Сад по-японски
Природу можно постичь созерцанием и интуицией, считают японцы. Прийти в сад, послушать пение птиц, плеск лягушек, полюбоваться цветами и капельками росы, мерцающими на травинках и мохнатых гусеницах... Познать природу означает познать мир и самого себя. Японские сады - явление уникальное и очень притягательное. Но, кажется, их тайна до сих пор не разгадана европейцами до конца...
Фото А.Сапелина Фото А.Дарусенкова
Японское чудо - цветущая сакура, символ чистоты К камням в Японии относятся как к живым существам.
Согласно религиозному учению синто, в них обитают духи
Фото А.Дарусенкова Фото Д.Таранова
Цукубай обычно располагается около чайного домика. В японском саду часто выставляются бонсай - растения в плошках.
Отсюда берут воду для приготовления чая и омовения рук На время праздника или к приходу гостей их заносят в дом
перед церемонией чаепития
Фото А.Дарусенкова Фото Д.Таранова
Сад храма Реанзи (Япония) - царство зеленых растений и мхов Соцу предназначено для отпугивания диких животных из крестьянских садов
Фото А.Дарусенкова Фото А.Дарусенкова
Осенью яркими красками полыхают японские клены "Сухой" пейзаж в саду храма Токуфудзи (Киото, Япония). Галька символически
изображает воду
Фото А.Дарусенкова Фото А.Дарусенкова
Квадраты из мха и камня комбинируются по свободным Композиция из камней в саду Дайзенин (Япония)
законам асимметрии
Фото А.Дарусенкова Фото О.Ворониной
Цветы камелии японской очень крупные, с большим Японский сад в Кью (Великобритания)
количеством тычинок. Из листьев этого кустарника на
Востоке получают масло
Фото О.Ворониной Фото М.Ромакиной
Сад The Gapanese Way, выставка в Челси (Великобритания). Камни в садах-миниатюрах символизируют скалистые горы
Когда меняешь высоту жалюзи, меняются и видимые из дома
пейзажи
Фото А.Сапелина Фото А.Сапелина
В "Парке Садов" в пригороде Гамбурга (Германия) Цукубаи в японском саду на голландской "Флориаде"
Философия сада
Фото О.Ворониной
Мостики над "сухой" речкой
"Японский сад" - понятие, знакомое людям во многих странах мира. Но описать, что же он собой представляет, не так-то просто. Во-первых, для японского сада характерен определенный набор элементов: камни, вода, большое количество вечнозеленых растений, а также фонари и бамбуковые изгороди. Цветовая гамма японского сада очень сдержанна и не изобилует пестрыми красками. Во-вторых, японский сад всегда наполнен очень глубоким смыслом - за внешней оболочкой каждого элемента скрывается тайный смысл, "чудо вещей". Такое отношение к природе заложили древние религии Японии, синтоизм (учение, где камни, горы и деревья населяются духами ками) и дзен-буддизм.
Фото Д.Таранова
Сад во внутреннем дворике - словно еще одна, живая комната в доме
Японцы считают, что природу можно постичь только интуицией, но никак не логическими умозаключениями. Поэтому человек приходит в сад для созерцания, размышления, для проникновения в суть вещей и познания самого себя. Это совсем не похоже на европейское любование рукотворными ландшафтами.
Виды садов
Фото А.Дарусенкова
Дом и сад гармонично соединяются друг с другом - один является продолжением другого. В саду храма Чионин (Япония)
Японские сады бывают очень разными. Если говорить об их назначении и размерах, то можно выделить дворцовые, храмовые, домашние сады и сады чайной церемонии.
Дворцовый сад очень древний, мирской, светский и по внешнему облику более близкий к китайскому. Обычно он занимает большую площадь, рассекаемую множеством дорожек, по которым можно прогуливаться, открывая новые и новые виды. Здесь допускается наличие декоративных элементов, в уединенных местах размещаются небольшие павильоны.
Храмовый сад создан скорее для созерцания, нежели для наслаждения прогулками. В нем может размещаться каменная пагода (символическое изображение одного из элементов буддийского храмового комплекса).
Фото О.Ворониной
Камни предпочтительнее выбирать необработанные, естественной природной формы
Домашние сады невелики (всего от 3 - 4 м 2 до нескольких десятков соток). Это могут быть миниатюрные копии ландшафта японских островов или классических китайских пейзажей.
В саду чайной церемонии обязательно имеется чайный домик, около него - каменная чаша с водой (цукубай) и каменный фонарь. По характеру рельефа и освещенности сады можно разделить на холмистые и плоские. В зависимости от доминирующего элемента, определяющего цвет и композицию всех остальных частей, различают сады мхов, воды, камней, папоротников.
Фото А.Дарусенкова
Японские сады до сих пор остаются загадкой для европейского сознания
Что касается общей тенденции развития этого чисто японского искусства, то здесь по ходу веков наблюдается переход от простых имитаций природных ландшафтов к "философским" садам - символическим и даже абстрактным. Так, в символическом группа камней изображает конкретный образ (как, например, "Отдыхающая птица с распростертыми крыльями" или "Переправа тигра с тигрятами через бурный поток" в саду Реанзи в Киото). И человек, созерцая их, пытается увидеть, интуитивно ощутить этот образ. Большое распространение получил также "сухой" пейзаж , где вода изображается символически, с помощью камней и гальки. В абстрактных садах нет места подобной игре с образами. Посетитель становится как бы соавтором мастера и сам наполняет сад своими идеями, переживая такое же откровение, какое ощутил художник.
Элементы ландшафта
Фото А.Дарусенкова
Статуя будды на тропе к храму на горе Араши в предместье Киото (Япония)
Природа дала человеку множество материалов для создания садов, очень разнообразных по форме, цвету и фактуре. Это деревья и камни, цветы и мхи, песок и трава, галька и вода. Камни и вода считаются основными элементами и обязательно присутствуют в каждом японском саду. Часто повторяют, что горы - это "скелет" природы, вода - ее "кровь".
Камни долгое время использовали только необработанные. И даже если они подвергались обработке, то все равно должны были казаться совершенно естественными, природными. Владение искусством их расстановки (сутэ-иси) - главное для художника сада. У каждого камня есть своя "поза", свое "лицо", своя пластика, по форме они могут быть статуями, низкими вертикалями, плоскими, лежачими или изогнутыми.
Фото А.Дарусенкова
Камень и вода - эти два элемента присутствуют в любом японском саду
Второй по важности компонент сада - вода. Без нее нет жизни, она дарит прохладу в жаркий день, поит растения, животных и человека. Вода бывает спокойной или бурной, стремительной. Журчащие ручейки и горные речки с их шорохом, плеском и рокотом - это еще одно, звуковое оформление сада. Около чайных домиков обычно располагают цукубаи - каменные чаши, из которых посетители зачерпывают бамбуковыми ковшиками воду для омовения рук и приготовления чая. В крестьянских садах можно встретить соцу - "водные качели", предназначенные для отпугивания диких зверей, оленей и кабанов. Вода по капле падает в полость качающегося стебля бамбука, открытого с одной стороны. От воды одна часть тяжелеет, и в какой-то момент стебель опрокидывается. Вода резко выливается, "качели" возвращаются в исходное положение, ударяясь о лежащий внизу камень и отпугивая тем самым диких животных.
Фото А.Дарусенкова
В Японии популярны два вида кленов - японский и веерный. Их отличает красивая форма кроны и листа, а также яркая осенняя окраска
К подбору растений японцы относятся очень внимательно. Предпочтение отдается вечнозеленым деревьям и кустарникам, ведь сад - это образ рая на земле, а в раю все постоянно, ничего не меняется с течением времени. Одно из любимых растений - сосна, символ долголетия и постоянства. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Из него также делают изгороди и калитки. Из цветущих деревьев особым почетом всегда пользовались сливы и сакура, из кустарников - камелии и азалии. Цветущая сакура для японских крестьян служила сигналом к началу посева риса, знаком, подтверждающим, что почва и вода достаточно прогрелись. У самураев сакура - символ стойкости и чистоты, ведь ее лепестки никогда не вянут на дереве и опадают "живыми". Из цветов в почете орхидеи, ирисы, пионы, нарциссы, маки, хризантемы, вьюнки, лотосы. Но лучше всего многообразие и утонченную изысканность природы раскрывают не яркие красочные цветы, а мхи - так считают японцы.
Фото О.Ворониной
Сиреневыми бабочками порхают среди зеленого царства цветки ирисов
Из рукотворных элементов ландшафта популярны фонари (торо) и пагоды, выполненные, как правило, из камня. Фонарь (в современном варианте внутри его обычно расположена мерцающая электрическая лампочка) освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Из архитектурных сооружений, кроме дома, в саду может присутствовать беседка или павильон, где ожидают чайную церемонию, или чайный домик.
Экзотика в России
Фото А.Сапелина
Весна - время цветения сакуры и легкой дымки туманов над полями
Большинство "японских" садов, создаваемых в России, копируют ландшафтное искусство Японии только внешне, они редко наполнены каким-либо символическим содержанием. Поэтому и появляются порой казусы вроде соцу из крестьянского сада рядом с пагодой, то есть буддийским храмом. Воистину экзотика! Насколько глубоко следует изучать и заимствовать другую культуру - вопрос риторический. Каждый отвечает на него по-своему. Но нам бы хотелось, чтобы вы внимательнее относились к традициям других стран.
Фото М.Ромакиной
Японские строения узнаваемы по круглым окнам, форме крыш и общей легкости конструкций
Когда решаешь обзавестись миниатюрной копией японского ландшафта на своем участке, первым делом встает вопрос о растениях. На японских островах климат теплый и влажный, совсем не такой, как, например, в средней полосе России. Значит, для многих видов растений нужно подбирать альтернативные варианты. Визуальный образ сакуры можно передать с помощью вишни курильской, миндаля трехлопастного, различных слив, абрикоса маньчжурского. Из кленов в Японии очень популярны японский и веерный, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской. Но в средней полосе России они, к сожалению, подмерзают. По форме кроны и краскам к японским кленам близок маньчжурский, а листом - клен ложнозибольдов. Также используют клен татарский и приречный, их крону несложно формировать.
Фото М.Ромакиной
Японский сад в Москве (ГБС РАН)
Из хвойных пород обычно высаживают разные формы сосны горной, кедровые стланики, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников у нас высаживают рододендроны и азалии, обязательно укрывая их на зиму. Из всех ирисов более подходит ирис сибирский с характерными для него узкими тонкими цветоносами, на которых, словно парящие в воздухе бабочки, повисают цветки. У воды можно высадить ирис болотный. Мхи переносят из природы или заменяют их седумами и камнеломками.
Фото А.Дарусенкова
Познавая природу, можно познать себя - так считают японцы
Изделия из срезанного сухого бамбука (заборы, калитки, декоративные элементы), сооруженные на открытом воздухе, спустя некоторое время темнеют и теряют свою красоту. Рекомендуется оставлять зазоры между поверхностью земли и нижним краем такой бамбуковой изгороди. Торцевые срезы нужно заделывать, а сами стволы обрабатывать защитным составом. Чтобы они не трескались, перемычки внутри их просверливают. Японский уголок можно окружить изгородями из туи, тиса или пузыреплодника, кизильника, высокой спиреи, чубушника.
Из камней в Японии обычно используются граниты или андезиты, а также хлориты, базальты. Их окраска обычно насыщенная серая, иногда - красноватая. Желтые и коричневые оттенки, популярные у нас, для японского сада недопустимы. Редко встречаются и гладкие валуны, обкатанные ледником. В Японии камни неровные, с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Светлый крупнозернистый песок заменяют мраморной крошкой, иногда гранитным отсевом, на которых инструментом, похожим на деревянные грабли, рисуют волны.
Фото О.Ворониной
Имитация ручейка, петляющего среди мхов. В средней полосе России мхи обычно заменяют очитками и камнеломками
Создание "сухого" сада - мероприятие очень кропотливое. Площадку под гальку сначала несколько раз обрабатывают раундапом, затем утрамбовывают, выравнивают и укладывают сверху лутрасил (толстый нетканый материал, пропускающий воду, при этом препятствующий росту сорняков) или агрил, спанбонд. Затем расставляют камни и каменные группы и лишь после этого засыпают гальку. Очень актуальна проблема ее очистки от опавших листьев, цветов с деревьев, сережек, пыльцы. Если кленовые листья убрать вручную несложно, то рядом с березами "сухие" сады или просто площадки из гальки лучше не создавать - хлопот не оберешься. Трудно поддерживать и узор на гальке. В дождливое лето он держится около недели-двух, потом слеживается. Кстати, все камни в японском саду именно что "вырастают" из земли, а не лежат на ее поверхности.
Бамбуковые изделия, а также фонари и пагоды, выполненные из натурального, искусственного камня или пластмассы, можно приобрести на многих садовых рынках. Пластмассовые фонари непрактичны, их легко уносит ветром, каменные же очень дороги (от $ 600-800 до $ 2000 и более). Фонари и пагоды из искусственного камня производят AGABA (Германия), KORS, "СПАРКС ГРУП" (Россия) и другие фирмы (стоимость - от $ 200-300).
Редакция благодарит главного ландшафтного архитектора ГБС РАН Елену Голосову, ландшафтного архитектора Александра Сапелина, а также информационный отдел посольства Японии в Москве за помощь в подготовке материала.