Минпромторг готовит автолюбителям двойной налог
Алексей Щеглов
15 сентября 2010 года, 07:14
Минпромторг России предлагает со следующего года в 2 раза увеличить транспортный налог на автомобили старше 5 лет и повысить базовую ставку в 1,2 и 1,6 раза для машин с уровнем выбросов классов «евро-3» и «евро-2». Из российских машин под «евро-3» подпадают только новые модели, а значительная часть автопарка страны не дотягивает даже до норм «евро-2».
В министерстве хотят в два раза увеличить базовую ставку транспортного налога на автомобили, выпущенные до 1 января 2006 года. Это предложение содержится в письме, подписанном замминистра промышленности Андреем Дементьевым и уже разосланном на согласование в ведомства.
В частности, министерство предлагает привязать базовую ставку транспортного налога на легковые и грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы к экологическому классу транспортного средства. Для автомобилей стандарта «евро-5» и выше министерство предлагает использовать 30% скидку к базовой ставке транспортного налога. Для транспортных средств стандарта «евро-4» ставку предлагается оставить неизменной, для «евро-3» — повысить на 20%, для «евро-2» — на 60%. Базовая ставка для транспортных средств, выпущенных в обращение до 1 января 2006 года, может быть увеличена в 2 раза. Она составит от 2,5 до 15 рублей за 1 лошадиную силу (в зависимости от мощности автомобиля).
Чиновники надеются начать собирать налог по новой схеме уже в 2011 году. По их мнению, эти коэффициенты должны быть введены в целях экономического стимулирования отечественных потребителей к приобретению транспортных средств более высокого экологического класса. Одновременно Минпромторг не возражает против двукратного уменьшения ставки транспортного налога в сочитании с возможностью субъектов поднимать ставки более чем в десять раз или опускать до нуля.
«Дифференцированные коэффициенты будут стимулировать население приобретать автомобили более высоких экологических стандартов. А за регионами останется право повышать базовую ставку налога максимум в 10 раз или снижать ее до нуля для машин мощностью менее 150 л.с.», — пояснил Андрей Дементьев. В настоящее время базовая ставка для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил составляет пять рублей за одну лошадиную силу, и если инициатива пройдет, то базовая ставка будет варьировать от 2,5 до 15 рублей за одну лошадиную силу (в зависимости от мощности автомобиля).
По данным агентства «Автостат», по состоянию на середину 2010 года в России насчитывалось 33,8 млн легковых автомобилей, что на 4,4% больше, чем в середине 2009 года (32,4 млн шт.). Российские марки занимают чуть менее 60% парка страны, а машин старше 4 лет в его структуре 75%.
В более выгодном положении могут оказаться владельцы иномарок, так как значительная их часть даже старше пяти лет вписывается в «евро-4». Рады будут нововведению и продавцы автомобилей.
Впрочем, владельцы старых машин, налог на которые предлагается удвоить, смогут пройти тестирование в специальном техцентре, где и будет установлен экологический стандарт их ТС. Если там подтвердят более высокий класс мотора с точки зрения токсичности выбросов, то базовая ставка будет уменьшена.
Но многие эксперты крайне негативно оценили новую инициативу Минпромторга. «Это просто беспредел, потому что ранее чиновники обещали отменить транспортный налог в качестве компенсации роста акцизов на бензин, а сейчас вместо этого предлагают фактически двойное налогообложение автовладельцев», — раскритиковал предложения министерства лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. А по мнению коммерческого директора группы «Автомир» Андрея Дя, инициатива чревата социальным взрывом, так как автопарк страны очень возрастной, а большинство автолюбителей не могут позволить себе покупку более совершенных автомобилей. Да и качество бензина оставляет желать лучшего, что обесценивает эффект от снижения выбросов в современных моторах.
То есть формально логика в предложении Минпромторга есть, тем более, она созвучна идеям президента по модернизации страны. Но выгоду его реализация принесет только 25% более состоятельных автовладельцев, а радость, пожалуй, только активистам из Всемирного фонда дикой природы, которые предлагали ввести такую схему еще в 2009 году.