Изменения в ПДД: Песня о встречной. Часть 2.
Сергей Смирнов
В ноябре вступят в силу поправки к Правилам дорожного движения – ни один водитель не вправе пройти мимо этого главного для грамотного вождения документа.
ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ ГДЕ СТОРОНА?
В прошлый раз (ЗР, 2010, № 9) мы рассматривали новые правила обгона. Сейчас остановимся на других, не менее значимых изменениях. Начнем с расположения транспортных средств на проезжей части. В пункте 9.1 авторы поправок, очевидно, попытались устранить двусмысленность в определении встречной полосы, хотя, по правде говоря, вроде бы все было и так понятно. Напомню, что по действующему пока положению количество полос для движения определяется разметкой или знаками. Увы, мы живем в стране, где много дорог, на которых ни того ни другого попросту нет. Не будем касаться причин, но, видимо, с учетом этого печального обстоятельства и ввели следующее определение: «…стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева…». Наверное, это напоминание для дальневосточных автомобилистов, которые в большинстве своем ездят на праворульных машинах. Люди, живущие в стране с правосторонним движением, в таком напоминании не нуждаются.
Пункт 9.2 также обзавелся уточнением. В действовавшей редакции выезд на встречную полосу двусторонней дороги с четырьмя полосами и более просто запрещен. Но как же быть, если на этой самой дороге вам, скажем, на перекрестке нужно повернуть налево, а ни разметки, ни знаков нет? В новой редакции этот пробел устранен. Теперь в подобных случаях запрещено выезжать на встречку для обгона или объезда препятствия, а поворачивать налево или разворачиваться разрешено на перекрестках и в других местах, где это не запрещают Правила, разметка или знаки.
БЕЗ ЧЕРНЫХ СТРЕЛОК
Светофоры с черными контурными стрелками с ноября канут в Лету. Уж сколько было споров и разбирательств, когда на светофорах с дополнительной секцией эти самые стрелки отсутствовали! То ли те, кто выпускает светофоры, забывали эти черные стрелки наклеивать, то ли в ГИБДД таких не заказывали. Поди знай! Но вот подъезжаешь ты к светофору, где горит обычный зеленый сигнал, а рядом с ним вроде дополнительная секция, но она не включена и не поймешь, чтó там. Но стоит, допустим, повернуть направо, на основной сигнал светофора, и ты уже в «объятиях» инспектора, который объяснит, что такой маневр разрешен только при горящей дополнительной секции с черной контурной стрелкой! Дело прошлое, но подобное было бы законно лишь при наличии стрелки на основном сигнале светофора... Короче, чтобы избежать разночтений и возражений, авторы поправок решили черные стрелки отменить вовсе. В новой редакции пункта 6.3 ПДД записано, что стрелки могут быть только красного, желтого или зеленого цвета. Остается надеяться, что это поможет избежать спорных ситуации, а главное – сократит количество аварий на перекрестках.
...И БЕЗ КРЕСЕЛ
Любопытные поправки внесены в пункт 22.9 Правил, который, как известно, сейчас обязывает перевозить детей с применением «специальных детских удерживающих устройств». О необходимости использовать именно детские кресла здесь ничего не сказано, хотя подразумеваются прежде всего они. И вот очередная поправка: с ноября термин «специальные» в этом пункте Правил упразднен. Теперь детей до 12 лет следует перевозить «с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка». Кто-то подумает, что вместо детских кресел можно использовать любые подручные средства... С точки зрения безопасности более чем сомнительное решение. Будем надеяться на здравый смысл автомобилистов, который не позволит им экономить на здоровье самого дорогого – детей.
ИЗ РЯДА В РЯД ПЕРЕЛЕТАЯ
Поправки в пункт 24.2 Правил автомобильное сообщество, скорее всего, воспримет если не в штыки, то с явным недовольством. Речь идет о велосипедистах и скутеристах, которые сегодня обязаны двигаться только по крайней правой полосе или по обочине. Теперь появляется нечто новое: «двигаться в один ряд возможно правее», что, согласитесь, можно трактовать весьма широко. Остается и здесь рассчитывать на благоразумие, теперь уже водителей двухколесных транспортных средств – они должны хорошо представлять, что любые перестроения из ряда в ряд опасны!
Как видим, не все поправки можно однозначно оценить положительно, иные из них вызывают вопросы (а некоторые выглядят откровенными "засадами"). Как нововведения повлияют на безопасность движения в стране, покажет время.