Я и моя страна: Когда наступит завтра
Максим Трудолюбов
21.01.2011, 9 (2775)
Вести любую осмысленную политику в России сейчас невозможно из-за глубокого противоречия между ценностями и интересами. Ценности — это содержание политики, которым должны быть движимы люди, принимающие решения. Интересы — это то, чем они в действительности руководствуются. Расхождение между двумя этими устремлениями есть всегда, и в любой стране, и в любом виде деятельности.
Но у нас ценности и интересы противостоят другу другу. Получается тяни-толкай. Ради долгосрочного развития, которое всем необходимо и выгодно, нужно ликвидировать коррупцию и заняться наконец стратегией. Но как же это возможно, если нынешняя игра без правил приносит так называемой элите гигантский выигрыш здесь и сейчас? Ценности — т. е. устойчивый рост, хороший инвестиционный климат для всех, гарантии прав собственности — это наше завтра. Интересы — т. е. возможность заработать на плохом климате и на отсутствии прав собственности — это наше сегодня.
При нынешнем положении завтра никогда не наступит. Расследования реальных коррупционных историй ведутся крайне медленно и избирательно, как в случае с «Транснефтью», а на политическом уровне принимаются антирешения, как в случае с проектом поправок о фирмах-однодневках. То, что это еще один инструмент для вымогательства, настолько очевидно, что в нынешнем виде проект не пройдет, но ведь в каком-то виде пройдет. Это громкая история, а менее громких законодательных «инструментов» такого рода принимается множество, это ведь поточное производство. Экологи Игорь Честин и Евгений Шварц показали на этих страницах закономерности, в соответствии с которыми принимаются или не принимаются законы в их сфере («Бумажная вертикаль», «Ведомости» от 28.12.2010). Закон принимается, если он расширяет возможности чиновников — например, позволяет менять назначение угодий и принимать решения о строительстве. Закон не принимается, если он такие возможности ограничивает.
Это то самое противоречие между сегодня и завтра, которое справедливо и во всех прочих сферах. Заповедники нужны, но завтра. Заработать настоящие деньги можно уже сегодня. Противоречие существует, потому что приз огромен: это шанс навсегда решить материальные проблемы для себя и своих детей. Соображения о таких абстракциях, как «будущее» и «развитие», смешно даже вводить в эту формулу. Риск проигрыша настолько несопоставим с выигрышем, что не может остановить игрока. К тому же риск управляем, потому что у правосудия тоже есть цена. По-человечески это глубоко понятно. Нет таких сил, чтобы устоять в подобной игре. Никто, в общем, и не пытается. Все усилия российской элиты направлены на сохранение нынешнего российского Эльдopадo на максимально долгий срок.
Ценности будут проигрывать интересам до тех пор, пока выигрыш будет таким огромным, а риск — ничтожным. Кто или что может повысить риск, т. е. сделать наказание за вымогательство, воровство и отъем собственности неотвратимым? Сама элита не может — это полностью противоречит ее интересам. Может, это будет какая-то сила со стороны? Снизу? Сверху? Будут приглашены люди с другой системой ценностей и допущены к принятию политических решений? Это было бы идеальным решением, но оно тоже полностью противоречит интересам тех, кто сейчас в выигрыше. Чтобы пойти на такой шаг, они должны как-то возвыситься над собой, договориться и сказать «хватит». Но это уж совсем фантастика. Хуже того, именно в наступившем году очень вероятна настоящая борьба внутри элиты — из-за того, что у нас называется выборами.
Или есть решение? Может быть, я чего-то не понимаю, но не вижу его. На сегодня реалистичнее, пожалуй, надеяться на то, что выигрыш просто-напросто станет меньше. Действительно, «окно возможностей» может захлопнуться в любой момент само по себе — например, из-за падения цены нефти или какого-то другого внешнего события. Приз уменьшится, и играть станет неинтересно. Обладатели выигрыша просто уедут, и всем оставшимся (т. е. как раз людям с другой системой ценностей!) придется заниматься решением тех скучных задач, которые были нынешней элите неинтересны: лечить пенсионную систему, систему здравоохранения, образования, создавать современные институты обеспечения безопасности, неприкосновенности личности, собственности и качества инвестиционного климата.
И тогда наступит завтра. И это вряд ли будет очень интересно. И лучше, если это произойдет без фейерверков.