18:41 Елена Гостева
Мошенники начали устанавливать лже-банкоматы
В начале января 2011 злоумышленники собрали и установили в одном из крупных торговых центров банкомат, передающий информацию о карточных счетах владельцев банковских карт злоумышленникам. Это случилось в Киеве, но могло произойти и в России
О факте появления в крупном торговом центре Киева псевдобанкомата сообщает «Первый канал». При попытке снять в таком банкомате деньги жители и гости украинской столицы передавали информацию о своей карте преступникам. Получив секретные данные, мошенники похищали средства со счетов. Причем аппарат был установлен вполне легально, хотя и не имел опознавательных знаков какого-либо банка. На экране банкомата все время крутилась одна и та же заставка. Он успел поработать в течение двух недель.
С виду фальшивый банкомат не отличался от обычного. Клиент подходил, вставлял в устройство карту, вводил PIN-код код и запрашивал нужную сумму. Через несколько секунд банкомат возвращал карту, а на мониторе появлялась информация, что произошел сбой в системе, выдача денег невозможна. Но за время проведения псевдооперации устройство считывало всю конфиденциальную информацию с карты, открывая для злоумышленников доступ к счету. Люди, неудачно воспользовавшиеся услугой данного банкомата, понимали, что их обокрали лишь после того, как проверяли остаток на счете уже в настоящем банкомате.
Сколько клиентов стали жертвами злоумышленников пока неизвестно. Пока с заявлением в милицию обратились двое пострадавших. Сколько же всего было установлено псевдобанкоматов в Киеве и по всей Украине — тоже непонятно.
Охота за чужими деньгами
Владелец фальшивого банкомата задержан. Им оказался житель Киева. В торговом центре говорят, что не имеют отношения к махинациям. Исполняющий директор торгово-развлекательного центра Алексей Тесленко так прокомментировал появление банкомата на его территории: «У этого юридического лица все регистрационные документы, дающие права для занятия такой деятельностью, были в наличии. Мы не застрахованы вообще от какого-либо вида мошенничества со стороны кого угодно».
Президент ассоциации украинских банков Александр Сугоняко говорит, что с такого рода мошенничеством сталкивается впервые за 18 лет работы: «Банкомат — это автоматический кассир, это продолжение банка. Какого банка? Там было это указано или не было? Если не было, банкомат не должен был устанавливаться. Контроль должен быть, и ответственность тех людей, которые это делают. То есть мошенник не должен пройти через нормативы, которые позволили бы ему обманывать людей».
Генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков вспоминает случай из практики: он снимал деньги со своей карты в банкомате украинского банка, все манипуляции с картой проходили у него на глазах, заняли не больше минуты, и никаких подозрительных действий он не заметил. Но через месяц после возвращения из поездки, ему позвонили из банка, выпустившего карту, и сказали, что карту рекомендуют перевыпустить, так как была попытка оплаты его картой товаров на территории Украины.
Интересен тот факт, что российские банкиры из стран СНГ к небезопасным странам в области расплаты картами специалисты относят именно Украину, так как там уровень мошенничеств по картам выше, чем в среднем по другим странам бывшего СССР. Но при этом говорят, что случаи появления псевдо-банкоматов могут быть и в России.
Техника безопасности
Вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов говорит, что теоретически такой случай может произойти и в России, так как купить банкомат может любить любая организация или человек. «Вопрос только — зачем обычному человеку банкомат, ведь, по идее, его нужно подключить к процессинговому центру. Да и в случае неправомерных действий с банкоматом, его владелец вычисляется легко, ведь каждая машина имеет свой уникальный идентификационный номер. Да к тому же и стоит банкомат недешево: самая простая модель — примерно 14 тысяч долларов», — рассуждает Орлов.
При этом он отмечает, что когда банк хочет поставить банкомат где-то не на своей территории (например, не в отделении, а в торговом центре), то первое, что делает администрация банка — это заключает договор аренды площади торгового центра с владельцами торговой площади — примерно на 1 кв. метр.
«Договор заключается не на один день и даже не на месяц, ибо демонтировать и перевезти такой сложный агрегат тоже дело дорогостоящее, примерно 15 тысяч рублей», — говорит Орлов.
Никакая информация о банкомате в торговый центр не передается, при этом банк может заключать с торговым центром договор охраны банкомата, то есть обязательства банка (использовать банкомат по назначению), а торгового центра (беречь имущество банка) взаимны.
Дмитрий Орлов рекомендует владельцам карты всегда интересоваться, какому банку принадлежит банкомат и обращать внимание на его внешний вид. Если внешний вид банкомата вызывает хоть малейшие сомнения (незнакомые устройства прикрепленные к корпусу; деформированная или нестандартная клавиатура), таким банкоматом пользоваться не стоит.
Необходимо помнить стандартные правила обращения с карточками, говорит директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания банка «ЮниКредит» Александр Вишняков. Первое — обязательно подключите услугу SMS-информирования о проведенных операциях по карте. С ее помощью вы сможете вовремя заблокировать карту, если злоумышленники попытаются данными картами воспользоваться. При утере или краже карты ее необходимо незамедлительно заблокировать.