Обменники закрываются
30 сентября 2010 года, 18:52
С 1 октября вступает в силу приказ Центрального банка, требующий ликвидировать все банковские отделения, выполняющие единственную функцию — обмен валюты. О том, что обменные пункты будут закрыты, ЦБ предупредил полгода назад. С тех пор в Москве и области число классических обменников сократилось более чем в два раза. «У нас были обменные пункты в больших торговых центрах, но мы их закрыли примерно три месяца назад», — рассказал BFM.ru представитель крупного банка.
«Точка, которая выполняет одну функцию — обмен валют — для банка не интересна с точки зрения эффективности. Большинство крупных финансовых организаций уже достаточно давно предлагают такие услуги посредством дополнительных офисов. В таких отделениях могут обслуживаться как частные клиенты, так и юридические лица», — прокомментировали BFM.ru ситуацию с обменными пунктами в банке «Юникредит».
По данным Банка России, к последним числам сентября обменок в Москве и Московской области оставалось не более 140. Большинство ранее существовавших пунктов закрылись, остальным пришлось расширить перечень банковских услуг, чтобы соответствовать новым требованиям.
«С завтрашнего дня я буду проводить перевод денег, это самая простая и необременительная операция, которую можно придумать для того, чтобы переоформить обменный пункт в банковский кассовый узел», — сообщил BFM.ru владелец пункта обмена валюты рядом со станцией метро «Площадь Ильича». По его словам, с банком, предоставляющим ему свою вывеску, «все давно согласовано», а в том, что бизнес переводов будет востребован, он уверен: большинство арендаторов в районе — выходцы из Азербайджана, которые регулярно переводят деньги родственникам. Предприниматель отмечает, что переводы не будут осуществляться в режиме онлайн, такого оборудования в обменном пункте нет, но инструкция ЦБ этого не требует. «Просто буду принимать деньги, вечером сдавать их в банк, а уж как банк будет их переводить дальше — не моя забота», — резюмирует хозяин обменника.
ЦБ давно выражал недовольство работой обменников из-за непрозрачности бухгалтерии и трудности контроля со стороны регулятора. В пунктах обмена валют часто фиксировались случаи мошенничества, когда клиентов вводили в заблуждение относительно курсов обмена. Но московский бизнесмен, специализирующийся на обмене валют, напоминает, что в Чехии обмен валюты — частный бизнес, неподконтрольный Нацбанку, и обман при расчете курса при обмене любой валюты на кроны «случается часто».
«Все так же как у нас: пишут хороший обменный курс крупным шрифтом, а на деле курс действует при обмене очень большой суммы. В любом путеводителе по Праге написано, как этого избежать, даже если вы не знаете чешского языка. Надо до обмена попросить набрать ту сумму, которую вы получите, на калькуляторе. В Москве, зайдя в обменку, кто мешает спросить по-русски и русскоязычного специалиста за стеклом — сколько я получу на руки денег?», — сетует предприниматель.
Специалисты банков отмечают, что переоборудовать обменный пункт в кассовый узел легко, если позволяет площадь помещения. «Требованиям к организации дополнительного офиса описаны в 109 и 113 инструкциях ЦБ, ключевыми являются требования к технической укрепленности и безопасности помещения», — говорят в «Юникредите».
В обменных пунктах, как правило, есть металлические двери и бронированные стекла между сотрудником обменки и клиентом. Сложнее обойти требование нормы площади на каждого работающего человека — 6 квадратных метров «Но вы уверены, что кто-то в ЦБ мерял площадь в работавших обменных пунктах?», — скептичен представитель московского банка.
Для переоформления обменного пункта в кассовый узел банку необходимо направить письмо в ЦБ о том, что переоборудование произошло и приложить к письму сертификаты на оборудование кассового узла — на стекло, отделяющее сотрудника банка, работающего с деньгами, от клиента, и, собственно, на сейф для хранения ценностей. После этого сотрудник ЦБ имеет право прийти и проверить, произошло ли переоборудование в действительности. Территориальные отделения управлений Банка России должны проверять обменные пункты раз в год, кассовые узлы — раз в два года.
Большинство обменных пунктов, доживших до 1 октября, продолжат работу под другой вывеской, уверены опрошенные сотрудники банков. Банкиры полагают, что для расширения функций обменных пунктов можно заниматься зачислением денег на карточные счета граждан и даже принимать вклады. «Но в трезвом уме человек не станет совершать такие операции в бывших обменках. Единственное, что заставляло людей пользоваться обменками — это гибкий курс. Если содержать обменки станет накладно, то хороший курс тоже исчезнет. Также быстро прошла эпоха «обменных пунктов на колесах», когда посреди Москвы ставился автобус с миловидной кассиршей и двумя автоматчиками, и к нему тут же выстраивалась очередь», — вспоминают банкиры.
Сейчас спрос на доллары в России намного ниже, чем в 1990-х. Валюту перестали воспринимать как средство обогащения, люди редко пытаются играть на курсе, а для поездок за границу есть пластиковые карты.
«Даже если для поездки за рубеж нужна определенная сумма в валюте, туристы предпочитают зайти в банк и поменять деньги там — больше уверенность в том, что не купишь подделку», — отмечают банкиры. «Но банки по выходным не работают, либо закрываются довольно рано. Если возникла потребность поменять валюту в субботу вечером в районе, например, Ховрино, то с этим действительно могут быть проблемы», — отмечает аналитик «Инвесткафе» Александра Лозовая.