Стратегия повышения энергоэффективности в муниципальных образованиях
---X. Пропаганда и обучение энергосбережению
10.3. Пропаганда энергосбережения для населения
Основные требования к пропаганде, направленной на информационное воздействие на конечного потребителя, в частности - население:
а) для оказания нужного информационно-психологического воздействия на массовое сознание необходимо использовать уже сформированные стереотипы и установки;
б) пропаганда должна преподносить информацию слушателю так, чтобы он не только точно знал, что и как сделать, но и захотел передать эти сведения своим знакомым;
в) неся в себе элемент сенсационности, пропаганда должна давать человеку возможность почувствовать себя осведомленным, хорошо информированным «специалистом» в той или иной области; эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него, знакомых ему авторитетных людей;
г) информирование в системе пропаганды имеет психологическую природу, в ней функционируют все элементы познавательного процесса: восприятие, эмоции, мышление и память; любая пропаганда должна быть комбинацией развлекательного, информационного и убеждающего компонентов;
д) пропаганда должна обходить такие защитные психологические барьеры личности как избирательное внимание, избирательное восприятие, избирательность призыва;
е) пропаганда должна:
* - быть направленной на конкретную целевую аудиторию;
* - привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;
* - преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;
* - соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;
* - удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории, поэтому жителей можно разделить на, как минимум, две категории: на тех, чьи интересы - снизить свои платежи, и на обеспеченных, чьи интересы - поддерживать атрибутику соответствия своему социальному статусу.
Для эффективного воздействия на жителей пропаганда энергосбережения должна быть построена по принципу информационной волны и может включать в себя следующие мероприятия.
* 1. Спусковым механизмом информационной волны должна стать подготовленная акция, которая привлечет к проблеме внимание журналистов. Это может быть решение суда о принудительном проникновении в квартиру представителей жилищной инспекцией для констатации факта переделки системы отопления или ГВС (самовольный монтаж теплых полов), когда от этого пострадали остальные жители дома. При этом нужно подготовить комментарии специалистов и известных людей о необходимости наведения порядка и защиты интересов граждан от произвола соседей, не сведущих в технических вопросах и самовольно влияющих на инженерные системы. Таких информационных поводов должно быть несколько, для информационного накала приблизительно каждые 20 дней. Это может быть и «развитие истории», т.е. решение суда об устранении переделок за счет жильца. По каждому случаю должны проводиться пресс-конференции.
* 2. Подготовка и издание брошюры для жителей (доставка в почтовые ящики), содержащей сведения о возможностях экономии и снижения платежей, требований законодательства и запретов, гарантий для жителей и объяснений, что они могут требовать, советов, справочной информации, телефонов, куда обращаться, рекомендаций, как выбирать бытовые приборы, их маркировка и т.д. Рассылка брошюры в почтовые ящики должна совпасть с началом информационной волны.
Те же сведения, но более детальные, должны быть доступны в сети Интернет. Это должны быть как официальные сайты, так и неофициальные сайты, уже пользующиеся доверием пользователей. Согласно исследованиям, лица, обладающие высоким достатком, не доверяют официальным и печатным источникам информации, а доверяют неформальным советам, полученным в сети Интернет.
3. Несомненно, одним из мощнейших каналов влияния является телевидение. Его можно использовать в нескольких направлениях. Во-первых, это рекламные ролики, длиной не более 10 секунд, которые либо показывают выгодность «энергосберегающего поведения» (в том числе это должны быть рекомендации от имени «простых людей» и «звезд»), либо его «значимость» для всех (например, с точки зрения экологии). Во-вторых, тема энергосбережения обязательно должна присутствовать в развлекательных передачах и шоу, а так же в городских новостях. В начальный период информационной волны необходимо провести тематическую передачу «Лицом к городу» с мэром города, чтобы обозначить важность темы, и дать сигнал как жителям, так и журналистам обратить на нее внимание.
Немаловажным было бы акцентирование внимания зрителей на правильность выбора бытовых приборов и освещения с точки зрения энергосбережения в передачах, посвященных вопросам ремонта и обустройства жилья. Именно здесь важно донести мысль, что энергосбережение - это совмещение приятного с полезным, при котором потребители получают все необходимые услуги, но на более высоком, технологически совершенном уровне, т.е. это и экономно, и престижно.
4. Работа со СМИ, помимо предоставления журналистам исходной информации для раскрытия темы и информационных поводов в ходе информационной волны, должна начаться со встречи Мэра или главы региона с главными редакторами изданий и телеканалов, и подписания соглашения о сотрудничестве в области пропаганды энергосбережения. Мотивация может быть следующей: все они - жители и патриоты своего города, заинтересованы в бесперебойном энергоснабжении и чистом воздухе.
Работа со СМИ чрезвычайно важна и ей нельзя заниматься между делом. Поток информации должен быть постоянным и очень плотным, особенно важно удовлетворять запросы журналистов в период информационной волны, подготавливать пресс-релизы к запланированным акциям, поддерживать актуальность и оперативность размещения информации в электронных СМИ и на сайте программы по энергосбережению.
5. Использование рекламных площадей (перетяжки, щиты, транспорт). Эти виды воздействия должны быть ориентированы на соответствующие социальные группы. Так, реклама на общественном транспорте должна быть ориентирована на людей со средним достатком, т.е. пропаганда должна быть построена, например, на стимуле экономить собственные средства, а реклама на щитах вдоль дорог должна быть ориентирована на другую социальную группу - автовладельцев, т.е. быть максимально короткой и образной, и содержать посыл на обращение за дополнительной информацией (например, по «горячей» телефонной линии или на сайте программы).
Приведем примеры некоторых плакатов, разработанных с учетом целевой аудитории.
Рис. 10.1. Пример плаката для населения
Серии плакатов:
* - «Экономить энергию выгодно»
* - «Сохрани природу - сохрани жизнь»
* - «Запрещено» или «Вне закона»
* - «Зеленая энергия» и т.д.
Рис. 10.2. Пример плаката для владельцев дач
Рис. 10.3. Пример плаката для размещения на остановках общественного транспорта
6. Механизм воздействия путем вовлечения людей в качестве участников какого-либо действия в большей степени меняет их взгляды, чем у пассивных наблюдателей, может наиболее массово быть использован введением уроков энергосбережения в школах, при этом, дети после проведения урока должны участвовать в конкурсе рисунков или сочинений. Об эффективности такого воздействия свидетельствует как мировая, так и российская практика. Конкурс детских творческих работ и педагогических разработок в сфере энергосбережения привлекает внимание педагогов и детей к проблеме разумного и рационального использования энергии, а через детей, в процессе их творчества дома, влияние оказывается на членов их семей.
7. В условиях острого дефицита мощности эффективной антикризисной мерой может являться оперативное энергосбережение, которое заключается в активных призывах к населению ограничить потребление электроэнергии, особенно в пиковые часы потребления. При угрозах массовых аварийных отключений оперативное энергосбережение - единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям.
Об эффективности агитационной деятельности свидетельствует мировой опыт. По данным международного энергетического агентства (МЭА) с кризисом дефицита электрической мощности сталкивались США, Канада, Япония, Новая Зеландия. В качестве выхода из такой ситуации предлагается «Срочная экономия электричества» или «оперативное энергосбережение». Согласно исследованиям МЭА «экономия электроэнергии не столь элегантная мера по борьбе с энергокризисом, как создание новых генерирующих мощностей, но, возможно, - единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям». Применение этих «неэлегантных мер» помогло Швеции снизить потребление на 4% за три дня, а Калифорнии - на 14% за пару месяцев. Массовая информационная кампания по энергосбережению принесла определенные плоды в Токио, Калифорнии, Бразилии и Новой Зеландии.
Чтобы убедить население беречь электроэнергию Агентство предлагает печатать призывы и рецепты на всем, включая подносы в столовых, привлекать к пропаганде бережливости звезд и приравнять энергосбережение к проявлению патриотизма, гражданского долга и, «если возможно, сделать его модным».
Рис. 10.4. Пример плаката для использования в рамках оперативного энергосбережения
8. Серьезный эффект энергосбережения в конечном потреблении у жителей может быть получен при работе с управляющими компаниями (УК), ТЖС и ЖСК, которые выбрали непосредственное управление многоквартирными домами. В первую очередь им необходима информация об опыте внедрения энергосберегающих проектов, кредитования, доступных технологиях. Информационный поток можно построить на работе по обмену опытом и широкому освещению наиболее эффективных внедренных мероприятий, предоставлении информации о реализации пилотных и типовых проектов и достигнутых технических и экономических результатах. Такая информация должна быть на сайтах Префектур, на сайте Программы по энергосбережению, а так же целесообразно издание ежеквартального бюллетеня об энергосбережении в зданиях.