Утилизация авто пойдет на третий срок
Правительство решило выделить в 2011 году на продолжение программы утилизации старых автомобилей еще 13,5 млрд рублей. Условия участия в программе останутся прежними

07:08

Вице-премьер России Сергей Иванов сообщил о том, что правительство выделит в 2011 году на продолжение программы утилизации старых автомобилей еще 13,5 млрд рублей. Условия участия в программе останутся прежними. Третий этап утилизационного марафона может стать последним и завершающим.

Сергей Иванов заверил, что утилизационная премия за каждый сданный автомобиль в будущем году будет по-прежнему составлять 50 тысяч рублей.

Выступая на заседании совета генеральных и главных конструкторов в Набережных Челнах вице-премьер также заявил, что российский автопром должен преодолеть технологическое отставание от ведущих автопроизводителей по всем своим направлениям. По его словам, для этого необходимо к 2020 года провести «полное инновационное обновление и модернизацию производства», а технологии привести в строгое соответствие с новейшими требованиями по экологии и безопасности.

Как рассчитывает вице-премьер, это позволит через 8 лет довести выпуск легковых автомобилей в России до 3,1 млн штук в год, грузовых и коммерческих — до 280 тысяч, а автобусов — до 35 тысяч.

Стартовавшая в Международный женский день программа утилизации авто старше 10 лет была с энтузиазмом воспринята потребителями. Сначала правительство выделило на нее 11 млрд рублей, но спрос превзошел министерские расчеты — 200 тысяч сертификатов были выбраны уже в июне, причем на самые популярные и дешевые комплектации машин, включая продукцию «АвтоВАЗа» летом образовались очереди продолжительностью до нескольких месяцев.

Эта мера в совокупности с программой льготного автокредитования в значительной степени оживила обвалившийся в кризис авторынок. Поэтому успех первого этапа простимулировал правительство выделить дополнительные 11 млрд рублей на утилизацию еще 200 тысяч старых машин. А в середине сентября правительство приняло решение продлить программу утилизации старых автомобилей на 2011 год — финансовые параметры третьего этапа и огласил Сергей Иванов.

Изначально в утилизационный перечень входило 66 моделей, но в течение года их число существенно возросло. В начале ноября, например, в программу были включены Citroen C-Crosser, Mitsubishi Outlander и Peugeot 4007, выпускающиеся на совместном заводе концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi под Калугой. Сейчас за автохлам можно получить одну из 84 моделей от 21 производителя.

Первоначальный ажиотаж по большинству моделей уже спал. Но, например, очереди на недавно запущенный в производство на заводе в Калуге Volkswagen Polo Sedan пока растянулись на полгода и более. Не меньший спрос должен быть и на новинку Hyindai Solaris, которая начнет сходить с конвейера в середине января будущего года.

По данным Минпромторга на 25 ноября, в рамках первых двух этапов программы утилизации из 400 тысяч сертификатов министерство выдало 368 тысяч штук.

Согласно официальной статистике, примерно 80% выданных утилизационных сертификатов приходится на модели «АвтоВАЗа». Второе место по востребованности занимают автомобили Renault с долей в 7,6%, на третье место вышла Skoda, модели которой составляют 2,7% «утилизационных» машин. Далее за ними следуют Ford (2,35%), Chevrolet (2,23%), ГАЗ (1,96%), УАЗ (1,57%) и Fiat (1%). Доли других брендов не превышают 1% от общего числа заявок.

По оценке директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, за время действия утилизационной программы с ее помощью было обеспечено примерно 22% продаж на авторынке. Как пояснял ранее директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга России Алексей Рахманов, динамика продаж по программе и снятие временных ограничений позволит плавно выйти из программы к осени 2011 года. К этому времени, по его расчетам, доля «утилизационных» машин сократится до 7–8% в общем объеме продаж.

Эксперты авторынка положительно оценивают решение о продлении утилизационной программы. Одновременно они выражают опасения, что после ее прекращения рост авторынка может замедлиться. Впрочем, в любом случае очевидно, что выделение очередных бюджетных миллиардов позволит поддержать спрос на авторынке в предстоящий период традиционного осеннее-зимнего спада — как раз до начала весеннего оживления.

Но некоторые эксперты указывает и на минусы. «С точки зрения экономики постоянная поддержка производства, в том числе и неэффективного, носит отрицательный характер. Сейчас эта поддержка помогла «АвтоВАЗу» пережить непростые времена. Трудно представить, что было бы без программы. Поэтому положительный эффект можно усмотреть только социальный — спасение завода важно для Тольятти. Но эти средства можно было бы вложить в более перспективные отрасли, в ту же науку и так далее», — считает начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов.

http://www.bfm.ru/articles/2010/11/26/a … -srok.html