Экономика должна быть энергоэкономной
Алексей Щеглов
25 октября 2010 года, 18:32
Уменьшение энергоемкости российской экономики стало, наряду с ядерными технологиями, фармацевтикой и медицинской промышленностью, информтехнологиями, программным обеспечением, а также космической отраслью и телекоммуникациями, одним из приоритетов президентской программы модернизации. Успехи в этих направлениях должны обеспечить переход от сырьевой к инновационной экономике.
О скором старте программы софинансирования повышения энергоэффективности сообщил в понедельник замглавы Минэкономразвития РФ Станислав Воскресенский.
Он напомнил, что на прошлой неделе правительство одобрило госпрограмму по повышению энергоэффективности, в соответствии с которой в ближайшие 3 года на эти цели будет выделяться по 7 млрд рублей в год — всего 21 млрд рублей.
Из них 16,8 млрд рублей, как пояснил чиновник, «будут направлены на софинансирование лучших региональных программ».
Регионы обязаны были разработать такие программы до 1 августа этого года. Теперь их обсуждение станет основной темой на комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, которую президент РФ проведет во вторник.
По мнению помощника президента Аркадия Дворковича, в промышленности выделение госсредств себя оправдывает, так как предприятиям, например, сложно вынуть деньги из оборота и вложить их в повышение энергоэффективности. Но расчеты показывают, что в большинстве случаев окупаемость государственных инвестиций в энергосберегающие проекты даже в сегодняшних условиях составляет от 3 до 6 лет.
Повышение энергоэффективности поможет преодолеть технологическую отсталость: по оценке Дмитрия Медведева, это может произойти через 5-10 лет.
В Минэнерго подсчитали, что перед кризисом объем потребления энергии составлял примерно 990 млн тонн условных единиц. Если бы уровень энергоемкости экономики удалось бы довести до показателей стран ЕС, то энергопотребление снизилось бы до 650 млн тонн у.е. Иными словами, сейчас 35% энергии вылетает на ветер. Задачей программы является сокращение энергоемкости российской экономики к 2020 году на 40%.
Как считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, намерение поднять энергоэффективность на 40% — задача не самой высокой степени амбициозности. «Если посмотреть на энергоэффективность выпуска продукции на доллар нашего ВВП в сравнении с развитыми странами, то можно увидеть, насколько мы отстали. Поэтому повышение энергоэффективности — это один из первых шагов, который надо сделать в связке с другими шагами по модернизации экономики», — заявил BFM.ru эксперт.
Проект Smart Metering осваивает регионы
На региональном уровне реализация программ повышения энергоэфективности только начинается. В частности, в 2009 году Воркута стала первым российским городом (за ней последовали Тюмень, Апатиты и Казань), где начат проект Smart Metering (умный учет и система регулирования) в теплоснабжении, который с помощью дистанционной подачи и учета тепла должен сэкономить до 15% энергоресурсов в ЖКХ.
Указ Дмитрия Медведева о запрете с 1 января 2011 года оборота ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше (собственно на свет в них расходуется только 5% энергии) пока имеет локальные последствия. Россиян поставили перед выбором: покупать менее мощные лампы либо дорогие энергосберегающие. На лишние траты потребители идут неохотно.
Воспользовавшись ситуацией, холдинг S3 (бренд ЭРА) начал производства галогенных ламп мощностью 73 Вт, которые он позиционирует как альтернативу дорогим энергосберегающим лампам. Как заявил BFM.ru коммерческий директор холдинга Алексей Ражба, эти лампы не подпадают под действие президентского указа — при мощности почти 70 Вт света они будут давать столько же, сколько 100-ваттная лампа накаливания.
«До выхода президентского указа о запрете ламп накаливания производство галогенных ламп для российского рынка не имело практического смысла, так как они стоят дороже обычных, а экономию дают минимальную, — заявил он BFM.ru. — Но сегодня для российского рынка они стали актуальны, и их покупка — отличная альтернатива для консервативно настроенных людей, поскольку свет дают такой же привычный, как лампочки накаливания, но стоят ощутимо меньше энергосберегающих».
По словам производителя, емкость российского рынка по таким лампам была сравнительно небольшая — до 0,5 миллиона долларов в год, тогда как емкость в два раза более дешевых ламп накаливания — порядка 120-140 млн долларов.
Но после 1 января следующего года, считает Алексей Ражба, можно прогнозировать, что спрос на галогенные лампы будет расти. В холдинге считают, что порядка 15-20% потребителей 100-ваттной лампы накаливания могут перейти на галогенные лампы. «Получается, если человек пользовался лампой накаливания в 100 Вт и решил заменить ее на галогенную в 70 Вт, то, соответственно, его экономия будет составлять порядка 30 кВт в час. И эта цифра в масштабах государства будет измеряться мегаваттами сэкономленной энергии», — сказал Алексей Ражба.
Экономить будут не только рядовые потребители. Так, по словам старшего вице-президента ОАО «РЖД», президента Объединения производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) Валентина Гапановича, РЖД в следующем году выделит 1 млрд рублей на приобретение светодиодной техники, и холдинг намерен войти в совет партнерства ее производителей, чтобы иметь возможность влиять на ценообразование на эту продукцию.
Но, считает Агван Микаелян, времени на раскачку остается мало. «На сегодняшний день инкубационный период программы модернизации Дмитрия Медведева затягивается», — заключил эксперт.