16:58 Наталья Ищенко
Японцы купили немного QIWI
Крупнейший игрок рынка моментальных платежей QIWI продала 14,9% компании японской корпорации Mitsui & Co. До этого одна из крупнейших международных диверсифицированных корпораций Японии сотрудничала, в основном, с сырьевыми компаниями из России
Японская корпорация Mitsui & Co купила долю в российской системе моментальных платежей QIWI, говорится в сообщении японской компании. Теперь японцам принадлежит 14,9% в QIWI согласно договору, подписанному еще 20 декабря 2010 года.
«Mitsui нацелена войти в сегмент платежных терминалов и электронных платежей, которые широко используются в России и других зарубежных странах для оплаты мобильных телефонов, коммунальных счетов и других платежей, и развивать бизнес в сфере потребительских товаров на российском рынке», — говорится в заявлении Mitsui.
QIWI является крупнейшим игроком в России в этих сегментах: около 80% пользователей мобильных телефонов в России пользуются терминалами для оплаты мобильной связи. Доля QIWI на рынке платежных услуг в России составляет 45%. Чистая прибыль QIWI Ltd. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 месяцев 2010 года составила 650 млн рублей, выручка — 5,04 млрд рублей [неаудированные данные]. Прибыль за 2009 год составляла 467 млн рублей.
Сумма, которую одна из крупнейших международных диверсифицированных корпораций из Японии заплатила за почти 15-процентную долю в российских платежных терминалах, не разглашается, заявил BFM.ru президент группы QIWI Андрей Романенко.
Японская компания Mitsui & Co, основанная в 1876 году, занимается разработкой, куплей-продажей и переработкой всех видов энергетической продукции в Японии и за рубежом, а также финансовой деятельностью, владеет 12,5% акций оператора крупнейшего в мире комплексного нефтегазового проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy, сотрудничает с «Газпромом» почти 20 лет. В конце прошлого года Mitsui, по данным «Коммерсанта», подписала соглашение с «Евраз Груп» о создании СП, которое будет заниматься освоением Денисовского угольного месторождения в Якутии.
В результате объявленной сегодня сделки менеджменту QIWI, включая Андрея Романенко, принадлежит 63,7% компании, а доля Mail.ru Group снизилась до 21,4% с 25,09%.
Системы моментальных платежей до сих пор остаются достаточно непрозрачным бизнесом, говорит BFM.ru Александр Филимонов, эксперт компании РБС Crowe Horwath. «Несмотря на все усилия законодателей вывести его из тени, до сих пор до 60% доходов приходится на «серые» схемы. Именно поэтому точно оценить сумму сделки достаточно сложно», — отмечает эксперт.
Помимо российского рынка, QIWI работает еще в 15 странах, в их числе Украина, Казахстан, Болгария, Румыния, Китай, Малайзия, ЮАР и другие. Компания рассматривает возможности по развитию бизнеса в других странах Восточной Европы, Центральной и Южной Америки и Юго-Восточной Европы. «У Mitsui большие связи в мировом сообществе, компания присутствует в 66 странах мира», — ответил Романенко на вопрос о планах по международной экспансии QIWI. Помимо международного развития, сотрудничество с японской компанией может стимулировать развитие инновационных технологий в российской компании, добавил президент группы QIWI Андрей Романенко.
Бизнес QIWI связан не только с платежными терминалами, говорит BFM.ru руководитель комитета по электронным платёжным системам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. «Если говорить о России, большой сегмент у них связан с QIWI-кошельком. Это, по сути, электронные деньги, удаленные системы оплаты. Второй сегмент — размещение рекламы на терминалах. Это не платежный бизнес, но он показывает хорошие результаты», — говорит Борис Ким.
Электронные кошельки под наблюдением
Напомним, российские законодатели сейчас работают над принятием в России закона о Национальной платежной системе, под регулирование которого попадут и платежные терминалы. После того, как основатель финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди объявил о намерении создать новую пирамиду с помощью электронного кошелька, член комитета Госдумы по финансовому рынку и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков предложил дать Центробанку полномочия для регулирования денежных операций с применением новых технологий, в частности, через электронные «кошельки».
QIWI абсолютно готова к регулированию, в том числе банковскому, считают эксперты. Напомним, в октябре 2010 года компания стала 100-процентным собственником «1-ого Процессингового банка».
«Однако в целом для рынка усиление регулирования моментальных платежей — это негативный фактор, считает Борис Ким из НАУЭТ. — Это дополнительные требования. Регулирование «бесплатным» не бывает. Это очередное удорожание услуг платежных терминалов. Между тем, для усиления регулирования нет никаких оснований». Свою точку зрения эксперт объясняет тем, что рынок моментальных платежей «только что пережил вступление в силу специального закона, потом фискализацию». «Тем не менее, он показывает рост, защищает права потребителей, в отличие от банковского сектора, в котором банкротство крупных кредитных учреждений продолжается», — указывает Борис Ким.
Рынок моментальных платежей растет на 15-20% ежегодно и в ближайшие 2-3 года гарантированно будет расти не меньшими темпами, обещает Александр Филимонов из РБС Crowe Horwath. «Думаю, ввод в действие закона о Национальной платежной системе кардинально не изменит ситуацию, поскольку закон еще достаточно сырой и в ближайшее время будет дорабатываться с учетом российских реалий», — считает эксперт.
В самой компании-системе моментальных платежей настроены оптимистично: «Я не могу сказать, какое законодательство будет с точки зрения закона о платежной системе. Но, я думаю, если Государственная дума рассматривает новый закон, то он должен улучшить сферу деятельности, а не ухудшить», — говорит глава QIWI Андрей Романенко.