Сам себе офис

Как станет меняться мир после того, как все больше и больше сфер деятельности будет уходить в Интернет

Екатерина Самородова
SmartMoney

02.03.2009, 7 (145)

Еще 5-10 лет — и комендантский час в больших городах будет наступать с окончанием рабочего дня. «На улицу после 18-19 часов выходить станет опасно, — прогнозирует президент “Пилгрим Эссет Менеджмент” Роман Гольников. — Все служащие будут разъезжаться по своим домам, а улицы — наполняться асоциальными элементами». Так уже сейчас происходит в Вашингтоне. И даже в московском Сити жизнь замирает по вечерам. Ничего страшного, что столицы постепенно будут превращаться в сервисные центры для обслуживания бизнеса, производственные площадки и залы для презентаций и конференций. Это лишь один из побочных эффектов изменения нашей жизни в условиях глобализации и растущей популярности новых технологий. Пройдет еще несколько лет, и технологии изменятся так сильно, что городов в их прежнем виде на земле может и вовсе не остаться.

ВСЕХ В АУТСОРСЕРЫ

Кризис становится тем пусковым механизмом, который подтолкнет бизнес к принятию рациональных решений, сокращению расходов на аренду, инфраструктуру, заработную плату. Как будут в этих условиях действовать компании? «Я считаю, что переход в виртуальное пространство — лучший способ снижения издержек», — говорит Роман Гольников.

Переведя часть деятельности на виртуальные рельсы, можно добиться повышения производительности в разы. Сейчас сложно представить общение менеджеров не за одним столом. Хотя многие компании уже перешли на виртуальные конференции и совещания, которые стали возможны в «Скайпе» при нажатии одной кнопки. «Еще несколько лет назад наши зарубежные партнеры тратили время на дорогу и ожидание, деньги — на заказ билетов, отеля, — говорит Гольников. — Теперь все переговоры проводим виртуально — и на решение вопросов вместо дней уходят считаные часы». Компаниям достаточно будет иметь лишь небольшой презентационный офис для клиентов — для повседневной работы сотрудников он уже не понадобится.

Удаленная работа — сплошные плюсы? Кто знает. Дорога в офис, рабочий стол, поднадоевшие коллеги вокруг — об этом привыкли говорить с негативным оттенком. Но как долго человек сможет сохранять рабочее настроение, сидя у компьютера в домашних тапочках и с зубной щеткой за щекой? И сколько времени ему потребуется, чтобы отвлечься от служебных дел, если после окончания рабочего дня он будет лишен возможности выйти из офиса и немного расслабиться по пути домой? Судя по всему, трудоголикам, а также людям, не умеющим быстро переключаться с одного занятия на другое, приспособиться к новым условиям будет особенно нелегко.

Как изменятся требования к работникам? Профессионализм ценить не перестанут, но компьютерная грамотность будет важнее правописания, а умение программировать — важнее, чем владение иностранным языком. Один специалист сможет работать в нескольких проектах. Но в каждом из них заниматься ему придется примерно одним и тем же. Расширять сферу деятельности и пробовать себя в новом качестве, переходя из логистики в маркетинг, не получится. У компаний будет четкая специализация, а все, что выходит за ее пределы, — юридические услуги, бухгалтерия, бэк-офис — перейдет на аутсорсинг. Так происходит и сейчас, а в дальнейшем станет нормой без исключений.

Впрочем, собеседования при найме на работу не исчезнут. Но с переходом в виртуальное пространство дискриминации по половому признаку или возрасту станет меньше.

Гольников считает, что общение станет менее эмоциональным, чем сейчас. По крайней мере, на работе. Начальник будет ставить четкие задачи, а не растекаться мыслью по древу. И работа подчиненного будет оцениваться по факту выполнения, а не по количеству часов, просиженных в офисе. Повременная работа окончательно уйдет в прошлое. «Сотрудники станут более честными, обманывать не позволят системы безопасности», — надеется Гольников, полагая, видимо, что перехитрить системы связи сложнее, чем соврать начальнику в глаза.

Трудовая книжка станет анахронизмом. Паспорт преобразится в файл с данными на каждого человека с уровнями доступа для разных структур. Хоть и не начальнику, но смотреть в глаза все равно придется: персональная идентификация будет проводиться по радужной оболочке. Собственно, такая практика кое-где существует и сейчас.

Человечество будет все больше и больше себя контролировать. Это отразится на нормах поведения. Проблемы и радости у нас будут одни на весь мир. Команда Барака Обамы делала ставку на продвижение его предвыборной кампании в Интернете — не оттого ли и на других континентах находились люди, которые растрогались во время просмотра церемонии инаугурации? И теперь весь мир с нетерпением ждет от нового американского президента спасения экономики США: текущий кризис доказал, что мнить себя тихой гаванью и наблюдать за происходящим, стоя в сторонке, — по меньшей мере недальновидно.

И следующий кризис, зародившись в одной стране, не даст никому времени на подготовку, накроет всю планету одновременно. Глобализацию уже не остановить. Не за горами появление единой торговой площадки, которая будет работать круглосуточно, торгуя японскими, американскими, российскими акциями.

«Лет через двадцать вполне возможно, что люди перейдут на единую валюту — не $1, не €1, а 1 Земля», — рассуждает Гольников. Если сегодня между жителями Земли существуют языковые барьеры, разные культурные традиции, то со временем барьеры будут стираться — может быть, люди даже станут повсеместно пользоваться одним основным языком. Расовые различия сотрутся, на планете будет единый микс из национальностей.

ДЕТИ ИЗ ПРОБИРКИ

На ранних стадиях развития личности будет происходить дифференциация по интеллектуально-психологическим признакам для наиболее эффективного развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Проще говоря, еще в детстве станут определять будущую профессию и подбирать индивидуальный план обучения. Меньше окажется «случайных» и «потерянных», дети смогут работать по индивидуальному графику не хуже взрослых.

И конкуренция среди детей будет начинаться с пеленок. Для развития способностей малышей потребуются профессионалы и новые методики образования. «Не представляю, как можно сейчас планировать семью, не запланировав расходы на нянь, воспитателей и гувернанток», — признается Гольников. А родителям останется только любить своих детей на расстоянии и подавать им пример.

Впрочем, как раз с подаванием примера в будущем придется поостеречься. Сейчас даже для взрослого человека смена профессии — дело довольно обычное. Что уж говорить о тех, кто только начинает работать. Детям будущего — по крайней мере, в версии Гольникова — копирование родителей может дорого обойтись: если потом окажется, что способности их лежат в другой сфере, наверстать упущенное будет уже очень непросто.

Личная жизнь также постепенно переходит в виртуальное пространство. «Уже сейчас жены с мужьями общаются по Интернету, — говорит Гольников, — а в реальном мире вместе проводят время только в выходные». С развитием Сети в человеческих отношениях все будет складываться гораздо быстрее и проще.

У многих и сейчас есть виртуальная жизнь в Интернете, где каждый может быть тем, кем он хотел бы быть на самом деле, добиться того, чего недополучил в жизни. Но не случится ли так, что как раз виртуальное пространство станет главной сферой активности, а в офлайне человек будет лишь пытаться компенсировать неудачи, которые принесла ему Сеть?

http://www.vedomosti.ru/smartmoney/arti … 03/02/9634