Еду я по выбоинам
Как активисты принуждают государство чинить дороги
 
Светлана Романова

27.09.10 | 16:55

http://slon.ru/images2/avto/obval/1206278_400.jpg

Федор Езеев выходит на улицу Жуковского, берет в руки нехилый булыжник и убирает с проезжей части на обочину. Этот житель подмосковного Красногорска перемещается не только на «мицубиси», но и на мотоцикле – камень может стоить ему жизни. Мириться с плохими дорогами Езеев, 32-летний тестировщик бухгалтерских программ, не намерен – поэтому он заставляет государство ликвидировать дыры в асфальте.

Езеев мог мирно шкандыбать по выбоинам, как делают миллионы других автомобилистов, предпочитая не замечать, что они платят налоги, в том числе, чтобы на собранные деньги государство чинило дороги. Но вместо этого тестировщик решил напомнить государству о его обязанностях и набил в поисковике «Дороги по ГОСТу». По одной из ссылок он вычитал, что претензии к полотну принимает отдел ГИБДД, на территории которого наблюдаются ямы.

Переписав образец заявления, Езеев измерил глубину ям и отослал по почте жалобу в Красногорское ГИБДД. А также попросил принять меры и в установленные законом 10 дней сообщить о результатах. Если что, он рассчитывал привлечь чиновников к отвественности по статье 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или иных дорожных сооружений».

Ответ пришел быстро  – в том же июне 2010 года. Начальник Красногорского ГИБДД Владимир Калистратов писал, что административного правонарушения он не заметил, ямы на Жуковского имеют право на существование, поскольку соответствуют ГОСТу ям весенне-летнего периода. Впрочем, в конце стояла магическая фраза: гаишники направят в администрацию города просьбу устранить проблему.

Через два месяца, к радости Езеева, самую большую яму починили. Останавливаться на достигнутом было бы глупо и Езеев накатал Калистратову второе письмо. После этой кляузы город нанял строителей и починил дорогу. (Как выяснилось, гаишники встали на сторону Езеева и инициировали дело против администрации Красногорска, которая проигнорировала их просьбу устранить выбоины.)

Езеев с наслаждением и гордостью рассказывал мне о своей борьбе. Общение с чиновниками он сравнивал с компьютерным квестом – череда тупых, но правильных действий рано или поздно приведет к результату. Так и надо бороться с ямами, убежден тестировщик 1С.

Граждан, подобных Езееву, немало – их активность распространяется вирусным способом. Герой выкладывает свою историю борьбы в интернет, и находятся недовольные автомобилисты в его городе, а потом и в других регионах. Первые истории попали в сеть два года назад, и с тех пор число жалоб на дыры в асфальте неуклонно росло.

В 2008 году петербужец Сергей Харитич написал свою цидулу из корыстных побуждений: ему надоело убивать машину на трассе Санкт-Петербург–Матокса, рядом с которой у него дача. По рытвинам и трещинам приходилось трястись со скоростью 20 км\ч – проще по обочинам. Харитич отправил заявление не только в ГИБДД, но и в облкомитет по дорожному хозяйству. Из комитета ответили: часть дороги  отреставрирована методом «ямочного ремонта», а на остальные дыры денег нет. Филолог Харитич удивился такой формулировке. «Меня это возмутило – я законопослушный и плачу налоги, – вспоминает он. – Я хочу, чтобы мне было комфортно жить». Харитич написал еще несколько писем, упирая на те же законные основания, и через месяц дыры исчезли. А через год случилось то, чего активист не ожидал: дорожное полотно заменили целиком.

Законопослушный питерец поделился своим опытом с блогерами, выложив рассказ о победе в интернет. Автомобилисты стали брать пример с него и других борцов. Так пользователь ЖЖ vm_lj починил дорогу на улице 800-летия в Москве. Сделал он это всего за 6 дней: столько прошло с  момента, как он отнес заявление в районное ГИБДД.

Можно обобщить, что правовое сознание граждан развито в столицах, а в Замкадье... Но вот, например, случай в Кирово-Чепецке Кировской области. Как-то на форуме этого города водители решили: почему не измерить ямы и не показать властям глубину их падения. Автомобилисты вышли на улицы с линейками и рулетками, сфотографировали дыры и написали тучу жалоб. Результат не заставил ждать: асфальт положили заново. Подобные акции проходили в Новосибирске и других некачественно заасфальтированных городах отчизны.

Пермяки вообще автоматизировали процесс кляузничания. Автолюбители-программисты написали сайт «Дорожный дозор». Там любой недовольный может заполнить форму-заявление и указать на карте местонахождение ухабов. Электронная телега прикатывается в администрацию города.

И это только цветочки. В августе 2010 года к борьбе за ровные дороги подключилась тяжелая артиллерия. Подкованный в битвах с коррупционерами адвокат Алексей Навальный предложил активистам объединиться и создать на платформе Ushahidi систему сбора информации о дырах. Все, что требуется – прислать фотографию ямы и копию заявления в ГИБДД.

Навальный утверждает, что хочет извлечь пользу не только для автомобилистов, но и для профилактики коррупции. «Чиновники берут с победителя конкурса 15% от суммы заказа, – делится теоретической выкладкой Навальный. – Победитель нанимает каких-то армян на субподряд, крышует их и отвечает за госприемку. За это берет 20%. Армяне не идиоты и в таком рисковом бизнесе участвуют с минимальной рентабельностью в 30%. Из 100 рублей, выделенных на строительство дороги, на реальное строительство уходит 47 рублей 60 копеек». Починка положенного так асфальта производится из бюджета, откуда берутся деньги на починку других трасс – то есть дыры чинят за счет другой дыры. Идея Навального проста: забросать чиновников таким количеством жалоб, чтобы тем было выгодно получать подрядчиков, качественно выполняющих работу. Проще говоря, вынудить государевых людей красть в разы меньше.
   
Помните скороговорку из отрочества, которую трудно произнести быстро  и корректно – «еду я по выбоинам, из выбоины не выеду я»? Вот у активистов получилось выехать. Если волонтеры-программисты под патронажем Навального запустят геосервис и снизят процент откатов – глядишь, Россия поднимется в рейтинге коррупции с 146 места (из 180 возможных). Ненамного, но все же.

http://slon.ru/blogs/romanovas/post/465882/