Пискунова М.Г. - заведующая кафедрой правовых дисциплин Российского института государственных регистраторов при Министерстве юстиции Российской Федерации из кн. Сделки с недвижимостью - оформление без нотариуса: государственная регистрация, образцы документов. - 2-е иэд., испр. - М.: Юрайт-М, 2001. - 432 с. (Извлечение)
Для государственной регистрации необходимы следующие документы:
1) документы, удостоверяющие личность заявителей;
2) учредительные документы юридических лиц;
3) документы, подтверждающие полномочия представителей, действующих не от собственного имени;
4) заявления;
5) документы об оплате регистрации;
6) правоустанавливающие документы;
7) описание объекта недвижимости (технические паспорта и планы БТИ; кадастровые планы земельных участков);
8) дополнительные документы в случаях, установленных законом.
1. Документы, удостоверяющие личность заявителей. Эти документы должны предъявлять как сами правообладатели и участники сделки, так и их представители, а также представители юридических лиц.
Личность физического лица удостоверяет один из следующих документов:
- паспорт гражданина РФ (СССР);
- общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ (СССР), выехавшего в другое государство на постоянное место жительства и временно находящегося на территории РФ;
- общегражданский заграничный паспорт иностранного гражданина, имеющий отметку о регистрации в органах внутренних дел или других уполномоченных органах;
- свидетельство о рождении, выданное органами ЗАГС (для несовершеннолетних);
- вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства;
- удостоверение личности военнослужащего действительной службы;
- военный билет военнослужащего срочной службы;
- паспорт моряка;
- справка из органов внутренних дел с фотографией и реквизитами утерянного паспорта;
- выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы удостоверение беженца установленного образца с фотографией (срок действия - 3 года со дня выдачи).
2. Учредительные документы юридических лиц. Это требование установлено п. 3 ст. 4 Закона о государственной регистрации прав. Учредительные документы помимо обязательных для государственной регистрации реквизитов содержат важную информацию о правоспособности юридического лица (указание на виды сделок, которые может совершать эта организация, правовой режим ее имущества), а также порядок управления, например компетенция руководителя и принятие решений о совершении сделок. Учредительными документами юридических лиц являются, как правило, уставы и в установленных случаях учредительные договоры. Если учредительный договор не является учредительным документом юридического лица (например акционерного общества), его лучше представить, поскольку в нем тоже может содержаться информация, необходимая для регистрации. Необходимо также представлять документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица (свидетельство), информационное письмо территориального органа Госналогслужбы о присвоении ИНН (индивидуального номера налогоплательщика) и статистических кодов. Статистический код ОКПО - это индивидуальный код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций, который позволяет найти в информационной системе юридическое лицо (его правопреемника) даже после изменения наименования или реорганизации.
3. Документы, подтверждающие полномочия представителей правообладателей и участников сделки. От имени юридических лиц действуют их руководители (органы юридического лица). В качестве подтверждения их полномочий представляется один из документов:
- выписка из протокола общего собрания учредителей (акционеров) об избрании органа юридического лица (генерального директора, председателя совета директоров) или о назначении ликвидационной комиссии (если организация находится в процессе ликвидации);
- приказ о назначении директора (заключенный контракт) (для организаций, имеющих единственного учредителя, в том числе государственных и муниципальных предприятий, учреждений, ИЧП);
- определение арбитражного суда о назначении арбитражного управляющего (если начата процедура банкротства).
Не следует путать полномочия на совершение сделок с недвижимостью (подписание договоров) и полномочия на представление интересов при государственной регистрации. Договор может быть подписан продавцом или покупателем собственноручно, а представление своих интересов при государственной регистрации (подачу и получение документов) они могут доверить другим лицам. На совершение сделок в нотариальной форме требуется нотариально удостоверенная или приравненная к таковой доверенность (п. 2, 3 ст. 185 ГК РФ), а при государственной регистрации представлять интересы формально можно и на основании простой доверенности. Но чтобы избежать недоразумений, доверенность на представление интересов при государственной регистрации также лучше удостоверить нотариально. В доверенности рекомендуется указывать помимо обязательных данных год рождения и паспортные данные доверителя, поскольку эти сведения необходимы для внесения в Единый реестр и в Свидетельство о праве собственности. Вместе с тем возможен, например, такой вариант: гражданин подает документы на регистрацию лично, а получить их доверяет другому лицу. Такая доверенность может быть составлена непосредственно в учреждении юстиции и содержать отметку об этом должностного лица, уполномоченного принимать или выдавать документы и присутствовавшего при составлении, подобно доверенности на получение вкладов в банке, заработной платы или почтовой корреспонденции, удостоверяемой банком или организацией связи (п. 4 ст. 185 ГК РФ).
Особого внимания заслуживает форма доверенности на совершение сделок в простой письменной форме. Формально доверенность на подписание договора в простой письменной форме также может быть составлена в простой письменной форме. Но чтобы не создавать себе лишних проблем и не вызывать у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации (ст. 19 Закона о государственной регистрации прав), такую доверенность лучше удостоверить нотариально.
Заключение договора и представление интересов при государственной регистрации возможно также и на основании генеральной доверенности, которая уполномочивает представителя заключать разнообразные сделки и представлять доверителя во всех компетентных органах, даже если там не будет прямого указания на государственную регистрацию. Такая доверенность не должна изыматься регистрирующим органом, но она должна быть представлена в подлиннике с приложением копии.
При заключении договора по доверенности следует обратить внимание на следующие важные моменты. Договор дарения не может быть совершен по генеральной доверенности, дарителем должна быть выдана специальная доверенность, в которой указан предмет дарения и назван одаряемый (п. 5 ст. 576 ГК РФ). В противном случае возможна такая ситуация, когда гражданин, уезжая на длительный срок в другую страну, выдает своему другу генеральную доверенность на распоряжение его имуществом, в том числе и на получение вырученных денег, а друг дарит его квартиру собственной жене. Если все-таки договор дарения заключен по доверенности, не соответствующей указанным требованиям, то для регистрации договора и права собственности одаряемого требуется прямое одобрение совершенной сделки дарителем (ст. 183 ГК РФ).
Определенные сложности создает также доверенность, выданная одному из супругов, который впоследствии совершает сделку с другим супругом. Например, продавец выдал доверенность мужу, который от его имени подписал договор с собственной женой. Известно, что в силу ст. 35 Семейного кодекса РФ нажитое имущество является совместной собственностью супругов, независимо от того, на чье имя оно приобретено (если брачным договором не установлен иной режим имущества супругов). В данном примере получилось, что муж сам продал - сам и приобрел. Но п. 3 ст. 182 ГК РФ запрещает представителю совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Чтобы у регистратора не было сомнений и не требовалось последующего одобрения сделки непосредственно продавцом, лучше, если продавца будет представлять по доверенности другое лицо.
Что касается залога недвижимости, то, несмотря на обязательную нотариальную форму договора о залоге, заключение от имени гражданина договора ипотеки жилого дома (квартиры) по доверенности не допускается (п. 6 ст. 74 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Не рекомендуется также заключать договоры в простой письменной форме, когда представитель продавца действует по доверенности, удостоверенной давно, или срок действия которой истекает в ближайшие дни. У регистратора могут возникнуть сомнения, не отозвана ли доверенность представляемым, жив ли представляемый (ст. 188 ГК РФ). Правда, представитель в данном случае вправе в соответствии со ст. 19 Закона о государственной регистрации прав предъявить доказательства обратного: либо более свежую доверенность, либо (что еще лучше) нотариально заверенное одобрение доверителем совершенной от его имени сделки. На доверенностях обязательно должен быть указан срок выдачи!
Доверенности от юридических лиц должны быть подписаны его руководителем и иметь печать юридического лица, а доверенности от имени государственных или муниципальных предприятий (учреждений) должны быть подписаны также главным бухгалтером (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Доверенности, выданные руководителями филиалов, являются доверенностями, выданными в порядке передоверия, и поэтому подлежат нотариальному удостоверению, хотя и могут иметь печать филиала (п. 3 ст. 55, п. 3 ст. 187 ГК РФ).
4. Заявления. Государственная регистрация носит заявительный порядок. Если гражданин не подал заявление о совершении определенного регистрационного действия (регистрации сделки или права), то оно не подлежит совершению (кроме регистрации обременений, ограничений в силу закона или судебного акта).
Приведем пример. В соответствии со ст. 7 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право собственности на приватизированное жилье возникает с момента регистрации договора безвозмездной передачи в исполнительном органе местного Совета народных депутатов (в настоящее время - местной администрации). Если приватизационный договор зарегистрирован надлежащим образом, то повторная регистрация его как сделки в учреждении юстиции не требуется. Ставший собственником гражданин вправе получить Свидетельство о государственной регистрации права в учреждении юстиции. Возможно также, что в определенном регионе полномочия по регистрации таких договоров переданы из местной администрации в учреждения юстиции. В этом случае регистрации только договора (сделки) достаточно, чтобы стать собственником. Но если в дальнейшем планируется совершение сделки с этим жильем, то необходима и регистрация права, возникшего на основании этого договора.
Следует отметить, что закон не ограничивает возможности граждан и организаций подавать в учреждение юстиции по месту нахождения недвижимости иные заявления в отношении недвижимости. Так, например, если права оспариваются в суде, то регистратор должен сделать запись о том, что заявлено право требования со стороны конкретного лица (п. 3 ст. 28 Закона о государственной регистрации прав). Естественно, что эта запись не будет иметь такой силы, как, например, арест, налагаемый на недвижимость в обеспечение судебного иска. Целесообразно также подавать заявления в учреждение юстиции по месту нахождения недвижимости, например, о том, что начата процедура банкротства юридического лица и соответственно прежний руководитель утрачивает полномочия по совершению сделок, либо о начале ликвидации юридического лица и переходе полномочий к ликвидационной комиссии. Гражданам рекомендуется подавать заявления в случае отмены доверенности как специальной (на совершение определенной сделки), так и генеральной (на разнообразные действия).
5. Документы об оплате регистрации. Регистрационная процедура начинается только при документальном подтверждении ее оплаты (п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации прав). Если уплата налогов является обязанностью только налогоплательщика и не допускается уплата налогов за другое лицо, то плата за регистрацию может быть внесена любым заинтересованным в ее проведении лицом. Например, стороны могут предусмотреть договором, что все расходы по оформлению сделки оплачивает покупатель. Если право продавца не было зарегистрировано ранее в Едином государственном реестре, то покупатель должен оплатить: регистрацию права продавца до регистрации сделки, регистрацию сделки и регистрацию своего права, возможно, одним платежным документом. Такое распределение расходов естественно при дарении недвижимости или ее отчуждении под выплату пожизненного содержания с иждивением. Но возможно также, что регистрацию своего права и сделки оплачивает продавец, а покупатель оплачивает регистрацию перехода права.
Важно при этом знать, что оплачивается регистрационное действие, а не штампы на договоре или ином правоустанавливающем документе и не выданные свидетельства. Например, если зарегистрировано право собственности на основании нотариального свидетельства о праве на наследство, выдано Свидетельство о государственной регистрации и на наследственном документе проставлен штамп с гербовой печатью, то совершено одно регистрационное действие, соответственно плата взимается только за регистрацию права. Регистрация договора мены тоже оплачивается один раз (так как сделка одна), а вот прав будет зарегистрировано столько, сколько меняющихся сторон (как правило, две), итого производится три регистрационных действия - регистрируются сделка и два права. Оплачивается регистрация только одной сделки, если в одном договоре фигурирует два объекта недвижимости, например земельный участок с садовым домиком, но оплачивается также и регистрация двух прав - на землю и на домик (должны быть выданы два свидетельства).
Надо также отличать регистрацию права, осуществляемую в Едином государственном реестре впервые, от внесения изменений в уже существующие записи и соответственно в ранее выданное Свидетельство. За внесение изменений, как правило, предусмотрены существенно меньшие тарифы, чем за первичную регистрацию. Например, если гражданка, получив Свидетельство о регистрации своего права, впоследствии вступит в брак и изменит фамилию, то она вправе получить Свидетельство со своей новой фамилией (и с новой датой выдачи), уплатив только за внесение изменений, причем в новом Свидетельстве должна быть указана прежняя дата записи о праве.
Аналогично, если юридическое лицо изменило наименование, то в Реестр вносятся изменения. Но если юридическое лицо изменило наименование в результате реорганизации в виде преобразования в другую организационно-правовую форму, то потребуется новая регистрация права, поскольку реорганизованное юридическое лицо считается вновь возникшим (п. 4 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ)! Напротив, не считается преобразованием, а только изменением, смена типа акционерного общества (ЗАО в ОАО), а также приведение организационно-правовой формы в соответствие с требованиями закона (ТОО в ООО). Соответственно выдача новых свидетельств будет подтверждать внесение изменений, но не новую регистрацию.
Внесение изменений, но не новая регистрация, требуется также и при изменении адреса, площади и других характеристик недвижимости. Например, если в населенном пункте переименовали улицу Советскую на улицу Демократическую (или наоборот), то ранее полученное Свидетельство также может быть заменено на новое, в котором будет указан новый адрес жилого дома.
На федеральном уровне регулирование платы за регистрацию осуществляется Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1998 г. N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах". Конкретные размеры взимаемой платы устанавливаются нормативными актами субъектов РФ, которые вправе установить льготы для определенных категорий граждан и организаций. Так, например, в Московской области установлена плата за регистрацию ранее возникшего права (до открытия Московской областной регистрационной палаты) на 50% меньше, чем за регистрацию права, документы на которое оформлены после 31 января 1998 г.
6. Правоустанавливающие документы. Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации права. Перечень этих документов приведен в ст. 17 Закона о государственной регистрации прав и не является исчерпывающим. Основные требования к таким документам - соответствие законодательству, действовавшему на момент составления документа в месте расположения недвижимости, а также наличие в нем описания недвижимости, правообладателя и вида права на недвижимость. Правоустанавливающими документами являются, например:
а) договоры и другие сделки отчуждения недвижимости (купля-продажа, дарение, мена, пожизненное содержание с иждивением, отступное, приватизация и др.), надлежащим образом оформленные, а в установленных случаях и зарегистрированные как сделки;
б) акты ввода завершенного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденные органами государственной власти или местного самоуправления, организациями и ведомствами;
в) свидетельства о праве на наследство, выданные нотариусом;
г) решения судов в отношении прав на недвижимость, вступившие в законную силу, постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций (если в ходе судебного процесса стороны пришли к мировому соглашению, правоустанавливающим документом будет мировое соглашение, утвержденное определением суда);
д) справки о полной выплате пая в ЖСК, ГСК, ДСК (должны содержать указание на членство гражданина в кооперативе, размер и дату полной выплаты паевого взноса, описание недвижимости, за которую выплачен пай, подпись, фамилию, инициалы председателя кооператива, оттиск печати кооператива).
Особо следует обратить внимание на то, что различного рода свидетельства "о правовой регистрации", "о внесении в реестр собственников", выданные БТИ, местными комитетами по управлению имуществом и фондами имущества, иными органами местного самоуправления не соответствуют требованиям ст. 17 Закона о государственной регистрации прав предъявляемым к основаниям для государственной регистрации. Данные документы не являются правоустанавливающими и могут быть только приобщены к документам, являющимися основанием для возникновения и перехода прав: договорам, актам и решениям органов государственной власти, судебных органов.
Для регистрации прав на жилые дома, здания, сооружения и другие отдельно стоящие объекты недвижимости, а также на объекты, отчуждаемые вместе с земельным участком, необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок (подлинник и копию) и кадастровый план земельного участка. В случае отсутствия кадастрового плана представляется план, заверенный местным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Правоустанавливающими документами на землю (помимо договоров, решений судов и свидетельств о праве на наследство) также могут являться решения (постановления, распоряжения) сельских, поселковых, городских, районных и областных Советов народных депутатов о предоставлении земельных участков. Если такое решение принято после 29 октября 1993 г. (после вступления в действие Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"), то оно должно быть зарегистрировано в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. До 29 октября 1993 г. на основании постановлений о предоставлении земли в собственность, пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование можно было выдавать Свидетельство о праве на землю (образец утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении формы Свидетельства о праве собственности на землю, договору аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения"). Это Свидетельство имеет силу только вместе с соответствующим постановлением (решением, распоряжением) о выделении участка. Стандартные бланки таких свидетельств на территории Московской области были голубого цвета.
Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 утверждена новая форма Свидетельства на право собственности на землю и одновременно разрешено использовать имеющиеся документы, удостоверяющие иные права на землю, но с обязательной их регистрацией в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Свидетельство о праве собственности на землю само по себе не является правоустанавливающим документом, поскольку должно выдаваться только на основании предусмотренных законом документов (договоров купли-продажи, решений органов местного самоуправления и пр.). Свидетельство должно быть зарегистрировано в поземельной книге. Бланки таких свидетельств - розового цвета.
Таким образом, сегодня права граждан на землю могут быть подтверждены:
а) Свидетельством о праве собственности на землю (утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177); Свидетельством на право собственности на землю (утвержденным Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767) - права собственников земли и земельной доли;
б) Свидетельством на право пожизненного наследуемого владения землей (утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177) - права землевладельцев;
в) Свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей (утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177) - права землепользователей.
Однако эти Свидетельства недействительны без тех правоустанавливающих документов, на основании которых они выданы (постановлений о выделении земли, договоров купли-продажи и пр.).
7. Описание объектов недвижимости. Закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дает следующее определение описания объекта недвижимости: "индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов". Описание объектов проводится на основании данных технического учета (инвентаризации) для зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений и кадастрового учета для земельных участков. Учет объекта недвижимости должен сопровождаться присвоением ему кадастрового номера. Таким образом, организации БТИ и земельные комитеты вошли в систему государственной регистрации прав, но уже с другими, учетными функциями.
Как гласит Закон, кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения.
Но если кадастровый номер не присвоен объекту соответствующими организациями технического или кадастрового учета, то его отсутствие не является препятствием для государственной регистрации. Учреждение юстиции в таком случае самостоятельно присваивает объекту недвижимости условный номер на основании нормативного акта субъекта РФ.
Для государственной регистрации прав на здания, сооружения, нежилые помещения должны быть представлены копии технических паспортов БТИ (либо выписки из них), а для регистрации прав на земельные участки - кадастровые планы.
На здания и сооружения, как правило, БТИ выдает копию технического паспорта в полном объеме. Технический паспорт на здание должен содержать поэтажные планы и подробные экспликации к ним (чертежи комнат и помещений на каждом этаже с обозначением номера и площади, а также общей площади помещений на этаже и во всем здании). Копия технического паспорта может выдаваться и на такие объекты технического учета, как домовладение или имущественный комплекс (например складской или заводской), когда на одной территории находится несколько объектов недвижимого имущества. В этом случае в составе технического паспорта должен быть инвентарный план земельного участка, все объекты на таком плане должны быть обозначены различными литерами (буквами). При наличии такого паспорта может быть зарегистрировано право на любой объект, описанный в нем. Технический паспорт должен иметь инвентарный номер. В копии паспорта также должны быть указаны инвентаризационная стоимость объекта (в ценах 1969, 1982 г.), а также инвентаризационная оценка (для налогообложения граждан) на день выдачи.
На жилые и нежилые помещения в зданиях, как правило, выдаются выписки из технических паспортов. Выписки должны также содержать план и экспликацию помещения, инвентарный номер, инвентаризационную оценку. Копии технических паспортов и выписок должны быть заверены подписью должностного лица и печатью БТИ.
Инвентаризация проводится не реже чем один раз в 5 лет, поэтому технические паспорта и выписки из них действительны в течение данного срока. Если права на объект зарегистрированы в Едином государственном реестре, то при регистрации дальнейших сделок с данным объектом повторного предоставления копии технического паспорта (выписки из него) не требуется. Но поскольку инвентаризационная оценка для целей налогообложения меняется ежегодно, а БТИ несет ответственность за точность данных об объекте при государственной регистрации (п. 1 ст. 31 Закона о государственной регистрации прав), то для регистрации дальнейших сделок с недвижимостью будет необходимо представить справку с указанием новой инвентаризационной оценки и отметкой об отсутствии изменений в объекте. "Срок годности" технического паспорта установлен в регионах различно (5 лет, 3 года, 1 год, 6 месяцев). Но если сделка с недвижимостью совершается в нотариальной форме, то представления в учреждение юстиции такой справки не требуется, потому что для нотариального удостоверения представляется специальная справка "В нотариальную контору" (так называемая форма на отчуждение), которая содержит все необходимые сведения о состоянии объекта и действительна в течение 10 дней. Если гражданин ранее зарегистрировал право на недвижимость в учреждении юстиции и предоставил копию технического паспорта на объект (или выписку из него), то в случае регистрации нотариально удостоверенной сделки со своей недвижимостью ему достаточно будет представить в учреждение юстиции копию справки для нотариальной конторы, а в случае регистрации сделки в простой письменной форме - справку об инвентаризационной оценке жилья на текущую дату и об отсутствии изменений в объекте.
Следует подчеркнуть, что технические паспорта и выписки из них не являются правоустанавливающими документами. Сведения в них о правообладателях не имеют юридической силы. Поэтому, если в техническом паспорте, выписке, справке указан прежний собственник (или вообще не указан), это не препятствует государственной регистрации сделки и прав нового собственника. Техническое описание является источником сведений об объекте недвижимости, но не о правах на него. Повторного изготовления копии технического паспорта или переоформления его на нового правообладателя для государственной регистрации не требуется.
Для регистрации прав на земельный участок потребуется план участка (выписка из кадастрового дела), заверенный местным Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. В описании земельного участка должны быть указаны: местонахождение участка (относительно ближайших административных и хозяйственных ориентиров - сельсовета, колхоза, товарищества, кооператива и населенных пунктов); кадастровый номер, кадастровая оценка в баллогектарах, категория и целевое назначение земель. К описанию прикладывается чертеж границ, на котором показываются водные объекты или объекты, служащие границами участка (реки, озера, каналы, дороги и пр.), границы и кадастровые номера соседних примыкающих земельных участков, границы и номера территорий или зон с особым или ограниченным режимом использования (например водоохранные зоны), границы территорий, обремененных правами других физических или юридических лиц (например подземные коммуникации). Допускается обозначение только границ участка без указания координат поворотных точек. Чертеж также заверяется в земельном комитете. Естественно, что для регистрации последующих сделок с этим участком, повторного изготовления плана не требуется (он будет приложен к договору). Для нотариального удостоверения также требуется справка о нормативной цене земли.
8. Дополнительные документы для государственной регистрации. Данные документы должны быть представлены в случаях, установленных законом. Они должны подтверждать законность сделки и служить защите прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке. Документы, которые были истребованы при удостоверении сделки нотариусом, могут потребоваться и для регистрации, поэтому лучше их иметь в двух экземплярах или сохранить копии. Дополнительные документы требуются в следующих случаях.
1. Предметом договора является квартира. Требуются копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги, подписанные должностным лицом жилищно-эксплуатационной организации с приложением печати данной организации. Эти документы указывают на отсутствие или наличие лиц (несовершеннолетних, членов семьи собственника, нанимателей), сохраняющих права пользования жилым помещением после его отчуждения. Указание таких лиц является существенным условием договора купли-продажи жилого помещения. Для квартир в новостройках представляется справка о том, что лицевой счет не открывался. Чаще всего еще необходима справка об отсутствии задолженности по квартплате. Строго говоря, такая задолженность не может служить препятствием для распоряжения квартирой (в договоре может быть указано, что ее должен погасить покупатель), однако некоторые РЭУ, ЖЭК, ДЕЗ, например, не выдают копию финансово-лицевого счета и выписку из домовой книги при наличии задолженности. Но при возможности эту справку лучше взять. Если предметом договора является жилой дом, то представляется выписка из домовой книги, заверенная местной администрацией.
2. Собственниками, долевыми собственниками имущества являются несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние) или недееспособные граждане. От их имени договор подписывается родителями, усыновителями или опекунами (ст. 28, 29 ГК РФ). Требуется письменное согласие органов опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ). Данная статья ГК РФ также запрещает сделки между подопечными и их законными представителями, за исключением передачи имущества в дар или безвозмездное пользование подопечному.
3. Собственниками, долевыми собственниками имущества являются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет или ограниченно дееспособные граждане. Договор подписывается ими самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ), но при этом требуется письменное одобрение или согласие родителей, усыновителей или попечителей (ст. 26 ГК РФ), а также письменное согласие органов опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).
4. В жилом помещении проживают несовершеннолетние, не являющиеся собственниками. Требуется письменное согласие органов опеки и попечительства (ст. 292 ГК РФ).
5. Отчуждаемое имущество было унаследовано собственником или подарено ему. Требуется справка из налоговой инспекции об уплате налога на наследство или дарение, поскольку только после уплаты данного налога собственник может совершать сделки с унаследованным или подаренным имуществом (ст. 8 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения").
6. Возмездная сделка отчуждения доли в праве общей собственности (но не конкретной части объекта) влечет необходимость представления письменного отказа от права преимущественной покупки отчуждаемой доли другими долевыми собственниками (ст. 250 ГК РФ) или письменного согласия на отчуждение доли (ст. 24 Закона о государственной регистрации прав) (подробнее см. главу, посвященную общей собственности).
7. Объект находится в общей совместной собственности, в том числе общей собственности супругов. Договор подписывается одним из них. Требуется нотариально удостоверенное согласие другого супруга (ст. 35 Семейного кодекса РФ). Возможно подписание договора обоими супругами как совместными собственниками, в этом случае нотариального согласия на сделку не требуется. Письменного согласия остальных совместных собственников формально не требуется (ст. 253 ГК РФ), но учитывая особенности нашей приватизации, лучше такой документ получить.
8. Объект передан ранее в доверительное управление (в том числе и на основании заключенного с органами опеки договора управления имуществом подопечного или безвестно отсутствующего гражданина (ст. 38, 43 ГК РФ)). Договор подписывается доверительным управляющим с указанием "Д.У." (ст. 1012 ГК РФ). Если возможность отчуждения не предусмотрена договором доверительного управления, доверительный управляющий может заключить сделку от имени собственника, действуя по доверенности.
9. Объект обременен правами получателя ренты (правоустанавливающим документом продавца является договор пожизненного содержания с иждивением). Требуется согласие получателя ренты на отчуждение объекта (ст. 604 ГК РФ), даже если он не проживает в этом помещении. Но согласие на отчуждение не избавляет недвижимость от обременения, права нового собственника также будут ограничены обязательствами пожизненного содержания с иждивением (ст. 586 ГК РФ).
10. Объект находится в залоге (в том числе и в залоге в силу закона при купле-продаже в кредит с рассрочкой платежа, когда продавец приобретает право залога на переданное покупателю имущество до его полной оплаты, если иное не установлено договором, - п. 5 ст. 488 ГК РФ). Требуется согласие залогодержателя на распоряжение объектом (ст. 353 ГК РФ). При переходе права залог сохраняется (ст. 346 ГК РФ).
11. Объект находится на территории закрытого административно-территориального образования (военного городка). Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г.) предусматривает, что граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования, вправе совершать сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории закрытого административно-территориального образования, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования. Поэтому, если гражданин приобретает квартиру в военном городке, не будучи прописанным на его территории, потребуется подтверждение, что он постоянно работает на этой территории или получил разрешение на проживание.
12. Объект находится на арендуемом продавцом земельном участке. Договором аренды может быть предусмотрена необходимость согласия арендодателя земельного участка на отчуждение расположенной на нем недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).
Для сделок с участием юридических лиц к данному перечню могут добавиться другие документы в следующих случаях.
1. Имуществом распоряжается организация, не имеющая права собственности (индивидуальные частные (семейные) предприятия, предприятия, созданные обществами потребительской кооперации, предприятия общественных организаций и др. в соответствии со ст. 6 федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Требуется письменное согласие собственника или его полномочного органа на отчуждение имущества (с указанием объекта, цены и покупателя) или совершение сделки самим собственником.
2. Продажа недвижимости государственными и муниципальными предприятиями. На возможность совершения таких сделок должно быть указано в уставе предприятия (поскольку у него специальная правоспособность - п. 1 ст. 49 ГК РФ), а также требуется согласие соответствующего комитета по управлению имуществом (ст. 295 ГК РФ). При отчуждении имущества предприятиями железнодорожного транспорта требования такие же, поскольку согласие Министерства путей сообщения РФ может быть дано только на распоряжение недвижимостью без изменения федеральной собственности (п. 2 ст. 4 федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте").
В случае приобретения имущества государственным или муниципальным предприятием у него возникает не право собственности, а право хозяйственного ведения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
3. В хозяйственных товариществах и обществах существует особый порядок принятия решения о совершении обществом сделки (см. табл. 1, 2). Особые требования предъявляются к сделке, в которой имеется заинтересованность (ст. 81 федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. федерального закона от 24 мая 1999 г. N 101-ФЗ) и ст. 45 федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. федерального закона от 31 декабря 1998 г. N 193-ФЗ), а также к крупным сделкам.