Водители получат новые права и обязанности
Алексей Щеглов
19 октября 2010 года, 14:28
Проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения» опубликован на сайте МВД РФ. Разработчики предлагают по аналогии с европейскими странами ввести десять новых подкатегорий водительских прав в дополнение к пяти ныне действующим.
Во-первых, будет введена категория М, включающая мопеды и скутеры с объемом двигателя менее 50 куб. см, которыми сейчас можно управлять без прав. С введением поправок в закон этот порядок изменится: права придется получать, но уже с 16 лет. Достаточно будет сдать только теорию.
В пояснительной записке необходимость ужесточения контроля объясняется тем, что мокики и скутеры получили большое распространение (только по данным Федеральной таможенной службы за 10 лет их ввезли около 300 тысяч) и по вине их водителей только в первом полугодии 2010 года совершено 2676 ДТП. В них погибли 118 и были ранены 3046 человек.
А в некоторых регионах (Брянская область, Краснодарский край) доля среди всех происшествий, произошедших по вине водителей мототранспорта, именно водителей мокиков и скутеров превысила 60%.
Также в МВД предлагают ввести категории А1 — легкие мотоциклы с объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см и мощностью не более 15 л. с.), BE — легковые автомобили с прицепом массой более 750 кг (для остальных прицепов достаточно категории B). При этом ликвидируется категория Е (тягачи с прицепами), вместо нее — новые подкатегории DE (тягач с прицепом массой более 750 кг) и D1E (автобус с прицепом массой более 750 кг).
Тем, кто сейчас имеет право управлять тягачами и автобусами, пересдавать экзамены не придется. А вот новички будут получать права уже с новыми категориями.Кроме того, появятся и отдельные категории для трамваев и троллейбусов.
По новым правилам «автоматчики» не смогут управлять автомобилем с «механикой»: тем, кто сдает экзамен на машине с автоматической коробкой передач, будут ставить соответствующую пометку в водительском удостоверении.
Нарушителей ждет наказание: либо автомобиль отправят на штрафстоянку, либо водителя оштрафуют на 2,5 тысячи рублей.
Как считает главный редактор журнала «Авто Бизнес» Роман Гуляев, логика в подготовленных МВД поправках есть: «Профессионализм водителей сильно упал, и сейчас на дорогах много водителей, которые пытаются управлять многотонной фурой так, как «Газелью». А ведь вождение таких разных автомобилей требует совершенно разных навыков».
Экзамены по-новому
Новшества касаются и процесса обучения. В ГИБДД предлагают запретить самостоятельную подготовку к экзаменам на права, без посещения автошкол — иными словами, экстернат запретят.
Руководитель московского отделения Межрегиональной ассоциации автошкол России Сергей Лобарев отмечает, что отмена экстерната лишит возможности получить права тех граждан, которые не имеют возможности 2-3 месяца подряд посещать автошколу.
По словам Романа Гуляева, «дело не запрете экстерната и заочных форм, а в том, чтобы требования к подготовке водителя были жесткими. И новые ограничения сами по себе не отменят случаев, когда права выписываются пачками за соответствующее вознаграждение».
Кстати, законопроект разрешает автошколам принимать экзамены, тогда как сейчас этим правам наделены исключительно подразделения ГИБДД. Правда, такие автошколы должны пройти добровольную госаккредитацию и иметь собственный компьютеризированный автодром.
Наряду с зконопроектом, которые подготовили юристы МВД, существует и проект аналогичного закона, разработанный депутатами Думы. Разница между ними несущественна и отличаются лишь некоторые формулировки.
Всех пристегнут
С 20 ноября вступит в силу новая редакция Правил дорожного движения. Новые ПДД тоже разработаны с оглядкой на Европу.
Теперь дорожные знаки будут иметь приоритет над разметкой. Водитель во время кругового движения будет иметь преимущество перед выезжающими на кольцо.
Придется останавливаться перед «зеброй», если на нее ступила нога человека. Правда, пешеходы должны будут уступать место спецтранспорту даже на «своей территории»
Всем участникам движения — включая инструкторов по вождению, сотрудников ГИБДД и других спецслужб — придется пристегиваться ремнями безопасности.
Поправками изменено понятие «препятствия». Теперь к ним не относятся автомобили, стоящие в пробке, или общественный автотранспорт, остановившийся для посадки/высадки пассажиров.
Обгоном теперь будет считаться лишь объезд других транспортных средств с выездом на «встречку». В других случаях этот маневр будет называться «опережением». Запрещено обгонять в тоннелях, на эстакадах, мостах и путепроводах. Но зато можно обгонять тихоходные ТС (менее 30 км/ч), даже при наличии знака «Обгон запрещен».
К тому же можно опережать автомобили на нерегулируемом пешеходном переходе, если на «зебре» нет людей.
На трассах начнутся облавы
Ранее лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков указывал в интервью BFM.ru, что среди изменений в ПДД есть и здравые поправки, и те, которые вызывают, мягко говоря, вопросы.
По мнению эксперта, водители теперь попадают в непростую ситуацию при пропуске пешеходов на нерегулируемых переходах, так как обязаны заблаговременно сбавить скорость и уступить дорогу пешеходу, который только намеревается пересечь дорогу, тогда как пешеход, может, например, «ходить туда-сюда, и в носу ковырять».
Кроме того, Лысаков указывает, что «прежде чем карать водителей за нарушение при неправильном проезде пешеходного перехода, надо создать условия, чтобы он мог изменить скорость движения своего автомобиля при приближении к зебре».
Особенно негативно Вячеслав Лысаков отнесся к поправке, которая закрепляет приоритет знака над разметкой, так как раньше на дорогах был поток 4 тысячи машин в сутки, а сейчас такая плотность движения на трассах в час и заметить в потоке знак, двигаясь за фурой, «просто нереально».
Эксперт опасается, что этот пункт приведет к коррупции: «На трассах начнутся массовые облавы и отъем прав у тех, кто непроизвольно нарушил правила, а не у злостных нарушителей».