2025: Учитесь смотреть
К массовому внедрению телевидения нового поколения готовы все, кроме потребителей
Прогнозы о том, что компьютеры и мобильные телефоны полностью вытеснят телевизоры, мы слышим уже несколько лет. Но, хотя уже сейчас можно назвать десятки более или менее успешных проектов в области интернет-телевидения и мобильного вещания, говорит вице-президент по мультимедийным продуктам Ericsson Лиам Хикэй, следует признать, что маркетологи были слишком оптимистичны. Как показала практика, отучить людей от привычки смотреть «ящик» по-старому очень сложно. Операторам потребуется по крайней мере 10 лет, чтобы перейти от экспериментов в новой области к действительно массовому рынку.
Еще пару лет назад слишком медленную эволюцию традиционного телевидения объясняли отсутствием необходимых технологий. Достаточно вспомнить дефицит дешевых цифровых ТВ-приставок, позволяющих смотреть передачи через Сеть, а также мобильных телефонов с достаточно большими экранами. Однако теперь рынок заполонили доступные простым потребителям китайские приставки, а на мобильниках от Apple, HTC или Nokia можно смотреть видеоролики даже в лучшем разрешении, чем у обычного телевизора. «Технологических препятствий для того, чтобы смотреть телепередачи на экране мобильных устройств, больше не существует», — уверяет Хикэй.
БОЛЬШИЕ ОБЕЩАНИЯ
По идее телевидение нового поколения (IPTV) может стать крайне выгодной для операторов услугой. Данные американских телекоммуникационных компаний, таких как AT&T и Verizon, свидетельствуют, что видеосервисы серьезно увеличивают ежемесячный доход с одного абонента (ARPU). Если рассуждать в относительных цифрах, потенциал у интернет-телевидения огромный. В этом году только американские компании заработают на новых сервисах $7,2 млрд, а к 2012 г. их совокупные доходы превысят $37 млрд. Сейчас во всем мире на услуги IPTV подписано 13,4 млн абонентов, а к 2011 г., по прогнозам компании IMS Research, их число достигнет 52 млн. Впечатляющая динамика, не правда ли?
Однако достаточно сравнить эти цифры с многомиллиардной аудиторией традиционного телевидения, как становится ясно, что радоваться особо нечему. «Рынку остро не хватает массового зрителя», — сетует вице-президент Ericsson. Главная проблема, по мнению Хикэя, в консерватизме телекоммуникационных гигантов. Они до сих пор не уверены, что массовой аудитории может быть действительно интересно смотреть сериалы по мобильному телефону или тратить силы, чтобы сформировать программу передач по собственному выбору.
Но восприятие операторов меняется, когда они видят взрывной рост аудитории видеосервисов Cети. Все больше и больше людей качают из Интернета видео. Начиналось все с коротких роликов и любительских фильмов, а теперь зрители смотрят по компьютеру «в прямом эфире» свежие выпуски новостей и телешоу. Как оказалось, кому-то все-таки нравится иметь доступ к телеэфиру в любое время и в любом месте, а не только дома, на диване перед телевизором.
НАБИРАЯ МАССУ
В ближайшие 5-10 лет операторы приложат все силы для того, чтобы возможности IP-телевидения оценила массовая аудитория. Но чтобы изменить привычки миллионов телезрителей, потребуются колоссальные усилия. Операторы потратят огромные суммы денег на просветительскую работу. Как полагает Хикэй, телекоммуникационные компании станут действовать предельно агрессивно, чтобы потеснить традиционных игроков — кабельных и спутниковых ТВ-операторов, телевещательные корпорации. За минимальную плату или вовсе бесплатно нам будут предлагать сотни каналов самого высокого качества, лишь бы приучить нас к новому телевидению.
Подобная тактика обычно оправдывает себя, продолжает вице-президент Ericsson. К примеру, бельгийский оператор Belgacom, запуская в прошлом году IPTV-проект, шесть месяцев не требовал денег за свои услуги, а когда все же ввел плату, от подписки отказалось меньше 10% клиентов.
Кроме того, операторы будут заманивать нас бесплатным контентом с возможностью его загрузки прямо в телевизор или телефон. В Москве, к примеру, так поступил новый WiMax-оператор «Скартел», который предложил своим абонентам в течение года бесплатно пользоваться огромным архивом музыки и видео. И это только первая ласточка.
Операторы выполнят давние обещания и наконец позволят нам самостоятельно составлять себе программу передач. А лет через десять мы привыкнем покупать с помощью телевизора новую мебель и книги. Чтобы попасть на очередную премьеру фильма о Джеймсе Бонде, достаточно будет кликнуть на специальное меню во время просмотра рекламы и выбрать места в ближайшем кинотеатре.
Популяризовать интернет-ТВ помогут и социальные сети. Как вам идея обмениваться комментариями с друзьями прямо во время телепередачи? Или делать для знакомых специальные пометки-рекомендации к программам?
В прошлом году американская компания Comcast запустила портал Fancast.com, тесно интегрированный с ее телеканалами. И, как выяснилось, телезрителям идея социальных сетей понравилась не меньше, чем интернет-пользователям.
Ксения Болецкая
46 (136) 08 декабря 2008
http://www.smoney.ru/article.shtml?2008/12/08/7804