Украденного полгода ждут

Если мошенники списали деньги с вашей карты, остановить операцию не получится, даже своевременно узнав об этом (например, благодаря sms). Эти деньги вернет банк — но лишь спустя несколько месяцев

Ирина Резник
Людмила Коваль
Ведомости

19.11.2010, 219 (2737)

Около полуночи 21 октября держатель карты Райффайзенбанка Александр в течение 5 минут получил шесть sms-сообщений о списании с карты в общей сложности 2600 евро в адрес интернет-казино Oesterr.Lotterien Wien. Дозвониться в банк, чтобы заблокировать карту, сразу не удалось. «На утро к моменту обращения в банк, по словам его сотрудников, мои деньги еще не были перечислены мошенникам, но остановить операцию они отказались, ссылаясь на правила платежной системы!» — недоумевает Александр.

Банк обязан перечислять средства, так как в момент авторизации взял на себя обязательства перед банком-эквайрером, обслуживающим торговое предприятие, объясняет член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко, иначе никто не стал бы принимать карты к оплате.

Хотя время от блокировки заявленной суммы в процессинговом центре (сразу после авторизации карты) до списания средств со счета может составлять 2-3 дня, случаев отмены банком операций по заявлению клиента не было, говорит вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов, к тому же банк должен убедиться, что клиент сам не совершал операцию.

Бывает, клиент забывает об операции или не узнает ее в выписке, сказал начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексей Голенищев. Случаи, когда клиент обманывает банк и представляет заведомо ложную информацию о мошенничестве, по его словам, крайне редки.

Должны вернуть

В банке у Александра приняли заявление, пообещали после завершения операции начать расследование и в течение двух месяцев принять решение о возмещении.

«Банк должен возместить средства, списанные с карточных счетов клиентов в результате незаконных действий третьих лиц мошенническими способами, т. е. без распоряжения клиента», — говорит ведущий юрист «Юридического центра на Арбате» Ольга Коковихина. По словам Степаненко, с января по сентябрь Райффайзенбанк возместил клиентам по мошенническим операциям более $530 000.

Но когда вернут деньги, не известно. Ведь банк не заинтересован в том, чтобы возмещать убытки клиента из своего кармана. Гендиректор УК «Капиталъ управление активами» Вадим Сосков, к примеру, лишь через полгода получил от ВТБ около 120 000 руб., которые неизвестные сняли из банкомата в Санкт-Петербурге, пока он находился в Москве.

Предупрежден — значит вооружен

Банкиры уверяют, что регулярно обзванивают клиентов, чьи карты могли быть скомпрометированы в неблагонадежных торговых точках, информация о которых поступает из платежных систем, и советуют их бесплатно перевыпустить.

Единственное, чем может себе помочь обворованный владелец карты, по словам банкиров, — как можно скорее заблокировать ее, чтобы избежать повторения мошеннических операций.

Затем надо явиться в банк, попросить выписку по карточному счету и написать заявление об инциденте. Юристы также считают полезным параллельно заявить о происшествии в милицию, где засвидетельствуют ваше местонахождение и обстоятельства дела, а также откроют свое расследование.

Техника безопасности

МВД рекомендует:

никогда никому не сообщать ПИН-код карты, хранить его отдельно;

пользоваться банкоматами в безопасных местах с видеонаблюдением и охраной;

не пользоваться банкоматом, если картоприемник и клавиатура имеют дополнительные устройства;

никогда не прибегать к помощи третьих лиц при проведении операций в банкоматах;

в торговых точках, ресторанах все действия с картой должны происходить в вашем присутствии.

Опубликовано по адресу: wwwvedomosti.ru/newspaper/article/249989/ukradennogo_polgoda_zhdut