Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О образовании

Сообщений 31 страница 40 из 40

31

Россия подготовит инженеров на средства гуманитариев

Деньги на расширение финансирования подготовки технических специалистов власти изыщут, сократив число гуманитариев-бюджетников

Увеличение финансирования подготовки инженерно-технических кадров правительство РФ намерено производить за счет сокращения бюджетного набора студентов на гуманитарные специальности, сообщил помощник президента России Аркадий Дворкович.

В период с 2004 по 2011 годы, по данным Минобрнауки, российские вузы снизили набор на бюджетное отделение по таким направлениям, как «Гуманитарные науки» (-30,6%), «Образование и педагогика» (-35,7%), «Экономика и управление» (-51,5%), сообщает РИА «Новости».

В то же время был увеличен набор по таким укрупненным группам специальностей, как «Информационная безопасность» (+63%), «Геодезия и землеустройство» (+56%), «Авиационная и ракетно-космическая техника» (1,8%), «Морская техника» (+9,3%), «Автоматика и управление» (+98,6%), «Информатика и вычислительная техника» (+21,1%).

Ранее тему подготовки кадров по техническим специальностям поднимал президент России Дмитрий Медведев. По его словам, российские вузы готовят много специалистов по инженерным специальностям, на них есть высокий спрос. Однако специалистов в этих областях все равно не хватает, так как две трети выпускников-инженеров прячут свои дипломы в стол, констатировал глава государства.

Чтобы повысить качество образования в технических вузах, Медведев предложил запретить профильным техническим вузам осуществлять платную подготовку студентов по непрофильным специальностям.

При этом глава государства не упомянул, куда пойдут работать новоявленные технари. В то же время эксперты, опрошенные BFM.ru, отмечали, что в России пока не так много современных предприятий, которые могли бы формировать спрос на квалифицированных инженеров. По их словам, спрос на такие кадры будет расти только после того, «как будет очевиден рост тех областей экономики, в которых они востребованы».

http://www.bfm.ru/news/2011/03/29/rossi … ubric#text

0

32

Госдума хочет предоставить отсрочку от армии всем учащимся

Кроме того, депутаты предлагают не увязывать отсрочку от армии с наличием у учебных заведений госаккредитации

Так называемая образовательная отсрочка от военной службы может распространиться не только на студентов вузов, но и на другую учащуюся молодежь, сообщает «Российская газета».

Группа депутатов Госдумы предложила, отправляя ребят в армию, основываться не на делении их на «студентов» и «нестудентов», а на наличии/отсутствии справки об очной учебе. Кроме того, в расчет должен браться и определенный правительством перечень профессий, в специалистах по которым особенно нуждается страна.

Таким образом, те, кто в 18 лет все еще осваивает среднюю общую программу, будут временно освобождены от службы без всяких дополнительных условий.

Сегодня учащиеся колледжей и техникумов не имеют возможности непрерывно продолжать образование. Они могут пойти в вуз только после армии. Законодатели посчитали это несправедливым и добиваются для молодежи права на непрерывную учебу.

Чтобы выпускники техникумов, колледжей и ПТУ имели такое же право поступать в вузы, как школьники, депутаты предлагают не записывать их в весенние призывные списки.

Отдельным пунктом в законопроекте прописано, как и насколько следует освобождать от военной службы аспирантов. Отсрочку на послевузовское образование депутаты предлагают сохранить. Но если человек в течение года после окончания аспирантуры не защитит диссертацию и не получит ученую степень, казармы ему не миновать.

Кроме того, поскольку в системе образования грядут крупные перемены, депутаты предлагают не увязывать отсрочку от армии с наличием у учебных заведений госаккредитации. Это, по мнению законодателей, позволит не призывать в армию ребят, которым предстоит осваивать новые для вузов специальности.

Взаимосвязь госаккредитации и отсрочки в последнее время стала головной болью для студентов. В частности, в Российский студенческий союз начали поступать обращения студентов, которые могут быть призваны на военную службу во время обучения.

Процедура аккредитации требуется для каждой специальности, преподаваемой в образовательном учреждении. Сложность состоит в том, что учебный курс может получить такой статус только после того, как произойдет первый выпуск студентов.

В связи с этим Российский студенческий союз уже потребовал упрощения предоставления аккредитации вузам по новым программам, возникающим в связи с переходом на систему «бакалавриат-магистратура».

Что касается списка необходимых стране профессий, то в приоритете, безусловно, будет профессия инженера. Президент России активно развивает тему подготовки инженеров с февраля этого года. По мнению главы государства, России не хватает людей с инженерным образованием. Однако Медведев при этом не распространяется на тему того, когда же профессия инженеров в России станет высокооплачиваемой.

http://www.bfm.ru/news/2011/04/11/gosdu … .html#text

0

33

Чем грозит школам московский стандарт

Зарплаты учителей пересмотрят, а школам-лидерам, возможно, придется тянуть на себе отстающих

Ирина Абанкина

13.04.11 | 15:14

http://slon.ru/images2/blog_photo_12/school/468951_350.jpg

С 2012 года в Москве появится новая пятилетняя программа развития образования в столице. Какие неприятности она несет для директоров школ, не привыкших к финансовой самостоятельности? Как изменятся зарплаты учителей? И почему лучшие школы города будут в ответе за отстающих, с трудом переживающих госаттестацию?

Во главу угла новой программы поставили качество образования. Программа идет под лозунгом внедрения московского стандарта. О качестве и на предыдущем этапе говорили довольно много, но эффективность финансирования была очень низкой. Сейчас нужно найти баланс, чтобы вложенные деньги давали соразмерный эффект.

Для этого придется изменить систему финансирования. Прежде финансирование было разделено на текущее (деньги доводились по сметам) и отдельно, как дополнение, выделялись деньги на программу развития. Сейчас планируется их объединить и увязать все ресурсы системы в единую госпрограмму на уровне субъекта федерации.

Этот формат действует во многих странах, где идет управление по индикаторам. Россия только готовится к переходу на такую систему, и Москва будет первым регионом, где ее опробуют.

С первого апреля стартовал пилотный проект. На уровне каждой управы выделили по одной школе: это 125 школ, на которых будут отработаны и финансово-экономические механизмы, и увязка финансирования с результативностью, качеством.

Осложняет переход на новую систему то, что введение новых стандартов совпало с переходом на 83-ФЗ, в который зашиты механизмы финансирования на нормативной основе с учетом показателей качества и результативности, что само по себе непросто. Кроме того, московский директорский корпус не очень привык к самостоятельности в распоряжении бюджетными средствами: директора фактически отвечали только за распределение зарплат, и то все надбавки были четко фиксированы, а основные траты шли через централизованные закупки.

Переход к большей самостоятельности еще не освоен. Это сложная ситуация и для учителей. Кто сохранит свою заработную плату? Кто ее сможет повысить? Как все будет учитываться? Если раньше финансирование зависело от статуса учебного заведения: если ты работал в гимназии или центре образования – финансирование там было выше, а следовательно выше зарплаты. Теперь же все должно зависеть от качества учебных программ. 

Но кроме внутренних проблем есть те, которые больше понятны всем родителям. В городе очень острые вопросы связаны с дошкольным образованием и его доступностью. Устроить ребенка в детский сад в год-полтора очень сложно. Нет ни мест, ни воспитателей, которые могли бы работать с такими малышами. Но необходимо развивать это направление, чтобы молодые мамы после трехлетнего перерыва не сталкивались с серьезной проблемой потери квалификации. 

Проблем предстоит решить еще очень много. Хотя спрос на дошкольное образование высок, частные детские сады по-прежнему не имеют доступа к бюджетным ресурсам, но партнерство с негосударственными детскими садами могло бы снизить напряжение. Многие школы не готовы к программам инклюзивного образования: нет ни оборудования, ни педагогов с соответствующей квалификацией. Активнее надо работать с группами мигрантов: многие директора говорят, что им нужны адаптационные курсы по русскому языку. В конце концов, в городе довольно много перемещений студентов и школьников в разных направлениях; встает вопрос, насколько эти перемещения рациональны, что в них можно изменить.

Много внимания в программе отводится большому разрыву в качестве образования московских школ: в городе работают лидеры, на которых равняется вся страна, и школы, которые не могут выдержать аттестацию. Есть предложение, чтобы лучшие школы взяли под патронаж отстающих, чтобы учителя ведущих школ делились своим опытом и наработками, проводили мастер-классы. Но такая работа нужна на постоянной основе, чтобы лучшие школы несли ответственность за повышение качества образования, развитие других школ. И многие школы-лидеры не боятся такой ответственности. Развивать зонтичные бренды просто необходимо, чтобы успешные разработки не замыкались в пределах одной школы. 

В последние годы Москва упустила лидерство в модернизации образования: в отношении себя было сделано немало, но этот опыт не транслировался на другие регионы. Именно поэтому сейчас для Москвы создается такой амбициозный план, чтобы она смогла снова стать локомотивом для других регионов.

http://slon.ru/blogs/abankina/post/579388/

0

34

ОП предложены расширенные стандарты образования школьников

Список обязательных предметов расширен, школьникам предлагается сдавать ЕГЭ по каждому из них

    В Общественной палате России презентован вариант программы обучения старшеклассников, альтернативный скандальному стандарту образования для 10-11 классов, пишет «Коммерсантъ». Новый стандарт существенно расширяет список обязательных к изучению в школе предметов. Общественная палата рекомендовала Минобрнауки свести проекты в один документ и принять его.

    Альтернативный план образования разработан президиумом Российской академии образования (РАО). В нем 70% школьных часов отдано под изучение обязательных предметов. В число обязательных при этом входят русский язык, литература, математика (алгебра и геометрия вместе), естествознание (объединенные физика, химия и биология) и несколько других предметов. Их можно изучать на объединенном базовом уровне, а можно углубленно проходить по отдельности. Кроме того, авторы нового стандарта хотят проводить ЕГЭ по всем обязательным учебным предметам. Предмет, который изучался на базовом уровне, будет оцениваться в формате «зачет» или «незачет», а для профильных сохранится 100-балльная система оценки.

    Ранее группа экспертов под руководством управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова представила проект образование школьников, который вызвал бурю негодования в обществе. В частности, он предусматривал возможность выбора предметов, которые ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие — более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень).

    При этом в круг обязательных предметов были включены только предмет «Россия в мире», основы безопасности жизнедеятельности, физкультура и создание индивидуального проекта. Сразу же в адрес проекта и его разработчиков полетели камни со стороны научного сообщества и обычных граждан России. Проект не понравился и премьер-министру Владимиру Путину, который раскритиковал действия главы Министерства образования Андрея Фурсенко и посоветовал ему еще раз проанализировать проект.

http://www.bfm.ru/news/2011/04/29/op-pr … nikov.html

0

35

Школьники в России читать не умеют, но любят
Почему российские дети опять отстали от китайских

08.12.10 | 20:58

http://slon.ru/images2/obrazovanie/schoolboyz/2432756_350.jpg

Российские дети – не самые образованные, и ситуация ухудшается. Зато с доступностью образования для бедных у нас все еще неплохо в сравнении с другими странами – и многие русские школьники до сих пор читают для удовольствия. Таковы результаты международного исследования PISA 2009, опубликованного ОЭСР. Знания 15-летних школьников по чтению, математике и естественными наукам сравниваются каждые три года, начиная с 2000-го. В каждом из предметов можно набрать от 0 до 600 баллов.

Абсолютное первое место у Китая: 556 баллов по чтению, 600 баллов, т.е. максимально возможная оценка, по математике и 575 баллов – за естественные науки. Россия заняла 43-е место из 65 стран по чтению. Выше нас – сплошь государства c развитыми экономиками, продвинутые азиатские государства (Южная Корея, Сингапур, Тайвань и т.д.), а также несколько восточноевропейских партнеров по соцлагерю: Эстония, Польша, Венгрия, Латвия, Словения, Чехия, Словакия и Литва. Показатели тестов по другим предметом тоже ставят во вторую половину рейтинга и ниже среднего по ОЭСР (см. диаграмму).

Но важен, конечно, не только абсолютный показатель, который может зависеть от методики, но и его изменения. Например, по чтению Россия с 2000 по 2009 год потеряла 2 пункта. Из развивающихся стран просели, кроме нас, Болгария, Румыния, Чехия и Аргентина. А вот Латвия (+26 баллов), Польша (+21), Бразилия (+16) выросли, но рекордсменом стало Чили (+43).

Конечно, по мнению ОЭСР, наша система образования не так уж и плоха. Статистика показывает, что образовательные системы, которые дают примерно равные возможности детям из семей с разным общественным статусом и доходом, получают и более высокие результаты в тестах PISA. Проще говоря, страна, где в бедных и богатых школах примерно равное количество хороших учителей, будет и более образованной – обществу в целом большой разрыв между простыми и элитными школами невыгоден. В России 11% различий в оценках школьниках объясняется не их усилиями в учебе, а социально-экономическим положением семьи. Это хороший показатель. В немногих странах он опускается до 8% и лишь в Катаре и Макао достигает экстремально низких 4% и 2%. Антирекордсмены здесь Перу, где школьник из семьи с хорошим положением и доходами в среднем на 27% образованнее, а также Венгрия (26%).

Хоть навыки чтения у российских школьников не самые лучшие, зато примерно 80% из них читают книги для удовольствия, а не только по учебе. Это 15-е место в мире, а на первом Казахстан (около 90%). Начало этого рейтинга оккупировали арабские и развивающиеся страны. Западные школьники любят чтение гораздо меньше. Первая развитая экономика встречается лишь на 33-м месте – Канада (около 65%). На последнем месте Лихтенштейн, где получают удовольствие от книг 45% детей.

В исследовании несколько более-менее ожидаемых выводов: девочки учатся лучше мальчиков, дети из семей с одним родителем учатся хуже, а хорошие отношения между учителем и учеником могут существенно улучшить успеваемость. Однако довольно интересны найденные сходства в образовательных системах тех стран, ученики из которых показывают высокие результаты: там в среднем реже выгоняют студентов из школ, предоставляют равные возможности для обучения ученикам независимо от общественного и материального положения, реже оставляют на второй год и разбивают на меньшее количество классов по уровню успеваемости. Также в успешных образовательных системах школы меньше контролируют с точки зрения того, как учить и оценивать студентов и на что тратить деньги, но заставляют публиковать отчеты о результатах.

А вот стандартные тесты, а также конкуренция между школами за учеников не улучшает уровень образования. Кроме того, в среднем не влияет на уровень знаний и то, в какую школу ходит ребенок – частную или государственную. Не имеют значения и популярные нынче малые классы. Зато зарплата учителя сказывается на образовании ученика весьма значимо.

Грамотность 15-летних школьников

http://slon.ru/images/infographix/obrazovanie_mir.gif
ИСТОЧНИК: ОЭСР

http://slon.ru/articles/510316/

0

36

Зарплаты "съёжились"

http://image.subscribe.ru/list/digest/economics/im_20110506220850_29457.jpg

Зарплаты "съёжились"

Заканчивается первый месяц реформы оплаты учительского труда. Она проводится не во всех школах столицы, но уже вызвала переполох в рядах педагогов и родителей

«Лужковские» надбавки отняли

Как рассказал «АиФ» Всеволод Луховицкий, сопредседатель созданного в январе межрегионального профсоюза «Учитель», первый результат реформы — отмена «лужковских» надбавок, составлявших от 40% учительского заработка до 250% (в Москве). Оставшаяся базовая часть зарплаты — это 9-11 тыс. руб. в месяц. Чтобы вернуть отнятые деньги, учитель имеет возможность заработать стимулирующую надбавку. Как уверяют придумавшие это чиновники, она может даже превысить «лужковскую» надбавку. Но может приближаться и к нулю, как это случилось в Удмуртской Республике. Теоретически всё зависит от качества работы. Практически — от произвола директора школы.

— До начала реформы в столице этот путь уже прошёл 31 регион России, — говорит В. Луховицкий. — В Новосибирской области региональная надбавка к базовой части зарплаты составляет от 2 до 5%. В Белгородской области местная дума сократила финансирование, ссылаясь на плохие результаты ЕГЭ.

В некоторых регионах России эта реформа идёт с 2007 г. Как правило, начало было обнадёживающим: в школах, включённых в эксперимент, зарплата учителя росла. Местные СМИ бойко разносили эту весть. Однако хитрость в том, что, когда большинство учебных заведений переходит на новую систему, оказывается: на всех денег не хватает. В итоге зарплата учителей снижается в 1,5 — 2 раза. Стимулирующие надбавки изыскивают за счёт экономии на учебных пособиях, ЖКХ, за счёт сокращения психологов и библиотекарей. И за счёт кошельков родителей, вынужденных теперь оплачивать «дополнительные образовательные услуги».

С января 2012 г. реформа охватит половину школ Москвы, с сентября 2012 г. — все. К тому времени, по предварительным подсчётам, за каждого ученика папам и мамам придётся доплачивать примерно по 10 тыс. руб. в месяц.

Учителей оценят по ЕГЭ учеников

— Сама идея новой системы оплаты учительского труда правильна, — объяснил «АиФ» Евгений Бунимович, сопредседатель наблюдательного совета за ходом реформы московского образования, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. — Давно пора сместить акцент с былых заслуг на сегодняшние результаты. Не столь важно, каким ты был учителем двадцать лет назад, важнее — что умеешь сейчас. Хотя и совсем сбрасывать со счетов прошлые заслуги не стоит: стаж работы кое-что значит.

Главный вопрос в этой реформе: какова мера качества учительского труда? Чем её измерять, результатами ЕГЭ? Но тогда возникает опасность — школы могут стремиться выдавливать тех учеников, которые тянут её назад, включая, например, детей мигрантов... Школа, ведущая отбор на входе, оказывается в заведомо лучшем положении. А как оценить труд учителя, ученик которого в конце года вместо тридцати ошибок в диктанте стал делать десять? Оценка в обоих случаях — двойка. Но ведь прогресс колоссальный! И наверняка более трудный, чем путь к пятёрке способного ученика. Для оценки труда педагога нужен более тонкий инструмент, но он не разработан. Как не попала в критерии оценки созданная в школе атмосфера. Чего стоят достижения, если за ними — страх детей, подавление их воли? Школа — это ведь не «фабрика знаний», она воспитывает, социализирует. Не унижает ли учитель детей, не добивается ли высоких оценок путём насилия? Как это учесть?

Согласен, оптимизация кадров школе нужна: не дело, когда у директора семь замов. Но не впадём ли в другую крайность, если «оптимизация» выметет из школы психологов, социальных работников, сопровождающих детей-инвалидов? Эти нюансы должны быть продуманы и законодательно прописаны.

Но почему сначала начинают реформы, а потом начинают думать о нюансах? Или хорошо, что вообще начинают?

Савелий Кашницкий

http://digest.subscribe.ru/economics/mo … 67025.html

0

37

От редакции: Экзамен по гребле

18.05.2011, 88 (2854)

Едва успели утихнуть страсти вокруг прошлогодней сдачи единого госэкзамена, как Министерство образования и науки подготовило абитуриентам, их родителям и вузам новый неприятный сюрприз. В конце января нынешнего года министерство издало приказ № 86, который изменил перечень предметов на вступительных испытаниях, которые пройдут будущим летом. Документ поставил под угрозу планы десятков тысяч абитуриентов, поскольку ввел новые дисциплины или заменил их по многим специальностям.

В частности, будущие педагоги должны были бы сдавать кроме обществоведения и русского языка не математику и иностранный, а два профильных предмета. Прежний вариант оставлен только для желающих учить детей с девиантными особенностями поведения. Желающие получить высшее образование по специальности «туризм» — историю вместо иностранного языка (видимо, чтобы учиться патриотизму, а не космополитизму). Специальность «лингвистика» разделена на две — просто лингвистику (под которой теперь понимается умение переводить с одного языка на другой) и фундаментальную и прикладную, для занятий которой нужна математика — ее-то и предстоит им сдавать вместо истории.

Сами по себе поправки в программу приемных испытаний, по которым будущие абитуриенты обязаны представить в большинство вузов сертификаты о сдаче ЕГЭ, законны и обоснованны. Математика для лингвиста действительно важнее истории. Плохо другое — время издания и особенно обнародования поправок.

Минюст зарегистрировал изменения только 1 марта. Чиновники не обсуждали публично эти изменения с общественностью. Крайними могли оказаться (а может, еще и окажутся) абитуриенты, интенсивно изучавшие с начала учебного года один предмет, а теперь вынужденные переключаться на другой, и их родители, а также школьные учителя, которым предстоит спешно перекроить планы подготовки. В выигрыше окажутся разве что репетиторы по дефицитным предметам и не самые чистоплотные члены приемных комиссий в немногих вузах, где сохранились приемные экзамены.

Перспектива неожиданных испытаний для абитуриентов и их последствия (например, призыв в армию тех, кто не успел быстро освоить новый предмет) вызвали волну общественного негодования, которая дошла до президента.

Дмитрий Медведев на совещании по вопросам детского здравоохранения попенял министру Андрею Фурсенко на недоработки: «Вашим приказом на дыбы поставили всю страну <...> Аккуратнее надо. Это очень чувствительные вещи <...> Если какие-то решения принимаются, они должны быть продуманными, с тем чтобы потом не приходилось отгребать обратно».

Чиновники уже отгребли — объявили, что правомерными для будущего экзаменационного лета будут только те поправки, которые опубликованы до 1 февраля, или те, что касаются специальностей, не значившихся в прежнем перечне.

Неожиданные изменения в программу поступления в вузы не единственные. В феврале, за три месяца до проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) для девятиклассников, был изменен формат экзамена по информатике. Подобные поправки возможны в сентябре, самое позднее — в ноябре, говорят эксперты, в противном случае изменения просто вредны и дискредитируют действующий порядок оценки знаний и компетенций школьников.

Эпизод с поправками в программы вступительных испытаний, равно как и нашумевшая история с проектом Федерального государственного образовательного стандарта, показывает, как поспешные и непродуманные шаги бюрократии способны дискредитировать самые разумные реформы. Стресс лета 2009 г., вызванный подачей абитуриентами сертификатов ЕГЭ в неограниченное число вузов, резко изменил отношение к новому порядку экзаменов. В 2006 г. его поддерживали 44% опрошенных «Левада-центром», отвергали 32%, в 2009 г. ситуация зеркально изменилась: 28% против 43%. Сейчас ситуация ненамного улучшилась: за ЕГЭ — 34%, против — 42%. Что важно, в его пользу высказывается молодежь, поступившая в вузы по новым правилам. Среди юношей и девушек 18-24 лет сторонники ЕГЭ составляют 49,5%, противники — 39%. Но если Минобразования будет продолжать действовать по прежним лекалам, оно добьется, что единый госэкзамен и, если говорить шире, новации в образовании не будут вызывать ничего, кроме раздражения.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … _po_greble

0

38

Учителя и родители школьников не узнают о результатах наркотестов

http://pics.top.rbc.ru/top_pics/uniora/16/1305957713_0016.250x200.jpeg

Учителя и руководство школ, ученики которых проходят добровольное тестирование на наркотики, не будут осведомлены о результатах анализов. В том случае, если тест покажет наличие следов наркотических веществ в крови того или иного школьника, то ему предложат пройти повторную процедуру, а родителей с результатом первого анализа также не ознакомят.

По словам Ольги Габрильянц, заведующей отделением профилактики независимого поведения Московского научно-практического центра наркологии департамента здравоохранения, методика, по которой проходит тестирование московских школьников на наркотики, называется "Дианар".

Сперва школьники сдают подписанное согласие родителей на анализ крови ребенка, затем отвечают на вопросы анкеты. Ученики, в частности, должны вспомнить, какие у них были болезни и травмы и какие лекарства они употребляли, пишет "Московский комсомолец". После этого у школьников берут на анализ кровь из вены.

Методика хороша тем, что позволяет определить ранние и скрытые формы наркомании: в крови остаются антитела, которые позволяют выявить факт употребления наркотиков даже в том случае, если в последний раз оно произошло за полгода до теста. В течение недели анализы готовятся в лаборатории, составляется база учеников. Те, кто прошел диагностику и получил отрицательный результат, на учет не ставятся.

По словам нарколога, специалисты стараются настроить ребенка таким образом, чтобы он сам сообщил родителям о своих проблемах, и соблюсти три принципа – информированность, добровольность и конфиденциальность. В частности, школьную администрацию не ознакомят даже с приблизительными итогами тестирования: директор школы не сможет узнать не только фамилии наркозависимых учеников, но и были ли положительные результаты вообще.

Идею проверки учащихся на наркотики предложил президент России Дмитрий Медведев. По его словам, практика тестирования школьников уже опробована в регионах, однако не везде получила одобрение. Между тем родители, пережившие трагедию гибели своих детей в результате употребления наркотиков, понимают значение такого тестирования, подчеркнул глава государства.

21 мая 2011 г

http://top.rbc.ru/society/21/05/2011/594381.shtml

0

39

0

40

Экономика | 13.01.2012

Немецкий эксперт: В глобальной борьбе за знания Россия явно не в первых рядах

http://www.dw-world.de/image/0,,15659762_4,00.jpg
Научные знания - главное "сырье" 21-го века

Аналитический центр Deutsche Bank пришел к выводу, что во всем мире резко обостряется конкуренция между вузами за лучших ученых и студентов. Однако ведущие университеты Европы успешно удерживают лидирующие позиции.

Аналитический центр Deutsche Bank (Deutsche Bank Research) во Франкфурте-на-Майне в конце декабря 2011 года опубликовал исследование, посвященное глобальному соревнованию в сфере высшего образования. По просьбе Deutsche Welle об основных выводах этого исследования рассказал его автор Инго Рольваген (Ingo Rollwagen).

Deutsche Welle: В чем состояла цель проведенного под вашим руководством исследования?

http://www.dw-world.de/image/0,,15656045_4,00.jpg
Инго Рольваген

Инго Рольваген: Мировая экономика вступает в новую фазу, когда непременным условием народнохозяйственного развития становятся знания. Отсюда - решающая роль образования, прежде всего, высшего. За людей, генерирующих знания, развернулась глобальная конкурентная борьба. Мы решили выяснить, каковы успехи отдельных стран в этом соревновании за лучшие умы.

- К каким же основным выводам вы пришли?

- Главный из них: борьба между отдельными университетами, городами и целыми государствами за лучшие умы явно обостряется. Расходы на научные исследования и конструкторские разработки, а также на развитие системы высшего образования растут практически повсюду в мире. Больше всего инвестируют по-прежнему Северная Америка и Западная Европа, однако их стремительно догоняет Китай.

- А как обстоят дела в России?

- Зная, каким потенциалом обладает Россия, которая еще в 80-е годы прошлого века по уровню образованности населения превосходила многие развитые страны Запада, я ждал большего. Честно говоря, я был даже несколько шокирован полученными результатами. Россия выделяет меньше денег на науку, чем другие страны из категории развивающихся рынков, например, Бразилия. Россия отстает по количеству патентов, ее специалисты и учебные заведения слишком редко дотягивают до высшего мирового уровня. Правда, за последние два десятилетия число россиян с высшим образованием почти удвоилось, так что вектор развития, в принципе, правильный. Тем не менее, в глобальной борьбе за знания Россия сегодня явно не в первых рядах.

- В свое время вы учились и работали в России, знаете не понаслышке и Санкт-Петербургский государственный университет, и МГУ. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы российской системы высшего образования и, в частности, этих вузов?

- Среди целого ряда важных проблем я бы выделил, например, недостаточную прозрачность российских вузов. Скажем, очень мало данных о том, как Московский университет использует средства на научные исследования. А ведь это очень важно знать потенциальным инвесторам! Причем я имею в виду не только крупные международные компании, решающие, где именно размещать заказы на научные исследования, но и само российское государство. Оно ведь тоже должно быть заинтересовано в точной информации о том, на что именно направляются бюджетные средства. В Санкт-Петербргском университете дела с прозрачностью обстоят лучше. Однако там пока еще только складывается культура привлечения бизнеса к финансированию науки, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Надо решительней идти по этому пути, смелее испытывать новые формы. Это очень важно для сохранения позиций этого университета в условиях обостряющейся глобальной конкуренции в сфере образования.

- Университеты Москвы и Санкт-Петербурга - единственные российские вузы, которые включены в используемый вами рейтинг 500 лучших высших учебных заведений планеты, причем МГУ вошел в первую сотню, заняв 77 место. Доминируют в этом списке европейские вузы, хотя самые высшие места занимают американские университеты. К каким выводам вы пришли, анализируя состояние высшего образования и науки в странах Западной Европы?

- В ходе исследования мы, к примеру, обратили внимание на очевидные успехи скандинавских государств. Скажем, благодаря объединению трех вузов сильно укрепились позиции Хельсинкского университета. Вообще Финляндия нас приятно удивила: эта маленькая страна очень точно определяет свои приоритеты. Аналогичная картина - в другой небольшой стране, в Швейцарии. Здесь сложилась система из нескольких высших технических школ, которые получают щедрую государственную поддержку, что обеспечивает им высокий мировой уровень. Возьмите Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха…

- …она считается лучшим вузом в континентальной Европе и занимает в упомянутом рейтинге 23 место. А что вы можете сказать о системе высшего образования в Германии?

- Нас, немцев, естественно, не может не радовать, что Германия имеет широкую палитру разнообразных университетов и высших школ. Правда, они, как правило, не входят в ТОП 100, а занимают места во второй и третьей сотнях рейтинга. Самый мощный образовательный кластер сложился сейчас в Мюнхене, очень перспективным является также Гейдельбергский университет, сконцентрировавшийся, в частности, на медицинских науках.

- В России высоким авторитетом пользуется английская система образования и, в частности, британские университеты. Согласно рейтингу, лучшим вузом Европы является Кембриджский университет, занимающий 5 место. В какой мере оправдан такой имидж?

- Университеты в Кембридже и Оксфорде по традиции являются выдающимися центрами, которые благодаря многочисленным пожертвованиям располагают крупными финансовыми средствами. Особо выделяется также образовательный кластер в Лондоне. Эдинбургскому университету очень пошло на пользу как широкомасштабное финансирование со стороны шотландских властей, так и привлечение специалистов со всего мира. В ТОП 100 входят также малоизвестные британские университеты в Ноттингеме и Шеффилде. Однако мы опасаемся, что многие превосходные вузы в Великобритании из-за сокращения бюджетных расходов в обозримом будущем столкнутся с серьезными финансовыми проблемами.

Беседовал Андрей Гурков
Редактор: Сергей Гуща

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15661468,00.html

0