В Европе полный Тумпель-Гугерель
Нумизматам пора подбирать отдельные экземпляры евро для коллекции
Олег Богданов
17.11.10 | 08:19
Карл Маркс не учел только одного: что все люди разные
К. Гамсун
Еврозона разваливается. Этот процесс стал слишком очевидным, чтобы его не замечать. Хотя еще в 1999 году, когда в Европе гремели овации, в воздух улетали воздушные шарики и дамы «чепчики бросали..», многие экономисты говорили о несостоятельности валютной евро-конструкции, рынок был с этим согласен и курс евро непрерывно снижался, упав с 1,18 до почти 0,8, то есть на 40%. Потом, правда, начались проблемы в США и единой валюте немного полегчало. Теперь, в 2010 году из «коридоров» на валютном рынке проблемы евро вышли на суверенный уровень. С весны этого года в Европе постоянно кого-то спасают: сначала Грецию с ее банками, теперь Ирландию с банками или Ирландию без банков, или банки без Ирландии.
Фонд на спасение солидный: 1 тлрн евро. Правда, непонятно, как и когда этот фонд расходуется, где он находится, кто распоряжается и самое главное – есть ли он вообще? Особенность всех спасительных операций в том, что в результате недовольны и утопающие, и спасатели. Утопающие разыгрывают роль жертвы коварных банкиров, которые довели их до ручки и бросили в омут. Спасатели задумчиво чешут затылок и прикидывают – сколько еще таких клиентов на европейском пляже? Дело дошло до того, что Ирландия последние два дня с периодичностью в 4 часа выбрасывает в СМИ заявление с одним текстом: «Нас не надо спасать, деньги нам не нужны!» Португалия вообще отрезала: сами уйдем с вашего пляжа, выйдем из еврозоны.
Но и спасатели не спят. Австрия и Финляндия вообще никого не хотят спасать. Меркель перед активом ХДС в Карлсруэ вспомнила про общеевропейскую дисциплину и новый порядок, новую культуру стабильности и вскользь заметила, что рынки должны разделять трудности, которые сами и создали. Конечно, у госпожи Ангелы Меркель высокая политика, данные фразы надо расшифровывать. Расшифровала их, практически буквально, другая леди, член Исполнительного совета ЕЦБ Гертруда Тумпель-Гугерель (Австрия). Она в понедельник выступала во Франкфурте с речью «Приоритеты интеграции». Начала Гертруда свою речь так: «Как я недавно вспоминала, только 140 лет назад, в 1871 году Германия создала валютный союз, заменив талер в Пруссии и гульден в Баварии золотой маркой (с 1875 года немецкая марка). Еще тогда ни у кого не возникало вопросов, что если есть одна валюта, значит, должна быть и одна система расчетов».
Далее госпожа Тумпель-Гугерель напоминает, что при создании нынешней единой евровалюты была введена единая система расчетов, которая называется Target/Target2. А вот теперь самое интересное: оказывается, с ноября 2009 года в Европе внедряется новая система расчетов Single Euro Payments Area (SEPA) и Target2 Securities (T2S). Конечно, эта система проверяется в Германии. Собственно, для Германии она идеальна, так как… скопирована с внутринемецкой платежной системы. На данном этапе в «эксперименте» задействованы Германия, Австрия, Нидерланды.
Что же получается? Получается, что при желании (политическом желании), используя данную систему, можно больше никого не спасать, можно создать свой пляж, отдельный и комфортный, как раз к 140-летнему юбилею немецкой марки.
P.S.: Вы спросите – что же делать? Я думаю, что бонистам и нумизматам стоит уже подбирать отдельные экземпляры евро для коллекции, а инвесторам ждать, когда появится новый европейский пляж, чтобы именно там занять место, желательно с шезлонгом.