Собянин объявил войну киоскам и заборам
В Москве идет борьба с торговыми палатками: незаконными, мешающими проезду и портящими пейзажи. Та же участь ожидает и глухие бетонные заборы — их заменят на прозрачные
20:59 Мария Мягкова
По инициативе мэра Сергея Собянина в Москве началась борьба с торговыми палатками: незаконными, мешающими расширению дорог и просто портящими городские пейзажи. Та же участь ожидает и Подмосковье — президент России Дмитрий Медведев предложил областным властям также избавиться от незаконных сооружений, расположенных вдоль автотрасс.
На прошлой неделе на совещании у президента России, посвященном проблемам дорожного движения Сергей Собянин рассказал, что расширению дорог в столице мешают ларьки и павильоны, построенные без разрешения Мосархитектуры. Первый подсчет выявил более 600 «самостроев», расположенных вдоль трасс. Одновременно власти насчитали на столичных дорогах около 1,5 тысячи узких мест, требующих расширения. Позднее выяснилось, что только в центральном округе Москвы насчитывается 670 торговых точек, подлежащих демонтажу или переносу. Представитель пресс-службы округа пояснил РИА «Новости», что снесены будут объекты мелкорозничной торговли, не имеющие правоустанавливающей документации и работающие с нарушениями. Владельцы объектов, размещенных на законных основаниях, но мешающих движению пешеходов или заслоняющих памятники, получат новые места для установки.
По данным газеты «Время новостей», демонтаж ларьков и палаток в минувшие выходные проводился во многих районах города. Руководитель пресс-службы префектуры Южного административного округа Арабелла Францкевич заявила изданию, что префектам была дана жесткая команда — убрать постройки от дорог.
Как передал телеканал НТВ, первыми были демонтированы все киоски (кроме цветочного и газетного) около станции метро «Улица 1905 года». Вряд ли это произошло потому, что площадь перед метро — одно из тех самых узких мест, где движение транспорта затруднено. Дело в том, что 30 октября на субботнем объезде Собянин заметил, что палатки у метро портят пейзаж и загораживают памятник участникам восстания.
Префект Северного округа столицы Владимир Силкин рассказал радиостанции Business FM, что у властей нет задачи расчистить Москву от всех ларьков. «Это было бы неправильно и глупо, — признает он. — Нам надо сейчас освободиться от тех торговых точек, которые самовольно построены, которые мешают движению автотранспорта».
Как считают эксперты рынка недвижимости, поскольку вопросами выдачи разрешений на некапитальные павильоны и ларьки ведают префектуры и районные управы, вряд ли признанные незаконными сооружения в свое время возводились совсем без ведома властей. По мнению партнера S. A. Ricci / King Sturge Ильи Шуравина, определенное согласование должно получаться на уровне управы по каждому объекту. «Вероятность того, что придорожные ларьки строились без разрешения — равна нулю», — рассказал BFM.ru эксперт.
«Сооружение павильона без надлежащего оформления разрешительной документации я могу представить себе без труда, — отметил BFM.ru руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка. — Но установку такого объекта без ведома ответственных лиц я представить не могу. Если, конечно, мы говорим об оживленных магистралях столицы, а не о сибирской тайге».
Мелкорозничные сети (арендаторы торговых палаток) уже бьют тревогу, поскольку им в срочном порядке приходится сворачивать торговые точки. По данным Business FM, сеть быстрого питания марки «Обжора» уже лишилась 60% точек продаж, компания «Маркон» (владелец марки «Стардогс») — 40 %. Для некоторых торговых объектов, говорят предприниматели, были предложены альтернативные площадки, но они расположены не в самых проходных местах, поэтому не смогут обеспечивать прежний товарооборот.
«Новый мэр счел, что палатки не только портят внешний вид, но и мешают движению, — пишет автор блога на BFM.ru Дмитрий Потапенко. — Но дело в том, что торговые площади должны располагаться именно там, где ходит народ, а не где-то на отшибах. Надо строить торговые улицы. Что касается мелкой торговли и общепита, то они не просто должны — они обязаны быть. Ведь это основное поле деятельности для малого предпринимательства».
В ближайшее время борьба с придорожными постройками начнется и в Подмосковье. По данным РИА «Новости», президент России Дмитрий Медведев поручил правительствам Москвы и Московской области снести незаконно построенные сооружения вблизи автотрасс в целях борьбы с пробками.
Не успев покончить с киосками и палатками, Сергей Собянин уже взялся за гаражи и заборы, а строительство торговых центров и вовсе взял под личный контроль. Последнее — опять же по совету Дмитрия Медведева. «Дайте жесткое указание всем службам, что такие решения принимаете вы лично. А то завтра проснетесь — и опять половина Москвы отдана под соответствующие объекты», — сказал глава государства новому мэру Москвы на совещании по организации дорожного движения столицы.
В понедельник, 8 ноября, мэр заявил, что строительство офисных и торговых комплексов в центре Москвы необходимо прекратить для улучшения дорожно-транспортной ситуации. В Центральном округе, считает мэр, нужно в первую очередь решать проблему с машиноместами: 300 тысяч необходимо жителям и еще 50 тысяч — приезжающим на автомобилях в центр работать.
Многоуровневые гаражи, по мнению мэра, должны не просто быть, а стать эстетичными, их архитектурный облик должен быть более совершенен. Главным образом речь идет о «народных гаражах», которые строятся по городской программе. По мнению мэра, при их строительстве должен применяться «творческий подход», чтобы не получались «страшные гробы в виде гаражей». То же самое Сергей Собянин думает и о бетонных заборах, которыми огорожены многие столичные объекты. Целесообразность объектов, огороженных бетонными стенами, по мнению градоначальника, нередко сомнительна. Собянин уже распорядился заменить бетонные заборы на более приятные взгляду прозрачные. К тому же будет видно, что за ними происходит. Эскизы прозрачных заборов будут представлены мэру уже на этой неделе.