Конкурс мудаков, или Как нам реорганизовать оппозицию
Политолог Станислав Белковский анализирует результаты региональных выборов
Выборы 13 марта 15.03.11 | 13:11
В России 13 марта прошли очередные выборы. Все получилось, как всегда. С одной стороны, все участники выборов понимают две вещи:
• результат голосования не слишком зависит от волеизъявления избирателей;
• по итогам выборов формируются некие органы, у которых нет реальной власти.
Следовательно, выборы в нынешней политической РФ-реальности не имеют практико-политического смысла. Они нужны только для того, что действующая власть прилично выглядела в глазах Запада. Я помню, что в 2006 году пришел в «Другую Россию» с этими простыми аргументами и призвал оппозиционеров сделать все возможное для бойкота думских выборов-2007. С аргументами все оппозиционеры согласились. От бойкота – все отказались. Потому что надо «оставаться в легальном поле» и «не терять возможностей для диалога с властью». То есть мы обязательно будем участвовать в конкурсе мудаков и биться на нем за второе место и ниже, так как первое уже занято. Но мудаками себя при этом считать категорически отказываемся.
(Некоторые даже заявили, что идея бойкота всероссийского конкурса мудаков – провокация ФСБ. Если б эфэсбэшники знали, сколько смелых и ярких политических идей им приписывают, они бы прямо загордились).
С другой стороны – по итогам выборов всегда довольны и счастливы. Как на финише рождественской вечеринки, когда уже прилично приняли, но еще по-крупному не нажрались. 14 марта 2011 г. в этом плане ничем не отличилось от многих предыдущих послевыборных дней.
«Партия власти» довольна тем, что она опять победила и снова упрочила позиции. В целом по больнице «Единая Россия» получила 46,2% голосов избирателей, а в совокупности – 375 из 546 разыгрывавшихся мандатов, то есть больше двух третей (68,56%). По мнению ведущих «единороссов», их «партия» просто-таки улучшила свои показатели: секретарь президиума генсовета «ЕдРа» Сергей Неверов указал, что если на прежних выборах в этих же самых 12 регионах они набрали более 50% голосов в трех субъектах РФ, то нынче – в пяти. Похвалил «единороссов» и их собственный лидер (хотя и не член) Владимир Путин: по его мнению, нынешнее голосование проходило «на пике кризиса» (а мужики-то и не знают!), и все же «ЕдРо» получило на 0,2% голосов больше, чем в сытом и спокойном 2007-м.
Но и системная оппозиция, в целом, довольна, как слон и удав, вместе взятые.
Чувство глубокого удовлетворения выразил на пресс-конференции в «Интерфаксе» глава «Справедливой России», спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который с помощью математических методов обнаружил, что «СР» – самая быстро улучшающая свои показатели партия в масштабах страны. По данным Миронова, «эсеры» прибавили на выборах 13 марта 1,92% голосов, в то время как «ЕдРо» – 0,74%, ЛДПР – 1,43%, КПРФ – 1,67%. Успехи 13 марта позволили спикеру предположить, что по результатам конкурса мудаков, который состоится в нынешнем декабре, его партия удвоит фракцию в Государственной думе. Миронов признал наличие грубых нарушений в большинстве регионов, но оспаривать результаты нигде и никак не собирается: «Мы считаем, что и так не очень стабильно у нас все в стране, чтобы использовать возможность раскачать лодку». Зачем тогда вообще нужна оппозиция и какова ее роль в политической системы страны, лидер «эсеров» не уточнил.
Страшно довольны коммунисты. Геннадий Зюганов, в интервью «МК»: «В прошлом году (! – СБ) стало очевидно, что курс, проводимый властями, требует корректировки, и это не могло не сказаться на ходе предвыборной кампании». Заметьте: он прямо говорит, что надо не брать власть и не менять её, а лишь подкорректировать ее курс. И понятно это стало не раньше, чем в 2010 году. Иван Мельников, первый заместитель Зюганова, тоже в «МК»: «Мы улучшили результаты из 9 из 12 регионов по сравнению с думскими выборами, в 9 из 12 регионов КПРФ заняла второе место. (Да, то самое заветное второе – СБ). Никакие попытки «Справедливой России» поменять расклад сил не увенчались успехом – у них нигде нет второго места». В общем, понятно, что для коммунистов главное – не пропустить вперед «эсеров». Более важных задач у партии, которая в середине 1990-х годов контролировала думское большинство и была в сантиметре от овладения президентским постом, теперь нет. С особой откровенностью об этом проговорился секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов (в интервью радио «Свобода»): «мы подтвердили статус … единственной альтернативной партии власти». (По сути он неправ, альтернативных партий власти у нас явно больше одной, но мечты своего партийного руководства изложил верно).
Бодр и оптимистичен Владимир Жириновский (опять же, в «МК»): «… мы удовлетворены результатами выборов. … Выборы стали проходить в лучшей, более демократичной форме. Не было такого негатива, такого хамства, как иногда случалось раньше. … 4 декабря мы проведем выборы в Госдуму не хуже, чем в любой европейской стране. А может, даже и лучше». Тут же лидер ЛДПР признал, что на Северном Кавказе его партию бортанули путем фальсификаций, но никакой существенной проблемы, заслуживающей обсуждения, в том не усмотрел. «Когда-нибудь и там научатся выборы проводить». (Надеюсь, что уже после отделения мусульманских регионов Северного Кавказа от России – СБ).
В радостном возбуждении находится непарламентская партия «Патриоты России» (вы еще помните, дорогой читатель, что такая официально зарегистрированная организация существует?). Кандидатам от партии удалось получить, в общей сложности, 9 депутатских мандатов (1,65%), проскочив электоральный барьер в двух регионах: Дагестане и Калининградской области. «Мы, конечно, удовлетворены выборами, – сказала в интервью «Агентству национальных новостей» (АНН) зампред патриотов Надежда Корнеева. … потому, что мы – единственная из непарламентских партий (которых, как известно, всего три – СБ), которая … не просто сходила на выборы, а получила реальный результат».
Впрочем, и две другие непарламентские партии – «Яблоко» и «Правое дело» – вроде как не в накладе. «Яблочники» получили один депутатский мандат в горсовете Петрозаводска и еще один – в райсовете Кольчугинского района Владимирской области. «Праводельцы» провели одного своего представителя в горсовет Кудымкара (Пермский край).
Нет, конечно, все знают, что на выборах были страшные нарушения. Но веского слова «против» не скажут и уж точно делать ничего не будут. Главное (см. выше) – оставаться в легальном поле и сохранять возможности для диалога с властью. А там – грядут думские выборы-2011, и тогда уж точно мандат Кольчугинского райсовета обернется мощной федеральной фракцией в парламенте следующего созыва. Вот увидите!
Впрочем, в России есть один (совсем один) эксклюзивный гражданин, который про наши эндемичные методы определения результатов выборов вовсе ничего не знает. Это известный либерально-консервативный публицист Леонид Радзиховский. В своем блоге на сайте «Эха Москвы» он, глубоко потрясенный случившимся с Родиной и с нами 13 марта 2011 года, написал буквально следующее: «И самое главное. Явка на выборы – 46%. Интересно, что она выросла по сравнению с предыдущими, а выборы в Думу собирают еще больший процент избирателей. Каким образом при увеличении явки улучшается результат «ЕР», для меня чудо, но это – факт. Мне казалось, что их поддержка – вычерпана… Оказывается – нет! Из каких глубин выходит новая рать медвежьих избирателей – умом, и правда, не понять. Мне, во всяком случае».
Поскольку важнейшая задача Белковского – помогать людям, особенно зашедшим в интеллектуальный тупик, считаю своим долгом дать Радзиховскому быстрый и простой ответ на поставленный им гамлетовский вопрос. «Увеличение явки» достигается за счет вброса бюллетеней. А вброс делается – за «Единую Россию». Не бином Ньютона.
Так будет обеспечиваться простое большинство для «ЕдРа» и на декабрьском конкурсе мудаков – собственно, Радзиховский, будучи человеком, совсем не связанным с политтехнологами «единороссов», в вышеозначенном пассаже нас сам об этом предупреждает.
Правда, и независимые эксперты, критично относящиеся к власти и ее электоральным методам, почти довольны «выборами» 13 марта. Потому в ряде регионов «Единая Россия» получила гораздо меньше, чем на думских выборах-2007. Тогда в Кировской области у «партии жуликов и воров» было 55% голосов, сейчас стало 37%. В Калининградской области было 55%, сейчас – 42. В Ханты-Мансийском АО 66% превратились в 44. И так далее. А значит, технологии оболванивая народных масс уже не работают так успешно, как прежде.
В этом есть доля правды. Но не надо забывать, что ничего беспрецедентного в локальных успехах системной оппозиции нет. Мы можем вспомнить, например, несколько знаковых побед коммунистов в 2007–2010 гг. на выборах мэров крупных городов – от Волгограда до Иркутска. Или выборы заксобрания Санкт-Петербурга в 2007 году, когда три системные оппозиционные партии получили в сумме больше мандатов, чем «ЕдРо».
И что? Мэры-коммунисты вскоре после выборов стали «единороссами». А оппозиция в питерском ЗАКСе вместо того, чтобы объединиться, сформировать свое большинство и избрать своего спикера, что было математически реально, первым долгом нашла повод вдрызг разругаться внутри себя, после чего большинство спокойно составили «ЕдРо» и ЛДПР, а спикером стал одиозный «единоросс» Тюльпанов.
Так что успех на выборах ничего не значит для политической силы, которая не хочет брать власть. А хочет оставаться важным, постоянным элементом политической машины власти существующей.
Многие критически мыслящие наблюдатели полагают, что русский народ у нас так плох, что все время не за тех голосует и постоянно дает себя обманывать. В обмен на жалкие крохи с барского нефтегазового стола. Однако выборы последних лет, жалкие, фиктивные, фальсифицированные, все равно позволяют понять, что значительная часть народа голосует-таки за оппозицию. А если вычесть 15–20%, полученные «ЕдРом» специальными методами имени наивности Радзиховского, то выйдет, что народ оппозицию просто-таки предпочитает.
Просто сама оппозиция предпочитает кремлевского хозяина, а не своего избирателя. Вновь и вновь повторяю: проблема не в плохом большинстве. Тем более, что никогда еще большинство не меняло хода истории. Оно существует для того, чтобы следовать образцам, установленным активным творческим меньшинством. Проблема – в плохом меньшинстве. Отсутствии критической массы из 2% россиян, которые твердо решат, что политический режим можно и должно сменить. Будет новое меньшинство – будет и новое большинство. Никак не в обратном порядке.
И все-таки среди системной оппозиции нашелся 14 марта один известный политик, который сказал очень умную вещь. Им оказался, как ни смешно, Сергей Миронов. Он предложил (надо отдать ему должное, далеко не в первый раз), объединить «СР», КПРФ и «Яблоко» и сделать на их базе единую оппозиционную партию социал-демократического толка. Это правильное направление мысли.
Выборы 13 марта еще раз подтвердили тезис, с которым автор этих строк носится последние лет шесть: поведение протестного электората в современной РФ – внеидеологическое. Большинству тех, кому не нравится существующий строй, важно, против кого голосовать, но не так важно, за кого – «Яблоко», ЛДПР или коммунистов. Главное поверить, что тот, за кого голосуешь, поборется за победу, а не сольется в ту же историческую секунду.
Потому действительно надо создавать единую оппозиционную партию (ЕОП) – только не социал-демократическую, а всеобщую. Вместе с ЛДПР. Ради этого, кстати, и затевалась в 2006-м «Другая Россия», но умерла из-за того, что ее создатели на определенном этапе, как водится, решили побороться между собой, а не против Кремля. И – развивая мысль Миронова – надо, чтобы старые руководители всех партий-создателей ЕОП в момент появления новой структуры на свет ушли в отставку. А первую тройку списка ЕОП составили, например, Алексей Навальный, Евгения Чирикова и Юрий Шевчук. Тогда можно будет говорить и о рождении оппозиции, и о борьбе за власть.
Не пугайтесь – этого, конечно, не будет.
А что будет? Посмотрим.
Президент Медведев ведь нам объяснил, что в России отсутствуют предпосылки для развития событий по тунисскому и египетскому сценариям. Значит, что-то чувствует, шельмец.
Станислав Белковский
http://slon.ru/articles/561450/