Экономика | 13.01.2012
Немецкий эксперт: В глобальной борьбе за знания Россия явно не в первых рядах
Научные знания - главное "сырье" 21-го века
Аналитический центр Deutsche Bank пришел к выводу, что во всем мире резко обостряется конкуренция между вузами за лучших ученых и студентов. Однако ведущие университеты Европы успешно удерживают лидирующие позиции.
Аналитический центр Deutsche Bank (Deutsche Bank Research) во Франкфурте-на-Майне в конце декабря 2011 года опубликовал исследование, посвященное глобальному соревнованию в сфере высшего образования. По просьбе Deutsche Welle об основных выводах этого исследования рассказал его автор Инго Рольваген (Ingo Rollwagen).
Deutsche Welle: В чем состояла цель проведенного под вашим руководством исследования?
Инго Рольваген
Инго Рольваген: Мировая экономика вступает в новую фазу, когда непременным условием народнохозяйственного развития становятся знания. Отсюда - решающая роль образования, прежде всего, высшего. За людей, генерирующих знания, развернулась глобальная конкурентная борьба. Мы решили выяснить, каковы успехи отдельных стран в этом соревновании за лучшие умы.
- К каким же основным выводам вы пришли?
- Главный из них: борьба между отдельными университетами, городами и целыми государствами за лучшие умы явно обостряется. Расходы на научные исследования и конструкторские разработки, а также на развитие системы высшего образования растут практически повсюду в мире. Больше всего инвестируют по-прежнему Северная Америка и Западная Европа, однако их стремительно догоняет Китай.
- А как обстоят дела в России?
- Зная, каким потенциалом обладает Россия, которая еще в 80-е годы прошлого века по уровню образованности населения превосходила многие развитые страны Запада, я ждал большего. Честно говоря, я был даже несколько шокирован полученными результатами. Россия выделяет меньше денег на науку, чем другие страны из категории развивающихся рынков, например, Бразилия. Россия отстает по количеству патентов, ее специалисты и учебные заведения слишком редко дотягивают до высшего мирового уровня. Правда, за последние два десятилетия число россиян с высшим образованием почти удвоилось, так что вектор развития, в принципе, правильный. Тем не менее, в глобальной борьбе за знания Россия сегодня явно не в первых рядах.
- В свое время вы учились и работали в России, знаете не понаслышке и Санкт-Петербургский государственный университет, и МГУ. Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы российской системы высшего образования и, в частности, этих вузов?
- Среди целого ряда важных проблем я бы выделил, например, недостаточную прозрачность российских вузов. Скажем, очень мало данных о том, как Московский университет использует средства на научные исследования. А ведь это очень важно знать потенциальным инвесторам! Причем я имею в виду не только крупные международные компании, решающие, где именно размещать заказы на научные исследования, но и само российское государство. Оно ведь тоже должно быть заинтересовано в точной информации о том, на что именно направляются бюджетные средства. В Санкт-Петербргском университете дела с прозрачностью обстоят лучше. Однако там пока еще только складывается культура привлечения бизнеса к финансированию науки, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Надо решительней идти по этому пути, смелее испытывать новые формы. Это очень важно для сохранения позиций этого университета в условиях обостряющейся глобальной конкуренции в сфере образования.
- Университеты Москвы и Санкт-Петербурга - единственные российские вузы, которые включены в используемый вами рейтинг 500 лучших высших учебных заведений планеты, причем МГУ вошел в первую сотню, заняв 77 место. Доминируют в этом списке европейские вузы, хотя самые высшие места занимают американские университеты. К каким выводам вы пришли, анализируя состояние высшего образования и науки в странах Западной Европы?
- В ходе исследования мы, к примеру, обратили внимание на очевидные успехи скандинавских государств. Скажем, благодаря объединению трех вузов сильно укрепились позиции Хельсинкского университета. Вообще Финляндия нас приятно удивила: эта маленькая страна очень точно определяет свои приоритеты. Аналогичная картина - в другой небольшой стране, в Швейцарии. Здесь сложилась система из нескольких высших технических школ, которые получают щедрую государственную поддержку, что обеспечивает им высокий мировой уровень. Возьмите Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха…
- …она считается лучшим вузом в континентальной Европе и занимает в упомянутом рейтинге 23 место. А что вы можете сказать о системе высшего образования в Германии?
- Нас, немцев, естественно, не может не радовать, что Германия имеет широкую палитру разнообразных университетов и высших школ. Правда, они, как правило, не входят в ТОП 100, а занимают места во второй и третьей сотнях рейтинга. Самый мощный образовательный кластер сложился сейчас в Мюнхене, очень перспективным является также Гейдельбергский университет, сконцентрировавшийся, в частности, на медицинских науках.
- В России высоким авторитетом пользуется английская система образования и, в частности, британские университеты. Согласно рейтингу, лучшим вузом Европы является Кембриджский университет, занимающий 5 место. В какой мере оправдан такой имидж?
- Университеты в Кембридже и Оксфорде по традиции являются выдающимися центрами, которые благодаря многочисленным пожертвованиям располагают крупными финансовыми средствами. Особо выделяется также образовательный кластер в Лондоне. Эдинбургскому университету очень пошло на пользу как широкомасштабное финансирование со стороны шотландских властей, так и привлечение специалистов со всего мира. В ТОП 100 входят также малоизвестные британские университеты в Ноттингеме и Шеффилде. Однако мы опасаемся, что многие превосходные вузы в Великобритании из-за сокращения бюджетных расходов в обозримом будущем столкнутся с серьезными финансовыми проблемами.
Беседовал Андрей Гурков
Редактор: Сергей Гуща
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15661468,00.html