

С моей точки зрения, выглядит этот сценарий так. На первом этапе по мере усиления негативных тенденций в мире (Европа, США, Китай и так далее) мировые цены на нефть постепенно (но медленно) падают, что вызывает усиление стагнации в России. Кроме того, постоянно усиливается демпинговое давление со стороны иностранных производителей, что убивает остатки российской промышленности. Рассчитывать на прекращение этого давления не приходится – постоянный спад спроса на Западе создёет избытки запасов готовой продукции, которую нужно или выкидывать, или направлять на продажу хоть куда-нибудь хоть по каким-нибудь ценам.

Отметим, что высокий курс рубля, постоянный рост тарифов естественных монополий, рост государственного рэкета в условиях политической нестабильности и так далее, и тому подобное, — тоже не способствует развитию российской промышленности. И сделать с этим ничего нельзя, поскольку вся наша экономика последние десятилетия выстаивалась на перераспределении нефтяных доходов (и фактически на отдаче их обратно на Запад за импортные товары), и перестраивать её – это революция, к которой элита пока не готова. Впрочем, не это тема сегодняшнего текста.

Этот достаточно медленный спад какое-то время может компенсироваться за счёт денег резервных фондов и резервов ЦБ, так что население его почти не замечает (но замечает бизнес). Теоретически он должен рано или поздно вызвать переход к сценарию 90-х годов — то есть сокращению бюджетных расходов, масштабному сокращению денег, перераспределяемых крупными экспортерёми, падению уровня жизни и так далее. Но это требует сроков в 2-3 года, не меньше. А мне кажется, что ещё до этого времени произойдет событие, которое этот сценарий изменит.

Этим событием станет начало массовой эмиссии в США, избежать которой практически невозможно. Точнее, возможно — в случае начала ужесточения денежной политики, но до выборов в США такой сценарий крайне маловероятен. В любом случае, я его опишу в самом конце текста. Так вот, как только эмиссию запускают (самое позднее – в начале лета 2012 года), цены на энергоносители резко и сильно вырастают – быть может, до 150-200 долларов за баррель. В этот момент у многих представителей российских элит и управленцев появится ощущение, что счастье вернулось – однако это будут крайне короткий период времени.

Затем, как я уже не раз объяснял, через 3-5 месяцев, начнется мощная инфляционная волна. Для нас она выразится в том, что цены на критически важный для нас импорт начнут расти куда быстрее, чем цены на нефть и, тем более, доходы граждан. Как следствие, достаточно быстро внешнеторговый баланс станет дефицитным, и нужно будет как-то компенсировать недостаток валюты в стране. Отмечу ещё раз: цены на нефть при этом падать не будут, может быть, они даже буту расти, но цены на другие товары будут расти сильно быстрее.

Скорее всего, импорт в такой ситуации резко сократится за счёт роста цен на соответствующие товары, что означает не только высокую внутреннюю инфляцию для потребителей, но и проблемы для производителей, которые уже давно и прочно сидят и на импортных комплектующих (сырьё), и на техподдрежке, и на кредитах. Причём даже в случае появления внутренних источников сырья будут проблемы, поскольку, скорее всего, у большинства производителей записаны в лицензиях и прочих документах некоторые технические нормативы, если не прямые западные поставщики.

Кроме того, для того, чтобы создавать собственные производства по обработке сырья — то есть возрождать разрушенные советские «вертикальные» производственные цепочки, — нужны инвестиции. Настоящие инвестиции, а не спекуляции в ценные бумаги. И кто их будет делать? Иностранные инвесторы, простите за неприличное слово? Зачем им создавать конкурентов собственным предприятиям, находящимся в сложном положении? Государство? Ну да, если оно к тому времени не разбазарит все резервы и сменит нынешний клептократический менеджмент. А если разбазарит? А если не сменит? Частный российский инвестор? Ну, может быть, если, конечно, его не забьют рейдеры, которые начнут отбирать эти только-только создаваемые производства.

Поскольку надеяться на позитивное развитие событий с точки зрения изменения управляющих технологий не приходится, скорее всего, государство просто проведет (руками Медведева) ещё один раунд «непопулярных» реформ — то есть, попросту, уменьшит социальные расходы ещё сильнее, а затем бросит населения на произвол судьбы, сославшись на «объективные» трудности, «пришедшие к нам с Запада», Разумеется, после этого смена государственного менеджмента, как и подходов к управлению государством, всё-таки произойдёт, но новые менеджеры окажутся в крайне тяжёлом положении, сравнимым с положением большевиков после Гражданской войны, что, естественно, скажется на их методах управления страной.

Разумеется, начало крупномасштабной эмиссии может быть и до начала лета 2012 года, например, в конце нынешнего. Это несколько сдвигает начало сценария, но мало меняет его содержание. Разумеется, с точки зрения интересов российского народа, желательно было бы как можно быстрее начинать этот сценарий, поскольку он приближает изменение либеральных моделей управления, однако тут от нас мало что зависит.

Отметим, что альтернатив этому сценарию мало. Первая состоит в том, что экономика США и мира начнёт самопроизвольно улучшаться и крупномасштабная эмиссия вообще не понадобится! Но тут, как говорится, предъявите аргументы, с чего бы это вдруг. Я пока таковых не видел. Второй вариант состоит в том, что республиканцы продавят ужесточение денежной политики. Я в это не верю, до выборов так уж точно, но, теоретически чего не бывает. В этом случае мы просто получим повторение осени 2008 года (или, если угодно, реинкарнацию кризиса начала 30-х годов), то есть чисто дефляционный сценарий, в отличие от стагфляционного, описанного выше.

В заключение скажу, что был бы благодарен, если бы мне указали на ошибки в этом сценарии.

Оригинал публикации

11.10.2011

http://nevex.tv/entries/44727/

0

64

Экономист Нуриэль Рубини предложил рецепт спасения капитализма

00:05 Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью-Йоркского университета

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/431/235/10/b587e781b34203b017ccdef4cae90c03_150x200.jpeg

Социальные протесты и политическая нестабильность распространились уже по всему миру: «арабская весна», демон­страции в Лондоне, протесты среднего класса в Израиле, студенческие волнения в Чили, недовольство коррупцией и неравенством в Китае, а теперь еще и движение «Оккупируй Уолл-стрит» в США.

Озабоченность трудящихся и средних слоев населения по поводу снижения уровня жизни на фоне концентрации власти в руках экономической, финансовой и политической элит выражается самыми разными способами. Причины понятны: высокий уровень безработицы, туманные перспективы повышения квалификации и образования для молодежи, коррупция, включая ее легальную форму — лоббизм, резкий рост финансового неравенства.

Растущая задолженность частного и государственного секторов и связанные с этим имущественные и кредитные пузыри отчасти являются отражением этого неравенства. Слабый рост доходов всех слоев населения, исключая лишь супербогачей, привел в последние десятилетия к тому, что образовался разрыв между доходами и желаемыми расходами. Ответом на это в англоязычных странах стала активизация предоставления кредитов, что привело к росту задолженности частных домохозяйств. Европа компенсировала этот разрыв бесплатным образованием, медицинским обслуживанием, но эти расходы полностью за счет налоговых поступлений не возмещались. В обоих случаях долговая нагрузка оказалась в какой-то момент неподъемной.

Сейчас компании развитых стран ввиду падения спроса и образования избыточных мощностей сокращают рабочие места, но это в свою очередь ведет к дальнейшему ослаблению спроса. Следствием резкого снижения трудовых издержек в США стало сильное уменьшение доли зарплат в ВВП страны. Продолжающееся десятилетиями перераспределение от труда к капиталу, от зарплат к прибылям, от бедности к богатству и от домохозяйств к концернам привело сейчас к тяжелым последствиям еще и потому, что собственники капитала и богатые домохозяйства имеют более низкую квоту потребления.

Проблема эта не нова. Карл Маркс, конечно, преувеличивал, но утверждение его верно, что ничем не ограниченный финансовый капитализм и перераспределение доходов и имущества от трудящихся к капиталу способны привести к самоуничтожению капитализма. Нерегулируемый капитализм может привести к периодам избытка мощностей, недостаточного потребления и повторяющихся разрушительных кризисов, характеризующихся образованием кредитных пузырей и скачкообразным ценообразованием на рынке жилья.

Просвещенная европейская буржуазия уже давно осознала: во избежание революций необходимо защитить права трудящихся и создать социальное государство для перераспределения богатства. Это понимание усилилось после Великой депрессии, когда государство взяло на себя ответственность за экономическую стабилизацию путем сохранения среднего класса, введения прогрессивной шкалы налогообложения и создания условий для экономического развития всех членов общества. Последовали три десятилетия социальной и экономической стабильности с конца 40-х до середины 70-х годов: неравенство резко снижалось, средние доходы быстро росли.

Ошибки европейской модели благосостояния способствовали развитию сильной дерегуляции. Эти недостатки выразились в гигантских бюджетных дефицитах, зарегулировании и слабости экономического развития. В конце концов, позорно провалился и принцип неограниченной свободы предпринимательства англосаксонской модели. Нам необходимо вернуться к равновесию между рынками и предоставлением гостоваров и услуг. Это означает уход и от англосаксонской модели нерегулируемых рынков, и от модели финансируемого за счет госдефицита благосостояния, свойственной для континентальной Европы. «Азиатская» модель роста, если таковая и существует, предотвратить увеличение неравенства также не смогла.

Каждая экономическая модель, которая соответствующим образом не занимается вопросом неравенства, рано или поздно сталкивается с кризисом легитимности. Если мы не отреагируем, то протесты станут более мощными и общественно-политическая нестабильность еще более ослабит экономический рост и благосостояние.

Перевод Александра Полоцкого

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/555/650/254/bf4e3a0a36e0d2af3e770d01e1e94b5f.jpg

http://www.rbcdaily.ru/2011/10/19/world/562949981760449

0

65

Елена Гостева

Экс-министр финансов сообщает: на территории РФ будет кризис

В том, что кризис неизбежен, экс-глава Минфина Кудрин не сомневается. Как и в том, что Россия вступает в него более ослабленной, чем в 2008 году. Причина — снижение объема резервов и существенное увеличение зависимость от цен на нефть

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/12/16/kudrin1.jpg
Алексей Кудрин продолжает настаивать на экономии и увеличении пенсионного возраста. Фото: РИА Новости

Бывший вице-премьер и экс-министр финансов Алексей Кудрин, уволенный президентом Медведевым 26 сентября и 15 декабря названный премьером Путиным «другом» и членом команды, выступил с пророчествами относительно будущих потрясений в экономике России.

«Мы в этот кризис входим более ослабленные. Поэтому в случае разворачивания кризиса это будет, может быть, непросто», — заявил Кудрин 16 декабря. Он напомнил, что летом 2008 года объем международных резервов России достигал исторического максимума, вплотную приблизившись к отметке 600 млрд долларов. Сейчас в запасе лишь 513 млрд долларов.

При этом Кудрин выписал «рецепт»: снижение зависимости от нефтяных цен и повышение пенсионного возраста. Он не преминул вспомнить и о расходах на оборону, что стало причиной его разногласий с Дмитрием Медведевым. «Россия, безусловно, основные проблемы решит, но я бы предварительно снизил нашу зависимость от нефти, что потребует пересмотра оборонных расходов и принятия некоторых решений, в том числе увеличение пенсионного возраста. Так делают все страны сейчас, Россия не исключение», — сказал экс-министр.

Профессор Высшей школы экономики Иван Родионов в беседе с BFM.ru рассуждает: «В чем была проблема в середине 2008 года? Нам казалось, что все в стране будет неизменно, вспомните разговоры о тихой заводи в России и о том, что у нас нет никаких оснований, чтобы был кризис. Когда в России произошел кризис, мы лучше осознали зависимость страны от нашей нефти, мы сейчас четче понимаем, что не сами мы определяем свое экономическое положение, оно определяется другими — через цены на нефть. Мы можем сейчас долго и убедительно говорить, что Россия — это инновационная экономика, но, конечно, мы как были сырьевой экономикой, так и продолжаем ею быть».

При этом эксперт не считает, что сейчас зависимость страны от цены на нефть выросла.

Руководитель аналитического департамента группы компаний Broco Алексей Матросов говорит: более существенная зависимость экономики России от цен на нефть возникла из-за того, что расходы и выполнение всех основных функций государства именно сейчас обеспечиваются доходами от нефти больше, чем когда-либо. По его подсчетам, в кризис 2008 года Россия тратила 6-7% от доходов, получаемых от нефтегазового сектора на нужды бюджетной системы. Сейчас же данный показатель достигает 13-14%.

Старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Максим Зайцев отмечает, что текущий размер золотовалютных резервов вполне достаточен, чтобы в случае резкого падения цен предотвратить резкую девальвацию рубля. При этом он уверен, что ослабление рубля в любом случае произойдет, но важно при этом избежать резкого обвала российской валюты, поскольку это может привести к всплеску инфляции.

Разница в 87 млрд долларов в размере резервов не столь принципиальна, считает Алексей Матросов. «Можно предположить, что Кудрин, говоря о сокращении золотовалютных резервах (ЗВР), имел виду не их номинальное значение, а отношение резервов к расходам. То есть если резервы сопоставлять с расходами, то при выросших расходах правительства, имеющиеся объемы ЗВР значительно ниже тех, что были в 2008 году», — отмечает аналитик.

Меры, предлагаемые Алексеем Кудриным, не снижают зависимость бюджета от нефти, а способствуют мерам по созданию стабилизационного фонда и наращиванию золотовалютных резервов, что поможет только смягчить экономический провал при падении цен на сырье, считает Максим Зайцев.

По его мнению, чтобы преодолеть зависимость от нефти, нашей стране нужна диверсифицированная экономика, но движения в этом направлении пока не наблюдается. «Чтобы добиться диверсификации, расходы нужно не сокращать, а увеличивать — на образование, науку и создание необходимой инфраструктуры для обрабатывающей промышленности. Не лишними будут и налоговые льготы для предприятий обрабатывающей промышленности», — уверен Зайцев.

Алексей Кудрин придерживается мнения, что в «тучные» годы можно и нужно урезать расходы и ужесточать бюджетную политику, тогда как в кризис, напротив, этого делать нельзя. «Правительство не должно в момент кризиса резать расходы, это является усиливающим, таким проциклическим шагом», — говорит он и отмечает, что в кризис 2008 года в России увеличивали расходы бюджета и продолжают их увеличивать. «Получилось, что мы их увеличили до кризиса и можем во время кризиса их не удержать. Вот в чем проблема. Если мы не примем предварительные меры, то нам придется сложнее, и мы выйдем из кризиса более ослабленными, чем в прошлый раз», — предостерег Кудрин.

Слабость экономики отразится на социалке

Слабость экономики при выходе из нового кризиса может заключаться в снижении социальных расходов, более слабой банковской системе и более высоких темпах инфляции, считает Алексей Матросов.

«Нас и здесь неплохо кормят — эта философия в стране достаточно сильна и в последнее десятилетие укрепилась очень существенно. У нас при плановой системе чиновников было существенно меньше, чем сейчас, и в нашей стране излишне много получают чиновники, работа которых не связана с риском», — считает Иван Родионов.

Он отмечает, что говорить о том, что зарплаты для офицеров, полицейских и служб безопасности завышены, нельзя, так как эти люди работают в специфических условиях. «Если ты можешь работать без риска за приличную зарплату, зачем тебе стараться и идти куда-то в бизнес, рисковать тем, что у бизнеса может положение ухудшиться?» — отмечает Родионов, говоря о том, что правительству все же надо пересмотреть свой подход к формированию аппарата госслужащих.

Увеличение пенсионного возраста как неизбежность

Увеличение пенсионного возраста — непопулярная для предвыборного года тема. Но Кудрин настаивает: сделать это все равно придется.

Сокращение социальных расходов сейчас происходит по всей Европе, в том числе в Италии, Испании и Греции, и нет ничего страшного в том, что придется это сделать и России, считает Иван Родионов.

«Демографическая ситуация в стране — это один из сдерживающих факторов для нашей экономики. Когда смертность превышает рождаемость, то неизбежно происходит старение населения и рост нагрузки на трудоспособную часть населения. Если подобные тенденции будут продолжаться, то поднятия пенсионного возраста не избежать», — считает Максим Зайцев.

В сегодняшнем выступлении Кудрина Иван Родионов не видит ничего принципиально нового. «Я всегда относился к Алексею Кудрину достаточно скептически. Он все-таки не вышел за пределы того, что делалось для экономики при социализме, он патерналист, который старается оберегать страну от неприятностей. Да, это одна из функций Минфина, но основная задача этого ведомства — стараться, чтобы не все были одинаково бедные, а стремиться к тому, чтобы все были богатыми — тогда и бизнес будет легче жить, и налогов больше собираться», — резюмирует Иван Родионов.

http://www.bfm.ru/articles/2011/12/17/e … rizis.html

0

66

Алексей Кудрин предрек России конец «золотого века»

16.12.2011 Анна Резникова

http://pics.rbcdaily.ru/rbcdaily_pics/uniora/484/464/139/dc4f852e3062fffd3215e030c756e443_150x200.jpeg

Вернувшийся в политику Алексей Кудрин предостерегает: будущему правительству России придется столкнуться с «большими вызовами»: цены на нефть отныне не будут столь же высокими, и решать новые проблемы придется при урезанном бюджете. Впрочем, в бывшей вотчине экс-министра, Минфине, не ожидают сокращения расходов и надеются, что, если цены на нефть останутся на прежнем уровне, получится избежать резкого повышения налогов.

Нефтегазовые доходы бюджета достигли «исторического максимума» с начала 90-х — в этом году они составят 346 млрд долл., заявил вчера Алексей Кудрин на Гайдаровских чтениях. Доходы от нефти постоянно росли последние 20 лет: в 1990 году Россия получила от продажи нефти и газа 23,5 млрд долл., к 2000 году ее нефтегазовые доходы выросли до 52 млрд долл., а к 2008 году — уже до 310 млрд. Дождь из нефтедолларов позволил правительству постоянно повышать расходы. Они увеличивались на величину до 20% в год в реальном выражении, — рассказал экс-министр. За десять лет расходы федерального бюджета выросли почти в четыре раза, а ВВП — всего на 68%. «Такого больше не будет», — считает экс-министр. Если налоги не будут повышаться, в следующем десятилетии расходы в реальном выражении смогут вырасти на 10%. Такая ситуация станет «большим вызовом» для любого нового правительства: решать поступающие проблемы придется при ограниченном росте расходов, заключил он.

Возможное повышение налогов и «вызовы», стоящие перед новым правительством, не отрицают и бывшие заместители Алексея Кудрина. «Если цены на нефть останутся высокими, есть шанс пройти без резкого повышения налогов», — признался вчера замминистра финансов Сергей Шаталов. Сейчас чиновники обсуждают, как будет меняться структура налоговой системы, например, стоит ли заменять НДС налогом с продаж. Минфин выступает против такой политики, подчеркнул замминистра: чтобы компенсировать выпадающие доходы, ставка должна быть на уровне 75%. «Мне трудно представить правительство, которое такие ставки предложит населению», — заявил Сергей Шаталов. Но сократить уже существующие расходы не получится: «Понятно, что премьер, который начал и инициировал многие расходные обязательства, вряд ли от них откажется», — считает замминистра.

Новому правительству не удастся остаться в рамках сложившегося уровня расходов, согласны эксперты. «Есть много предпосылок того, что расходы бюджета будут расти», — говорит директор «Центра развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. Речь идет об оборонзаказе, повышении денежного содержания военных и правоохранительных органов. В этих условиях маловероятно, что получится удержать расходы, считает она. Компенсировать расходы за счет заимствований не получится. «Российская банковская система сейчас вовсю берет деньги в долг у государства», — говорит эксперт. Поэтому все больше становится вероятным повышение налогов, прежде всего НДС.

Скорее всего правительство будет перераспределять средства, и в приоритете будут социальные статьи, считает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Возможно финансирование за счет заимствований, но «делать это можно только с расчетом на высокие цены на нефть, потому что социальные расходы не влияют на собираемость налогов», пояснила она.

http://www.rbcdaily.ru/2011/12/16/focus/562949982306704

0

67

Наталья Бокарева

Пояса надо затягивать в период бума, а не спада

С сокращением бюджета следует подождать до тех пор, пока не возобновится уверенный подъем, пишет в своей колонке в The New York Times экономист Пол Кругман

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2012/01/10/krugman_1.jpg
Нобелевский лауреат Пол Кругман считает, что сейчас не время сокращать государственные расходы. Фото: weforum.swiss-image.ch

Как говорил экономист Джон Мейнард Кейнс, меры экономии министерство финансов должно проводить в период бума, а не спада. Кейнс объявил это еще в 1937 году — как раз незадолго до того, как президент США Франклин Рузвельт доказал его слова на практике, преждевременно взяв курс на сбалансированный бюджет и столкнув американскую экономику (демонстрировавшую до этого постепенный подъем) в жесткую рецессию. Сокращение государственных расходов в спотыкающейся экономике вызывает еще большее торможение роста, с сокращением бюджета следует подождать до тех пор, пока не возобновится уверенный подъем, пишет в своей колонке в The New York Times экономист Пол Кругман.

К сожалению, в конце 2010–начале 2011 года политики и экономисты во многих западных странах решили, что нужно сконцентрироваться на дефицитах вместо того, чтобы думать о занятости, хотя экономики Запада едва начали оправляться от спада после финансового кризиса. И действуя на основании антикейнсианских убеждений, они в конечном итоге еще раз доказали, что Кейнс прав.

«Отстаивая экономические принципы Кейнса, я, разумеется, вступаю в противоречие с традиционной мудростью», — пишет Кругман. В Вашингтоне, в частности, тот факт, что стимулирующий пакет Обамы не принес роста занятости, все рассматривают как доказательство того, что государственные расходы не способствуют созданию рабочих мест. Но те из нас, кто попытался немного посчитать, понимают, что изначально закон об оздоровлении экономики и реинвестировании от 2009 года был слишком мал с учетом глубины спада, к тому же более трети в общем объеме мер предусматривалась в форме относительно малоэффективных налоговых льгот. И мы предсказывали последующую негативную политическую реакцию, пишет Кругман.

Поэтому реальной проверкой кейнсианских экономических принципов стали вовсе не полумеры американского федерального правительства по поддержке экономики, которые в значительной мере погашались сокращениями расходов на уровне штатов и муниципалитетов. Скорее проверку кейнсианство прошло в европейских странах, таких как Греция и Ирландия, которым пришлось проводить жесткую бюджетную экономию по требованиям кредиторов — как условие предоставления им экстренного финансирования. В итоге им довелось пережить экономические спады, как в период Великой депрессии. В обеих странах сокращение реального ВВП выражается двузначными процентными показателями.

Такого не должно было быть, исходя из идеологии, преобладающей сегодня в политическом дискурсе. В марте 2011 года республиканцы в объединенном экономическом комитете Конгресса опубликовали доклад под заглавием «Меньше тратить, меньше брать в долг и добиться экономического роста». В нем высмеивались опасения, что ограничение расходов в период спада может усугубить спад, утверждалось, что сокращение трат поможет укрепить потребительское и деловое доверие, что принесет ускорение, а не замедление подъема.

Уже тогда они должны были понимать: предъявляемые в доказательство исторические примеры «экономии ради роста», которые они приводили в качестве аргументов, были ранее абсолютно опровергнуты. Стоит упомянуть и еще одно неприятное обстоятельство: многие правые в середине 2010 года преждевременно провозгласили Ирландию образцом успеха, демонстрирующим добродетели экономии, а вскоре им пришлось наблюдать, как спад в Ирландии углубляется, и последние капли инвестиционного доверия тают на глазах.

Поразительно, что это повторилось вновь в том же (2011) году. Всюду декларировалось, что Ирландия преодолела сложный период и пошла на поправку, подтвердив таким образом эффективность экономии. А потом была опубликована статистика, негативная, как и раньше.

И все же настойчивые заявления о необходимости сокращения расходов по-прежнему доминируют в политической риторике — с пагубными последствиями для американской экономики. Да, новых масштабных бюджетных ограничений на федеральном уровне не было, но было много «пассивной» экономии, когда стимулирующий пакет Обамы был исчерпан и правительства на уровне штатов и местные органы власти продолжали сокращать расходы.

Кто-то может утверждать, что у Греции и Ирландии не было выбора в решении о введении финансовых ограничений или, в любом случае, никаких альтернатив, кроме дефолта по госдолгам и выхода из еврозоны. Но другой урок 2011 года заключается в том, что у США выбор был и есть. В Вашингтоне, возможно, только и думают о проблеме дефицита, но финансовые рынки, во всяком случае, сигнализируют, что США нужно больше заимствовать.

Опять же, так не должно было быть. Мы вступали в 2011 год под мрачные предостережения о кризисе по греческому сценарию, который начнется, как только ФРС прекратит скупать облигации, или рейтинговые агентства лишат США высшего рейтинга ААА, или суперкомитет не сможет договориться о бюджете и долге, или что-то еще. Но в июне ФРС прекратила покупку облигаций, в августе агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг США, в ноябре суперкомитет объявил о провале переговоров, а стоимость заимствований для США продолжает снижаться. На самом деле сейчас облигации с защитой от инфляции имеют отрицательную доходность, то есть инвесторы готовы платить Америке за то, что дают ей деньги.

Главный вывод, по мнению Кругмана, заключается в том, что в 2011 году американская политическая элита, одержимая краткосрочными дефицитами, которые на самом деле проблемы не составляют, лишь усугубила реальную проблему вялого экономического роста и массовой безработицы.

Хорошая новость, как бы то ни было, состоит в том, что президент Обама наконец стал бороться с преждевременными попытками экономии и, по-видимому, побеждает в этой политической битве. В ближайшие годы в какой-то момент США могут, наконец, воспользоваться советами Кейнса, которые сегодня столь же справедливы, как и 75 лет назад, считает Кругман.

http://www.bfm.ru/articles/2012/01/11/p … spada.html

0

68

Елена Гостева

У российской банковской системы может случиться инфаркт

Главной задачей экономики России является сохранение низкого уровня инфляции на протяжении нескольких лет. Так определил формулу выживания банковской системы бывший глава Минфина России Алексей Кудрин

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2012/01/16/kudrin_1.jpg
Экс-министр финансов Кудрин назвал низкую инфляцию залогом выживания во второй волне кризиса. Фото: РИА Новости

В том, что второй волны кризиса России не избежать, уже мало кто сомневается. У России в этот период могут появиться свои, только нашей стране присущие трудности, считает бывший министр финансов России Алексей Кудрин.

«Главная задача российской экономики — низкая инфляция, которая будет поддерживаться на протяжении нескольких лет. Банки должны быть уверены, что правительство страны будет ее поддерживать на одном уровне», — заявил он.

Экс-руководитель Минфина отмечает, что укрепление рубля приведет к удешевлению и увеличению импорта, что автоматически означает уменьшение объема экспорта и трудности в реализации собственной продукции, а это тоже не пойдет на пользу экономике страны.

«В то же время, если курс [рубля] не укреплять и вбрасывать деньги в экономику, будет увеличиваться инфляция», — добавил Кудрин, отметив, что в 2011 году количество денег в российской экономике уже выросло на 31%.

Заявление Алексея Кудрина — это, с одной стороны, реакция на мировые вызовы, с другой, — на клубок противоречий, в которых запуталась российская экономика, считает начальник отдела денежных рынков Первого Республиканского банка Игорь Шибанов. «Несмотря на дифирамбы, которые отпускал премьер-министр отечественной экономике, по его мнению, успешно противостоящей кризису, дела наши вовсе не так хороши», — отмечает Шибанов. Он считает, что Россию следует сравнивать не с экономиками США или Франции, как это делал Путин, а с развивающимся миром — с БРИК. «А здесь российская экономика выдает почти в два раза худшие показатели по сравнению с Китаем, Бразилией и Индией. Поэтому Кудрин прав. Мы плохо пережили кризис и рискуем попасть в новые неприятности», — говорит Шибанов.

Чем ниже инфляция, скорее, даже инфляционные ожидания, тем более «длинные» деньги можно получить от инвесторов под инвестиционные проекты. Поэтому именно низкая инфляция важна для российской экономики, отмечает директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая.

В Китае среднегодовые темпы роста инфляции за последние 5 лет составляют около 3,7%, в то время как у России за аналогичный период этот показатель составляет 10%, приводит пример Лозовая. При этом эксперт подчеркивает, что инфляция — не единственная причина относительно низкого притока инвестиций в Россию, но, тем не менее, если ЦБ покажет свою способность управлять инфляционными ожиданиями, то это положительно отразится на настроениях инвесторов.

На первый план в России выходит экономическая стабильность. «Стабильность в первую очередь измеряется инфляцией, то есть устойчивостью денежной системы. В такой стране как Россия, где годовая инфляция последние 5 лет составляет 6% –11%, инфляционные ожидания могут привести к инфаркту банковской системы и реального сектора», — говорит Шибанов.

Кроме того, он отмечает, что Алексей Кудрин как экс-министр финансов знает реальное положение с текущими и планируемыми бюджетными расходами и понимает реальность инфляционного скачка — поэтому-то всегда выступал за сокращение расходов.

России нужна экономика предложения

«Предшествующее десятилетие у нас была экономика спроса. Сейчас нам нужна экономика предложения, инвестиционной модели. Она требует большей конкуренции, свободы предприятий и меньшего государственного вмешательства», — заявил Кудрин.

При избранной политике властей, пытающихся погасить недовольство новыми социальными расходами и вливаниями в оборонку, очередной всплеск инфляции в 2012 году практически неизбежен, считает Игорь Шибанов.

Александра Лозовая уверена, что в 2012 году потребительские цены вырастут сильнее, чем в прошлом году. Снижение курса рубля вызывает рост цен на импортные товары, а повышение тарифов на электроэнергию и ЖКХ, отложенное на середину года, способствует ускорению инфляции во втором полугодии. «По моей оценке, официальный темп роста инфляции в России в 2012 году составит около 8%», — говорит Лозовая.

Конечно, есть плюсы и от укрепления национальной валюты — дешевеет импорт, в страну притекают капиталы, легче и дешевле делать заимствования на мировом рынке. В сбалансированной экономике это может скомпенсировать потери от экспортных операций. «Но к России это, к сожалению, имеет слабое отношение. Дешевый импорт разоряет отечественное производство, а капиталы притекают только спекулятивные. Этот приток портфельных инвестиций будет заставлять ЦБ РФ виток за витком все укреплять и укреплять рубль, что закончится экономической трагедией. Чтобы разорвать порочный круг, надо с чего-то начать. Борьба с инфляцией один из способов», — считает Шибанов.

По его словам, банки и кредитные учреждения могли бы участвовать в этом, предлагая длинные, недорогие кредиты на проекты по разработке новых технологий, товаров и услуг. Но для этого им нужна как минимум уверенность в стабильности финансовой системы, а значит — в низкой инфляции.

http://www.bfm.ru/articles/2012/01/17/u … farkt.html

0

69

Мировая экономика для чайников: лекция Алексея Кудрина

Георгий Неяскин

http://slon.ru/images3/6/700000/232/732159.jpg
Фото: dgu.ru

В прошлую субботу Алексей Кудрин прочел большую лекцию в Дагестанском государственном университете, позже расшифровка выступления появилась на его личном сайте. Бывший министр финансов прошелся по всей мировой экономике, заглянул в зону евро и США, а также отдельное внимание уделил российским проблемам. Кудрин говорил легко и понятно: при желании даже далекий от экономической науки человек, может проникнуть в суть происходящих в мире процессов. Slon выбрал наиболее интересные цитаты из выступления экс-министра.

Что будет с европейской экономикой? Ничего хорошего

«Евросоюз объявил, что сейчас нужно срочно дать банкам около 150–160 миллиардов евро для капитализации. МВФ считает – более 300 миллиардов. Думаю, будет хуже».

«Зона евро прогнозируется на следующий год... рост [ВВП] примерно 0,2-0,3%. Что такое 0,2% прогноза роста? Это статистическая погрешность прогноза. И сейчас даже это, скорее всего, будет переоценено в сторону уменьшения».

«Если эта проблема [капитализации банков] начнет развиваться по негативному сценарию, то мы будем иметь очень серьезное дополнительное падение в еврозоне. Все банки в этот момент перестают кредитовать, они сжимаются и начинают себя спасать. Они набирают на свой баланс более ликвидные активы, вместо акций предприятий, они покупают акции некоторых государств более устойчивых или какие-то другие пакеты, чтобы просто себя сохранить. В этот момент сжимается объем денег в связи с тем, что просто уменьшается кредитование, и предприятия садятся на голодный паек».

Про решение проблем Греции (в сослагательном наклонении)

«Проблема Греции могла быть решена. Там цена вопроса 300 миллиардов евро. Не дорешали, бросили, не захотели платить за Грецию все».

«Мне иногда задают вопрос: «Греция – всего примерно 2,5% ВВП Евросоюза, неужели она создаст такие проблемы?» Она создает прецедент, системный случай – и если эту страну не спасли, то другие ситуации будут еще сложнее. Не выработано механизма, не сработал, что называется, иммунитет еврозоны по спасению таких стран».

У России проблем будет больше

«Зависимость ударяет по нам два раза: спрос на наши металлы и другие товары и на нашу нефть. Но цена на нефть падает существенно больше, чем цены на другие товары во время кризиса».

«У нас цемент вырос за три года в три раза. Но, тем не менее, всем казалось, что и при таких ценах на цемент можно все построить, и потом кто-то еще купит. Купят, пока есть деньги лихие от нефти, пока они попадают в экономику, пока они в экономике растекаются ручейками. Как только цена нефти падает, никто уже таких денег нигде не найдет, чтобы купить такую дорогостоящую недвижимость, такие производственные мощности, такую дорогостоящую продукцию».

«В России государственное финансирование НИОКР составляет примерно 0,83% ВВП... Это больше, чем в Великобритании, больше, чем в Китае, и больше, чем в Японии, одной из самых инновационных экономик. То есть у нас государство тратит на инновации, на НИОКРы, больше, чем в этих странах. Но дело в том, что негосударственный сектор финансирует у них инновации больше, чем у нас, в 3–4 раза».

Что делать с российской экономикой?

«Сейчас нам нужна экономика предложения, экономика инвестиционной модели, которую мы должны создать, прежде всего, сформировав условия для инвестиций, а это сопоставимые условия с внешним миром по условиям кредитования. Экономика предложения требует большей конкуренции, большей свободы предприятий, меньше засилья государства, будь то в регулировании, будь то в контроле, будь то в чиновничьем произволе».

«Главный разворот произойдет, когда сами предприятия востребуют новшества. Когда они будут понимать: инновации – это вопрос жизни или смерти для них, их будущее. Только тогда они будут от своей обычной деятельности отнимать деньги и тратить на новые разработки, будут понимать – в этом их будущее, устойчивость нашей экономики».

Что делать с российскими регионами?

«Субсидий [регионам] по разным федеральным целевым программам сегодня (это кроме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов) примерно 500 миллиардов. Вот я бы отдельным шагом передал бы миллиардов 200–300 сразу в регионы для того, чтобы сами регионы ими распорядились в рамках своей ответственности и полномочий».

«Я бы передал ряд налогов, например, остатки акцизов на бензин, на алкоголь, часть налога на прибыль передал бы, добавил бы дотации для высокодотационных, и отменил бы федеральные льготы по недвижимости крупных компаний. Цена федеральных льгот по недвижимости – федеральных, крупных сетевых компаний – 200 миллиардов рублей в год».

«Существенно увеличивать источники доходов субъектов, вводя новые налоги или повышая старые налоги на этом этапе, думаю, опасно».

О вреде прогрессивного налога и налоговых льгот

«Когда мы говорим о типовом производстве – в информационных технологиях или в фармацевтических, или в других, или в очень важных чувствительных социальных сферах, налоги должны быть одинаковыми. Иначе они приводят к снижению эффективности предприятий, мешают движению капитала».

«Налоги в первую очередь имеют фискальный характер. Да, они должны быть щадящими, не прижимать очень сильно. Но налоговое стимулирование, как показывают современные исследования, не всегда приносит эффект».

«Как только мы повысим ставку, сделав ее прогрессивной, доходы начнут уходить из-под налогообложения через разные схемы... Соскочить с этой истории ухода от налогов очень сложно – нужно воспитать целое поколение, умеющее работать в белой зоне».

Какой толк России от вступления в ВТО?

«Чтобы производить современную продукцию в России в любой сфере, мы должны использовать лучшие технологии, лучшие комплектующие любых отраслей и любых стран. Поэтому мы должны иметь не такие высокие импортные тарифы для того, чтобы каждое предприятие смогло завезти то, что ему нужно».

«Иностранный инвестор говорит: «Я готов миллиард долларов вложить в Дагестан для создания промышленного комплекса и производства. Чтобы закрывать Иран, соседние страны и даже Восточную Европу. Но вы знаете, вы – не в ВТО. Я не могу производить продукцию у вас, она не допускается на эти рынки».

«Сегодня роль курсовой политики в поддержке торговли более серьезная даже, чем импортные пошлины и протекционистская защита. Китай это всем показал... Китай понимает, что свой экспортный потенциал он поддерживает, прежде всего, не условиями ВТО, а курсом [юаня]».

Когда рухнет доллар?

«Если США в течение ближайших двух лет не снизит свой дефицит с 10% хотя бы ниже 6% или 5%, то, думаю, доверие к доллару начнет снижаться. Оно уже подорвано, скажем так, – не такое как было раньше».

«Республиканцы будут требовать от Обамы сокращения социальных расходов, что непопулярно перед выборами, а Обама будет говорить, что до выборов он не готов принимать такие решения. И снова это будет тяжелая склока, снова они весь мир будут держать в напряжении до последнего дня... Но, тем не менее, они о чем-то договорятся, полагаю... Но вообще-то проблема состоит в том, что в среднесрочном и долгосрочном периоде США должны снизить уровень жизни у себя в стране».

http://slon.ru/economics/mirovaya_ekono … 2159.xhtml

0

70

Делягин о Вечном…

“…И в это момент они достанут Кудрина, стряхнут с него нафталин, поставят перед камерами, и он произнесёт сакраментальную фразу о том, что  надо жить по средствам…”

Глобальнын кризисы ближайших трёх лет: к чему не будет готова Россия? Экономист Михаил Делягин о вечном в учловиях быстроменяющейся ситуации и грядущей мировой депрессии…

Смотрите сами:

Москва, 1 февраля 2012
02.02.2012

http://nevex.tv/entries/49411/

0

71

Кудрин: вторая волна мирового кризиса может придти из Еврозоны

http://img.beta.rian.ru/images/68546/82/685468283.jpg
РИА Новости. Александр Уткин

18:07 04/10/2012

С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 окт - РИА Новости. Экс-министр финансов РФ, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин считает вероятной вторую волну мирового кризиса в случае долгового кризиса Еврозоны.

"Я думаю, если разразится долговой кризис Еврозоны, то ВВП снизится, будет падение мирового ВВП, это и будет являться второй волной кризиса... Я думаю, что это начало усугубления тех проблем, которые спровоцируют долговой кризис и проблемы существования самого евро, что и станет спусковым крючком мирового кризиса", - сказал Кудрин, выступая с лекцией на экономическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета.

В качестве примера он привел Грецию. "Например, дефолт в Греции может спровоцировать такую ситуацию, а может быть, Испания. Я боюсь, что вероятность этого очень высока. Тогда будет вторая волна и падение мирового ВВП", - сказал он.

Кудрин также не исключил, что из зоны евро выйдут несколько государств. "Вероятно, выйдут из зоны евро несколько стран. В том числе Италия, Испания... Это вероятный сценарий, это не обязательно произойдет. На мой взгляд, вероятность сохраняется и она высокая", - сказал бывший министр.

http://ria.ru/economy/20121004/76621627 … smeteo_ria

0

72

Кто виноват: три мифа о российском кризисе

Олег Шибанов
Профессор финансов РЭШ

ЦБ душит экономику высокими ставками, урезать расходы в кризис нельзя, приватизация зашла слишком далеко — эти и другие популярные мифы о российской экономике никак не подтверждаются научными исследованиями

Начавшуюся в российской экономике рецессию объясняют множеством разных факторов. Есть версии более и менее убедительные, но есть и такие, которые совсем слабо соотносятся с серьезными экономическими исследованиями. Несколько подобных ответов о том, кто же виноват в кризисе, были озвучены на недавнем заседании «Меркурий клуба», хотя это лишь относительно свежий пример: эти объяснения повторяются раз за разом на многих дискуссиях и во многих публикациях. Главных мифов, пожалуй, три:

1. «Во всем виноваты либералы»: либеральная экономическая политика, которую олицетворяют, в частности, Алексей Кудрин и Анатолий Чубайс, привела Россию к экономическому развалу. Если бы государство не следовало советам либералов, кризис был бы как минимум более мягким.

2. «Во всем виноват Центральный банк»: если бы не переход к политике инфляционного таргетирования и высокие процентные ставки, кризис не был бы столь острым.

3. «Во всем виноват Минфин»: из-за начинающегося секвестра бюджета кризис очень сильно ударит по российской экономике. Нельзя уменьшать расходы, когда падает ВВП.

Во всем виноваты либералы

Некоторые «государственнически» настроенные экономисты, как следует из дискуссии, например, в «Меркурий клубе», считают, что некоторой победы над либералами уже удалось добиться: приостановлена приватизация, да еще и во многом получилось воплотить в жизнь майские указы президента 2012 года (либералы выступали против такого увеличения госрасходов). Если бы не было такой борьбы с либеральным врагом, ситуация в экономике была бы хуже, а если бы удалось отстранить от власти всех либералов, то в экономике сразу бы выросли инвестиции и вскоре опять начался бы быстрый рост ВВП.

К сожалению, обе части этого утверждения неточны. Что касается приватизации госкомпаний, то такие планы озвучил сам президент Владимир Путин в 2012 году. Водили ли либералы рукой президента? Вряд ли. Скорее здесь сыграла роль логика эффективности. Исследования российских компаний, перешедших из государственной собственности в частную, показывают, что когда владельцами приватизированного предприятия становятся внешние инвесторы, а не бывшие директора заводов и менеджмент, результаты впечатляют. Происходит существенный рост производительности и объема продаж, занятость снижается несильно, а зарплаты в среднем остаются прежними или растут. При этом есть проблема защиты предприятий от внутреннего разграбления (вывода активов менеджментом), но российское государство в 2015 году в состоянии защитить интересы инвесторов при противоправных действиях управленцев. Поэтому с точки зрения научного знания разумная приватизация (не на падающем финансовом рынке) была бы, скорее всего, на пользу экономике.

Разговор про инвестиции сразу упирается в данные: государство играло довольно большую роль в инвестициях, начиная с 2012 года — около 20%, но эта доля только снижалась после ухода из правительства либерального Кудрина. В целом частные инвестиции менее коррупционны и более эффективны, а кроме того, инвестиции за счет нефтяных сверхдоходов могут приводить к укреплению рубля и вытеснению внутренних производителей («голландская болезнь»). ФНБ и Резервный фонд выполнили роль абсорбента ликвидности и поддержали возможности государства как в кризис 2008–2009, так и в нынешний кризис.

Дефицит Пенсионного фонда также вызван не либеральными пенсионными реформами, объективной демографической динамикой: в России все больше людей старше трудоспособного возраста по сравнению с людьми трудоспособного возраста. Их соотношение выросло с 0,33 в 2007 году до почти 0,4 в 2014 году. Старение населения — проблема всех относительно развитых стран мира; решать ее в России пробовали, как и везде, развитием накопительной пенсионной системы. Эту меру трудно назвать особенно либеральной, она всего лишь снижает нагрузку на распределительную пенсионную систему и государственные расходы на нее. Но и эту идею в последние два с половиной года «заморозили» — без участия либерального Кудрина.

Во всем виноват Центральный банк

Этот миф крайне устойчив: «Повысив ставки, ЦБ задушил рост в экономике». Многие российские экономисты считают, что процентные ставки нужно снижать, не задумываясь о том, что если ЦБ будет устанавливать ставку ниже ожидаемой инфляции в экономике с высокой инфляцией, — это существенный риск перехода к гиперинфляции.

Что макроэкономисты знают про инфляцию? В долгосрочном периоде она очень сильно и положительно связана с темпами роста денежной массы (но слабо связана в краткосрочном периоде, когда фирмы еще не успевают поменять свои цены). Это почти неизменный закон макроэкономики: если повышается скорость печатания денег или снижается ставка ЦБ, то уже на горизонте до трех лет повышается инфляция, которую затем сложно возвращать обратно. В экономике становится больше денег и остается примерно столько же товаров; единственный выход для фирм — повышать цены. Поэтому предложения снизить ставку ниже ожидаемой инфляции (которая даже по мнению ЦБ может быть около 10–12% в 2015 году) приведут к разгону инфляционных ожиданий и возвращению в начало 2000-х с двузначной инфляцией.

Переход к инфляционному таргетированию, или попросту желание ЦБ получить инфляцию 4% в 2017 году, означает всего лишь, что ЦБ России проводит независимую монетарную политику. Есть известный закон Манделла — Флеминга, «невозможная троица»: нельзя одновременно иметь независимую монетарную политику, фиксированный обменный курс и свободное движение капитала в рамках небольшой открытой экономики (а российская экономика является небольшой по мировым масштабам — менее 3% мирового ВВП). Эта гипотеза подтвердилась в исследовании 2013 года. Для России это означает: если мы хотели бы таргетировать инфляцию и при этом поддерживать фиксированный курс, нужно было бы вводить ограничения на движения капитала, например, продажу экспортерами валюты напрямую ЦБ. Многие ли хотят возврата к такой политике, которая проводилась до 2007 года?

А может ли ЦБ быстро влиять ключевой ставкой на рост экономики, немедленно повышая все ставки по кредитам? Звучит очень соблазнительно — такая суперэффективность была бы ЦБ к лицу. Но, как правильно отмечается в одном недавнем исследовании, эта гипотеза могла бы быть верна, только если бы все ставки, в том числе по старым кредитам, двигались вместе с ключевой ставкой. Этого не происходит; изменения касаются только новых кредитов, составляющих не очень большую часть всей массы заимствований фирм.

Во всем виноват Минфин

Политика снижения госрасходов во время кризиса не является необычной для развитых стран. В отстающих странах ЕС в 2011–2012 годах снижали эти расходы, что привело, в соответствии с макроэкономическими моделями, к повышению безработицы и росту госдолга к ВВП. США в 2012 году снижали расходы бюджета, но облегчили проблему временным снижением налогов и избежали падения ВВП. Целью было вернуться на траекторию развития экономики со снижающимся отношением госдолга к ВВП — как мы видим, в Европе это не удалось, но дало результат в США. Причина банальна: чтобы эта макрополитика, принципиально неэффективная при выходе из кризисов, приносила результат, необходимо, чтобы экономика начала расти, а значит, чтобы росли налоговые сборы, снижая дефицит бюджета.

Когда возможен такой рост? В случае когда падение экономики было скорее циклическим, чем структурным, выход из кризиса более вероятен. В США в 2009 году падение экономики было скорее циклическим, а в Европе — скорее структурным, оно было больше связано с внутренними проблемами ЕС и Еврозоны. Слишком поспешные снижения госрасходов при первых проблесках роста в 2011 году привели к тому, что и должно было случиться — остановке экономики, балансированию на грани рецессии и дефляции, наконец, попытке выйти из кризиса за счет ослабления евро. США поступили куда разумнее и компенсировали снижение государственного спроса за счет частных потребителей.

В России ситуация куда сложнее: нужно где-то брать деньги на дополнительные расходы бюджета во время начавшегося кризиса. К сожалению, у нас не очень развиты рынки госдолга: это всего 5,4 трлн руб. внутреннего и $54 млрд внешнего долга. С учетом снижения рейтинга гособлигаций Moody’s и Fitch возможности внешних займов ограничены, а у Минфина начинается легкая паника от сложностей по обслуживанию долга. Поэтому для антикризисных мер будут использоваться средства Резервного фонда, и в итоге урезание бюджета окажется относительно формальным — он останется почти на уровне прошлого года.

Короче говоря, многие утверждения, приведенные выше, неверны с точки зрения современной макроэкономики. Едва ли государственные предприятия будут эффективнее частных; вряд ли ЦБ так быстро влияет на экономику через свои ставки; таргетирование инфляции без свободно плавающего рубля практически невероятно; и едва ли низкие ставки процентов разгонят экономику, но не повлияют на инфляцию. Уверенно можно согласиться только с тем, что снижение госрасходов в кризис может его затянуть, раскрутив спираль падения спроса. Но и это снижение, видимо, окажется довольно небольшим. Скорее оно может привести к уменьшению числа неэффективных госпроектов, что было бы неплохим результатом.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://daily.rbc.ru/opinions/economics/ … f6c0be86be

0