Сегодняшние условия позволяют нам самим определять свой путь, направление деятельности. Мы можем пойти работать в офис, на предприятие, в учреждение, и там шаг за шагом выстраивать свою карьеру. Можем и вовсе нигде не работать, перебиваясь случайными заработками и наслаждаясь свободой. Ну и, наконец, можно совместить два понятия: свобода и карьера. Именно к этому стремятся те, кто «работает на себя», начав свое дело.
В этой статье мы попытаемся осветить те трудности, с которыми неизбежно сталкивается всякий, кто решил начать свое дело.
Во-первых, следует определиться с тем, какую именно форму ведения бизнеса вы выберете. Самыми распространенными среди малого предпринимательства являются ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Преимуществом первого являются малые затраты при регистрации и отсутствие необходимости иметь собственный офис. Для того чтобы зарегистрироваться в качестве ИП следует обратиться в налоговый орган по месту прописки и подать следующий пакет документов:
• Заявление установленной формы. Заполнить его не трудно, но любая ошибка приведет к отказу в регистрации, а, следовательно, и к потере госпошлины. Поэтому лучше обратиться к услугам профессионалов – фирмам, оказывающим услуги по регистрации. Обойдется это в среднем в 4 000 рублей. Зато вместе с необходимым пакетом документов вы получите уже и готовую печать, а также будете избавлены от необходимости обивать пороги налоговой инспекции и стоять там в очередях. Самому регистрироваться дешевле, но хлопотнее. Если все же задумаете сделать это самостоятельно, будьте готовы к расходам по оплате услуг нотариуса за заверение вашей подписи на заявлении (200 рублей).
• Паспорт или свидетельство о рождении.
• Справку о прописке (если она не указана в паспорте).
• Квитанция об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
После получения свидетельства о регистрации вас в качестве ИП, нужно открыть счет в банке. Это также можно поручить профессионалам. Средняя стоимость их услуг составляет 2 000 рублей. Если в процессе вашей деятельности вы будете использовать ККТ, ее также следует зарегистрировать. Эти услуги обойдутся в среднем в 4000 рублей. Разумеется, можно и сэкономить, оформив все самостоятельно, но в этом случае будьте готовы к БОЛЬШИМ хлопотам и проблемам.
У индивидуального предпринимательства, вместе с тем есть один, но весьма существенный минус: ИП отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Это означает, что, если вдруг у вас не будет средств расплатиться с кредиторами, взыскание может быть наложена на все, что принадлежит вам по документам, вплоть до недвижимости, машины и проч.
Вот почему большинство предпочитают вести свои дела через общество с ограниченной ответственностью. По налогам, выплатам и проч. ООО не более обременительно, чем ИП. И там, и там есть свои «плюсы» и «минусы». В итоге расходы при ведении дел примерно одинаковы.
Но многих в ООО отпугивает необходимость внесения уставного капитала. И напрасно. По закону минимальный его размер составляет всего лишь десять тысяч рублей. При этом вносить его можно частями: 50% сразу и еще 50% в течение года после регистрации. Но даже и тут можно сэкономить, ведь законодательство допускает вносить в качестве вклада в уставный капитал любое свое имущество. Главное его оценить. Причем, если оценить вещь в сумме до 20 000 рублей, то никаких документов, подтверждающих ее стоимость от вас не потребуется. Свыше – заключение независимого оценщика. Таким образом, достаточно будет прописать в уставе, что вашим вкладом является, к примеру, компьютер стоимостью 10 000 рублей (пусть даже реально он стоит только пять), и регистрация пройдет успешно.
Для того чтобы зарегистрировать ООО нужно представить в налоговую следующий пакет документов:
• Заявление установленного образца. Подпись заверяется нотариально. Услуги нотариуса обойдутся в 200 рублей.
• Решение о создании.
• Устав.
• Квитанция об оплате госпошлины (ее размер составляет 2 000 рублей).
Если все оформлено правильно, через пять дней ваше ООО может приступать к работе. Только не забудьте изготовить печать. Она обойдется вам в среднем от 250 до 900 рублей. Правда, есть у ООО один недостаток. Вам обязательно придется предъявить в налоговую документ, подтверждающий ваши права на юридический адрес (договор аренды, например). В принципе закон не запрещает регистрировать ООО и по домашнему адресу, но налоговые нередко отказывают в этом праве. Поэтому лучше не рисковать. Услуга по покупке юридического адреса в Москве (только адреса, без аренды офиса) обойдется в среднем от 2500 до 10 000 рублей. Современный рынок услуг представляет также возможность приобрести готовую фирму или доверить регистрацию своей профессионалам. В первом случае обойдется вам это от 20 000 рублей (простая компания) или же от 300 000 рублей (например, фирма со строительной лицензией).
Зарегистрировать же свое ООО через фирму, оказывающую подобного рода услуги, стоит в столице в среднем в пять тысяч рублей.
Как видите, стать счастливым обладателем своей собственной фирмы стоит не так уж и дорого. Другое дело, что и ее обслуживание потребует определенных вложение (бухгалтерское сопровождение, аренда офиса, налоги и проч.). Однако если дело будет организовано с умом, то, как правило, все расходы по его открытию окупаются в среднем за первый же год существования фирмы.
Главное, не бояться, и все у вас получится. Дерзайте!