Кино. Чёрный лебедь.
У режиссёра Даррена Аронофски, подарившего нам “Реквием по мечте”, есть русские корни. Точнее, его предки – евреи из Одессы. Поэтому, видимо, он и взялся за такой сложный материал, как изнанка “русского балета”. И хоть в фильме “Чёрный лебедь” действие происходит не в России, балет – он и в Африке балет. От всего фильма очень сильно веет русским духом, и страдания главной героини, “тургеневской девы” Натали Портман, вполне в духе Достоевского. Перед нами развивается напряжённая душевная драма балерины, одержимой достижением совершенства в балетном искусстве. Её внутренняя трансформация происходит на фоне одновременного погружения в образ Одетты, королевы лебедей, и её злого двойника Одиллии, из балета Чайковского “Лебединое озеро”. На сцене эти образы воплощены в белого и чёрного лебедя. Героиня Натали Портман Нина танцует в балете обе партии, выкладываясь свыше своих сил. Но за кулисами балет представляет собой страшную конкурентную борьбу за главные роли, полную лжи, предательств и жёстких подстав. Нину начинает преследовать порочная Лилли, её коллега по труппе. Она мечтает во что бы то ни стало вывести бедную девушку из строя, и начинает умело играть на расстроенных струнах её души.
Как на грех, преподаватель Нины – просто олицетворение развратного злого гения, демона из “Лебединого озера”. Он постоянно лапает целомудренную ученицу, то и дело впивается ей в губы страстным поцелуем, и требует исполнять классические па так, чтобы её хотелось трахнуть. Вдобавок к неприятностям на работе, дома Нину ждёт странноватая авторитарная мамаша, бывшая балерина-неудачница, которая пожертвовала карьерой ради дочери. Она контролирует Нину даже в мелочах, желая вылепить из неё свою неудавшуюся мечту о приме.
Чувствительная хрупкая психика девушки не выдерживает всего этого давления с разных сторон. Судорожные попытки сочетать в своём искусстве чистое совершенство Белого лебедя и тёмную чувственность Чёрного приводят к тому, что у Нины возникает что-то вроде раздвоения личности на фоне галлюцинирующего бреда. Она видит такие недетские картинки, от которых и взрослого крепкого мужика давно увезли бы в психушку. Но при этом она ещё и танцует на сцене, окружённая демонами своего подсознания. В итоге финал её жизни совпадает с развязкой балета “Лебединое озеро”. Для тех, кто не знает, чем там всё кончилось, есть повод посетить театр.
Фильм является одним из главных номинантов на Оскар-2011, а Натали Портман на днях получила ”Золотой глобус” за лучшую женскую роль. Она полностью заслуживает столь высокой награды, ведь сыграть одновременно ангела и демона дано не каждой актрисе. Венсан Кассель со своей харизмой и лицом порочного злодея прекрасно оттеняет эльфоподобную Натали. Ещё запомнилась талантливая хохлушка Мила Кунис, а особенно лесбийские сцены с ней.
Отдельно хочется упомянуть операторскую работу (за которую фильм тоже номинирован на Оскар). Балетные представления сняты так, что глаз не отвести. Так же впечатляют различные визуальные трансформации, происходящие с героями. Воплотить чьё-то безумие на камеру так, чтобы не прослеживалась компьютерная графика – большое искусство.
Ну и, конечно же, саундтрек. Если можно называть этим словом невероятную, гениальную музыку Чайковского. Классика была аранжирована самым замечательным образом, и звучит в фильме в совсем не классическом варианте. Но при этом она не потеряла своего сильнейшего воздействия на слушателя. Кроме того, фильм полон очень эффектных “звучков”, вроде шороха демонских крыл или сочного хруста балетных пуантов, которые тоже очень его оживляют.
В общем, “Чёрный лебедь” – птица очень высокого полёта. Надеюсь, эта картина ещё расправит крылья на церемонии “Оскар-2011″. А в Россию она прилетит 11 февраля. Так что – смотрите сами.
Режиссёр: Даррен Аронофски.
В ролях: Мила Кунис, Натали Портман, Вайнона Райдер, Венсан Кассель, Тоби Хемингуэй, Себастьян Стэн, Барбара Херши, Джанет Монтгомери, Кристофер Гартин, Кристина Анапау, Ксения Соло.
Ольга Котогонова.
19.01.2011